Рецензия на «И счастие куда б ни повело» (Гумер Каримов)

ОТЗЫВ
на документальную повесть Гумера Каримова
«…И СЧАСТИЕ КУДА Б НИ ПОВЕЛО…»
Имя Гумера Каримова, как издателя, поэта, прозаика, воспитателя литературной молодежи хорошо известно не только в Пушкине и Санкт- Петербурге, но и далеко за пределами этих городов. Журнал «Царское Село», который он редактирует, знают, читают и ценят и в российской глубинке – Вологодчине и Саратовской области, и в некогда мятежной Чечне, где у Каримова много друзей среди местной писательской братии, среди которых и лауреат Госпремии РФ в области литературы Канта Ибрагимов, и на его малой родине – Башкортостане.
Замечательные путевые заметки Гумера Исламович «Чеченский след», в которых раскрывается новый созидательный вектор развития Чеченской республики, воспеваются ее изумительно красивая природа, древние традиции и обычаи народа, взаимная привязанность и дружба чеченской и русской интеллигенции, их стремление глубже познать и понять друг друга, получили широкий положительный отклик в нашем обществе, стали явлением в литературной жизни республики.
Новая документальная повесть Гумера Каримова о Пушкине и Гончаровой, их светлой ничем не омрачаемой на тот период любви, об их друзьях и товарищах интересна для читателя прежде всего новизной авторского подхода к характеристике образов главных героев произведения. Александр Сергеевич и Наталия предстают перед нами не как гениальный поэт и его скромная возлюбленная, а как безрассудно молодая, обворожительно беспечная и красивая супружеская пара, на время забывшая о всех своих житейских проблемах и заботах. Конечно, даже в такой обстановке Пушкин находит время для творчества: он пишет стихи, сказки, мечтает посостязаться с придворным историком Н. М. Карамзиным в написании подлинной истории государства Российского.
Повесть замечательна своей историчностью. Читая ее, буквально физически ощущаешь дух пушкинской эпохи, быт и нравы, политические страсти и даже борьбу с эпидемией холеры, удивительно напоминающую наши нынешние страхи перед «свиным гриппом». Автор небольшими, но точными и колоритными мазками рисует образы друзей и родственников поэта, которые во многом олицетворяли ту эпоху – Пущина И. И., Жуковского В. А, Загряжской Н. К., Гоголя Н. В. и др. На мой взгляд, они предстают перед читателями в новом свете, такими какими они были во взаимоотношениях со своими близкими друзьями со всеми присущими им достоинствами и недостатками.
Достоинством повести является и то, что она написана на хорошем русском языке, доступном и понятном для любого русскоязычного читателя.
Убежден, что представленное сочинение обогатит отечественную пушкиниану, а также историю Царского села новым содержанием. Оно станет хорошим подарком к предстоящему юбилею города.
Считаю, что Гумер Каримов, безусловно достоин присуждения ему премии администрации города Пушкин.
Муса Ибрагимов, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент АН ЧР, Заслуженный деятель науки Чеченской Республики.
29 ноября 2009 г.
Город Грозный

Гумер Каримов   03.09.2013 09:35     Заявить о нарушении
Пушкин, без сомнения, был рьяным русским националистом...

Сергей Шрамко   04.11.2013 17:53   Заявить о нарушении
«Полтава» и «Клеветникам России» А.С. Пушкина - гимны во славу русского оружия, независимо от того, кого оно побеждает: шведов или поляков. Пушкин восхищается победами русской армии и в стихах «Клеветникам России», обращаясь к международному общественному мнению, заявляет, что расправа над поляками – внутреннее дело России: «Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы. Уже давно между собою Враждуют эти племена; Не раз клонилась под грозою То их, то наша сторона. Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях иль верный росс? Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет? вот вопрос». 1831.
Его «Медный всадник» - ода величию государства Российского. Но патриотизм Пушкина - это дворянский национализм. Своей родословной Пушкин очень дорожил и гордился: «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории», - пишет он в 1830 г. "Гордиться славою своих предков не только можно, - говорил он, - но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие".
Одно время он даже увлекался петербургским патриотизмом, который похваляется количеством штыков и опирается на пушки. Эта спесь, конечно, столь же мало извинительна, как и доведенный до крайности аристократизм лорда Байрона, однако причина ее ясна. Грустно сознаться, но патриотизм Пушкина был узким; среди великих поэтов встречались царедворцы, свидетельством тому - Гете, Расин и др.; Пушкин не был ни царедворцем, ни сторонником правительству, но грубая сила государства льстила его патриотическому инстинкту, вот почему он разделял варварское желание отвечать на возражения ядрами. Россия отчасти раба и потому, что она находит поэзию в материальной силе и видит славу в том, чтобы быть пугалом народов. А. Герцен.

Сергей Шрамко   04.11.2013 18:02   Заявить о нарушении
Спасибо. Интересные суждения.

Гумер Каримов   05.11.2013 01:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Гумер Каримов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гумер Каримов
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.09.2013