Рецензия на «Закрытые врата Алекса Беляева» (Пространство Текста)
Надо сказать, что не совсем совершенные произведения искусства тоже выполняют весьма важную задачу в жизни - они дают повод задуматься о сути искусства вообще. Что оно и зачем. Неужели для того, чтобы донести людям сомнительную пропагандистскую истину палестинских экстремистов начала христовой эры о том, что богатый не войдет в рай, надо так много слов? Ну а с другой стороны, - какие такие истины еще может донести до нас искусство литературы? Какие из тех, что до нас уже не донесли? Не знаю. То есть, если нет ничего парадоксального, нового ,-следует обращаться к форме. И только к ней. Это если автор все же нуждается в критике. Если не нуждается, то - все в порядке. Истина зачетна, хотя я по жизни и по другую сторону границы от автора. Но - зачетна. Я намеренно не хочу обсуждать этическую позицию автора. И призываю всех от этого воздержаться. Для литературы будет полезнее, если ее все же будут больше воспринимать как форму, нежели идеологию или информационный поток. Хельги Нордкап 16.09.2013 22:57 Заявить о нарушении
Но тут возникает вопрос: а зачем - новая форма? Зачем искусство постоянно ищет новые формы отображения? Самоценна ли форма сама по себе? Самодостаточна ли она? Или форма - есть способ переставить ударения в содержании, акцентировать, гиперболизировать, метафоризировать содержание?
Возможно ли вести разговор о форме в парадигме искусства не касаясь того, что в эту форму облечено? Иначе говоря, например, макияж - для лица, для того, чтобы сделать его более выразительным. В самом по себе макияже вне его функциональной принадлежности (к лицу) смысла нет и обсуждать хорош он или плох, мягко говоря, странно... Ерин Игорь Геннадьевич 17.09.2013 09:41 Заявить о нарушении
А вот соглашусь с Игерином (безотносительно работы Алекса). "Mein Kampf" - блестящее по форме произведение. И что, мы должны рассматривать только его форму без содержания?
Аманда Глумская 17.09.2013 10:06 Заявить о нарушении
Сдается мне, поставленный Хельги вопрос глубже. Содержание обращено (или должно обращаться) к нравственному чувству. Форма обращена к эстетическому чувству. Эстетика - чувство красоты.
Красота - самостоятельная, отдельная от содержания категория. В искусстве первично именно эстетическое чувство, форма довлеет над содержанием. Однако как бы форма не довлела и не подавляла, она должна довлеть над чем-то; то есть содержательная часть обязана-таки быть. Отсюда вопрос упирается в пропорции: много "красоты", мало "содержания" - это, очевидно, искусство. Мало "красоты", много содержания" - это публицистика, репортаж или что-то другое, но не искусство. Ерин Игорь Геннадьевич 17.09.2013 10:38 Заявить о нарушении
"Mein Kampf" - блестящее по форме произведение (с)
Литература и любое искусство вообще - сосуд, куда вливается содержание и суть читателя, зрителя... И смыслы возникают лишь тогда, когда личность реципиента соединяется с формой данного вида искусства. В Майн Кампф нет рвов, заполненных расстрелянными, нет газовых печей. Нет. Этим всем заполнили книгу уже мы. Задача искусства - предоставить форму для сути, которая уже есть, просто ей некуда влиться. Зря ты, Аманда, привела такой пример. Это прием из запрещенных. Хельги Нордкап 18.09.2013 00:20 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |