Рецензия на «15. Рождение злодея» (Гуйван Богдан)

ГЛ.15
Глава приятно порадовала многими своими составляющими: развернутостью диалогов, вниманием к личным историям и судьбам персонажей (Пицц, Светлана, чуть меньше – Керриган), окончательной дорисовкой характера главного героя и …некоторым затишьем (по сравнению с другими главами) в описании технической терминологии, сопровождающей каждое сражение!))

Если говорить о персонажах, то по «мерзавистости» (да простят меня за это слово наследники Пушкина и последователи Достоевского!)) в этой главе с Мельником вполне может посоревноваться прокурор Короленко.

Какая же он (или она?..) сволочь!..
Очень хорошо прорисованный персонаж; наверное, можно было бы упрекнуть автора в том, что он предстает перед нами в утрированном образе злодея из злодеев, однако войдя более глубоко в авторский замысел, следует признать, что обвинения не обоснованы, и гротескность прокурора Короленко оправдана.

Здесь он являет собой некий собирательный и обобщенный образ чинуши-приспособленца, - наглого, беспринципного типа, во всем ищущего свою выгоду и идущего по костям тех, от кого нечего взять, кроме их жизней.

Не таково ли прошлое и самого Мельника? Не такова ли история всех подобных мельников?..

Для них люди – это не более, чем нолики на бумаге, которые легко списать со счетов или, скомкав бумагу, просто сжечь ее, не оставив от этих нолей даже воспоминания.

Получив же власть бОльшую, нежели над бумагами, - власть распоряжаться РЕАЛЬНЫМИ жизнями, они без жалости и излишних сантиментов гонят людей на убой, не считаясь с количеством погибших: «Для полководца война в цифрах, координатах и направлениях ударов. Для него она – развлечение.

– И что, вам весело?

– К сожалению, чем дальше, тем больше».(С)

Увы, эта болезнь вседозволенности власти поразила и Мельника. Он сам признается в этом: «С пушками легко решать сюжетные конфликты». (С)--------!!!!

И опять-таки, возвращаясь к чисто «человеческой» линии, падение Виктора не столько в презрении к всему человечеству, являющемуся для него не более чем пушечным мясом, а в том, что он сам, своей собственной рукой вытравляет в себе это самое человеческое, сознательно идя на подлость и убийство ради того, чтобы сохранить свою шкуру.

Речь идет об убийстве Светланы (которую он знал еще по Мар Саре) и Пицца (человека, которому он явно симпатизировал и, возможно, где-то в своих человеческих мечтах видел своим другом).

Отвратительное по своему цинизму, бессмысленности и варварству убийство!

Если до этого все свои прегрешения и убийства, совершенные на войне, Мельник мог смело «переадресовать» своим «боссам» - Менгску и иже с ними, заставившим его делать за них всю грязную работу( «Раз крохи власти, упавшие со стола Менгска, сделали со мной такое, то, что и говорить о троне императора целого сектора космоса?»), то сейчас валить не на кого: это его рука не дрогнула и оборвала жизнь двух людей, повинных лишь в том, что они стали носителями его тайны:

«…И я начал смеяться, одновременно понимая, что совершил отвратительный поступок, и все же наслаждаясь своей жестокостью. ……….Я раб инстинктов, эмоций, чувств, политиков и рекламы. Но в моем случае все было усугублено до предела. В тот миг я решил уничтожить всех, кто мог подозревать о моей тайне. В мозгу сверкнули имена».(С)

Он сам принял решение и сам привел приговор в исполнение. Судья и палач в одном лице. Он сам поставил запятую в этой фразе: «Казнить, нельзя помиловать», не дав ни Светлане, ни Михаэлю ни единого шанса на спасение, хотя и был им многим обязан в прошлом.

Зато автор в этой главе предоставил своей героине шанс поведать о себе хотя бы перед гибелью!

Она предстает нам человеком со своим прошлым, со своей историей, со своими чувствами и убеждениями, раскрываясь полностью в безумно интересно выстроенном диалоге с Мельником, не преминувшем отомстить Светлане той же монетой, - задавая ей те же бессмысленные и глупые вопросы, что когда-то она задавала ему!

Это еще одна удача главы – наравне с диалогом Короленко и молодого Пицца, и еще один плюс к перечисленным в предыдущих рецензиях авторским умениям!

…Остался только «Эпилог». Последний рывок. Последний бой. Который, как известно, «трудный самый…»)))

Что ж, дожить бы…)))

Только, боюсь, мне понадобится несколько дней на осмысление всего целого и оформление мыслей в более-менее складное и понятное чтиво. Потерпите, Богдан?..))

Шебуршавчики, как всегда ниже.

С теплом,

Елена Серебряная   14.01.2014 15:09     Заявить о нарушении
Шебуршавчики:

Раз крохи власти, упавшие со стола Менгска, сделали со мной такое, то, что и говорить о троне императора целого сектора космоса?---------Сравнение должно быть равновеликим, т. е., сравнивать нужно не селедку и пароход, к примеру, а селедку и горбушу или пароход и лодку.)
Так и здесь: если Мельник говорит о себе, т.е., о ЧЕЛОВЕКЕ, то и во второй части предложения он должен говорить о ЧЕЛОВЕКЕ, т.е., о Менгске, а никак не о его ТРОНЕ, - предмете неодушевленном. («Раз крохи власти, упавшие со стола Менгска, сделали со МНОЙ такое, то, что и говорить о САМОМ ИМПЕРАТОРЕ целого сектора космоса?»)

Как же мне распростереться перед Конфедерацией?!-------В неопределенном времени такой глагол не существует. Лучше выразиться как-то по-другому(к примеру: «РАСПЛАСТАТЬСЯ, пасть ниц» и т.п.)

я прочел это в выражении твоего лица.--------«я прочел это ПО выражению…»

принялся точить об него зубы.---------По правилам, если слово начитается с согласной, пишется предлог «О», если с гласной – «ОБ». (О берег, о нём, о него;НО: об отражении, об атаке).

Поверхность была СЛОЖЕНА антрацитовым базальтом--------Что-то меня это сильно смущает… Что-то тут другое бы подобрать, а?..

«Если можно назвать воздухом, то чем дышим в этом аду.--------Запятая не на месте. Нужно поставить после слова «ТО».

Не в силах пошевелится в БРОНЕ, ставшей для него СТАЛЬНЫМ гробом, десантник был изрешечен пулями.---------Плохо себе это представляю. Если БРОНЯ СТАЛЬНАЯ, и создана специально против пуль, как его (парня в этой броне) могли изрешетить? Другое дело, если он подорвался на мине, или осколком каким-нибудь повредили эту броню, или снарядом разнесло ее…

он воевал вот уже шестьсот шестьдесят четыре сутки.--------) «шестьдесят ЧЕТВЕРТЫЕ сутки».

Но если моя жизнь – кино, то обреченное на провал.
и подкрашенным сахаром для меня.---------Наверное, не «подкрашенным», а «разбавленным, подслащенным, приправленным», а, может, и что-то еще более точное.

Но этой чаши я избежал и пнул подальше.-------М.б., «и пнул ЕЁ подальше»?..

Шаги ставали ближе.---------Нет слова «СТАВАЛИ». Следует выразиться иначе: Шаги были уже совсем близко. Шаги раздавались уже совсем близко. И т.п.

Уже много лет им удается сохранять репутацию почти утопии…------Мысль выражена нечетко. М.б., подумать в этом направлении? («Уже много лет им удается сохранять репутацию ПЛАНЕТЫ, НА КОТОРОЙ СОЗДАН ЕДВА ЛИ НЕ РАЙ, СТРАНА-УТОПИЯ…»)

лучше сразу сыграть в русскую рулетку автоматическим пистолетом.---------Можно без «автоматического пистолета», выражение и так достаточно понятное и устойчивое. Или же выразиться точнее: «…в рулетку С ПОМОЩЬЮ автоматического пистолета».Но это тоже не айс, лучше все же вообще убрать эти слова про пистолет.

Далее - большой эпизод, где нудно разобраться с тем, кто, где и когда стоит, сидит, идет, – короче – где находится:

"Светлана и Пицц ПОКИНУЛИ КОМНАТУ. Несколько секунд я глядел на удаляющиеся силуэты. Пицц забыл закрыть дверь. …"--------Так, значит, они идут по коридору, и Мельник их видит.

"…Мне было достаточно лишь подумать, чтобы заставить Светлану, выглянув в окно, подставить голову под нужным углом". ------------А здесь Мельник уже смотрит на нее в ОКНО. Стало быть, она уже НА УЛИЦЕ?

"Представляя себе, как потухает закат, отражающийся в ее глазах..."-------- Да и закат может отражаться, наверное, только тогда, если человек находится НА ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Далее:--------- "...не успело тело Соболевой упасть НА ПОЛ..." -------Значит, они НЕ на улице, если ПОЛ!

Смотрим еще дальше:
"….. я с улыбкой на лице встал с кресла и двинулся к телам. …….. Меньше, чем через секунду я вновь сидел в своем кресле, и дымящийся пистолет валялся передо мной".------------Ну, пусть не секунду, но хотя бы несколько минут все это заняло. Получается, что они все же не успели уйти далеко от кабинета и выйти из здания? Тем более, далее Мельник звонит охране и просит убрать трупы.

ТАК ГДЕ ЖЕ это все-таки произошло??? Нужно как следует проштудировать этот эпизод, чтобы исключить ляпы. Или же я ничего не понимаю.

Кроме того, само предложение требует доработки:
"Мне было достаточно лишь подумать, чтобы заставить Светлану, выглянув в окно, подставить голову под нужным углом".--------М.б., как-то дополнить?: «Мне было достаточно лишь ВЫГЛЯНУТЬ В ОКНО и ОТДАТЬ МЫСЛЕННЫЙ ПРИКАЗ, чтобы заставить Светлану ПОВЕРНУТЬ голову под нужным углом». М-м?

Пока всё.)

Елена Серебряная   14.01.2014 14:59   Заявить о нарушении
Конечно, с одной стороны Мельник вконец съехал с катушек и скатился на тропу чистого зла, но с другой стороны, не он виноват, что из-за своих врожденных способностей оказался нужен сильным мира сего. Виктор просто хочет исчезнуть, хочет, чтобы его оставили в покое. На этом пути он уже ни перед чем не остановится. Так что сейчас я даже готов слегка его оправдывать. Мельник хочет сбежать, и в этом продолжение его слабости, которая заставила его служить Менгску.

В целом, заключительные главы я считаю довольно удачными в том плане, что там стало меньше боевых действий и прочих перестрелок, а те, что есть, выстроены так, что более-менее двигают и сюжет, и заканчивают развитие Мельника, а не просто со смаком описывают, как пули разрывают плоть... Но меня интересует Ваше мнение по поводу эпизода с историей Пицца. У меня давно зреет желание либо обрезать ее, чтобы она не занимала столько же места, как диалог со Светланой, ведь это все таки просто второстепенный флешбек, или вообще убрать его и, возможно, когда-нибудь переделать в отдельный рассказ, возможно даже, с более оптимистичным финалом. Как Вы к этому относитесь? Также я неудовлетворен скомканностью финала, там должна была быть последняя эпичная битва, и даже две, но как то не получалось придумать достойную начинку, а вновь писать о разрывающих плоть пулях было бы слегка инфантильно.

С нетерпением жду Вашего последнего отзыва. Мало авторов пишут мне такие же детальные рецензии, как пишу я на чужие произведения, поэтому все такие отзывы особо ценны для меня. Время не вадно, важно, чтобы в итоге Вы указали мне на недостатки, остроумно их высмеяли, да так, чтобы появилось сразу желание писать как можно лучше) В общем, то, что было, когда мы с Тором активно критиковали творчество друг-друга.

По поводу брони... Технический вопрос. Ура! Поехали) Бронежилеты тоже созданы против пуль, но автоматную пулю он не остановит. В конце-концов, если бы бронированные скафандры не пробивались из штатного вооружения пехоты, то пехота сразу бы вооружилась ручными пушками) В многовековом поединке "меча и щита" ни одна сторона не захватывает убедительное лидерство надолго. Бронированный скафандр должен защищать пехотинца от множества угроз: осколков снарядов, повышать его выживаемость в зоне поражения термобарических боеприпасов, оберегать тело от действия ударной волны от взрывов (а в вопросе защити внутренних органов от перепадов давления металл однозначно оставляет позади ткань). Для всего этого многослойный металлический экзоскелет подходит превосходно. К тому же, благодаря комбинированной сервогидравлической системе мускульных усилителей такой скафандр повышает выносливость и скорость передвижения бойца, а также увеличивает его автономность, потому что увеличивает переносимый вес в несколько раз. Для их действия необходим прочный каркас, и решение слелать его несущим и одновременно выполняющим защитные функции естественно. В конце-концов, цельнометаллический корпус и большой вес позволяют бойцу лучше действовать на планетах с нестабильной атмосферой (ураган не так легко собъет с ног, плюс летающий мусор и обломки не так опасны), он обеспечивает лучшие возможности для повышения стойкости к радиации, чем ткань. Так что бронированный скафандр - вещь полезная и универсальная, предназначенная далеко не только для защиты от пуль.

"лучше сразу сыграть в русскую рулетку автоматическим пистолетом" - аналогом этой фразы будет как раз "застрелиться". Поэтому деталь про автоматический пистолет убирать никак нельзя. Так что либо напишу "застрелиться", либо добавлю эффектности, разделив предложения, тогда и устойчивая фраза будет как бы отдельно, и ясности, что я имею ввиду, прибавится. "лучше сразу сыграть в русскую рулетку. С автоматическим пистолетом"

"…Мне было достаточно лишь подумать, чтобы заставить Светлану, выглянув в окно, подставить голову под нужным углом". ------------А здесь Мельник уже смотрит на нее в ОКНО. Стало быть, она уже НА УЛИЦЕ? - стало быть, Светлана должна выглянуть в окно, которое находится в коридоре. Нужно это для того, чтобы пуля Виктора вошла в ее голову по таким углом, будто она только что застрелила Пицца, завладев его оружием, и была готова вот-вот убить и Виктора. А вообще, конечно, отражающийся в глазах закат - это зашибись, но клише. Хотя я до сих пор и считаю, что даже, если смотреть из помещения, он способен будет отражаться, но, благодаря Вашем замечаниям я увидел другой вариант сцены:

"Я напряг волю, и почувствовал, как получаю контроль над нервной системой Светланы. Она превратилась в мою марионетку. Одновременно заморозив сознание Пицца, я заставил Светлану выхватить у него из кобуры пистолет. Одеревеневшими руками женщина подняла оружие, прицелившись лейтенанту прямо в голову. Лицо Светланы дергалось, а глаза были широко открыты. Это было все, на что она оставалась способна. Осознавая все, что происходит, но онемевшая и лишенная контроля над телом, которое перестало ее слушаться, Светлана могла прилагать любые усилия, напрягать волю, взывать к чувстам, но ничто не помогло бы ей ослушаться моего приказа.

"Убей"

Раздался выстрел, и Пицц свалился с ног с простреленным черепом. Я заставил Светлану повернуться и направить оружие в мою сторону. Сам я, никуда не торопясь, достал из ящика стола пистолет и прицелился в нее. Это была самая нечестная дуэль в истории. На какой-то миг я понял, что стоит мне дать одну мысленную команду, и тогда я, а не она сейчас умру, и все прекратится. Можно было даже сделать так, чтобы после моей гибели Светлана еще несколько секунл оставалась под внушением и всадила в мою голову весь магазин, а потом еще рязрядила туда мой пистолет, чтобы мои мозги превратились в кашу, и живодеры проклятого Менгска остались ни с чем! Я и так почти что мертв, а моя мечта сгорела во сне, да и разве не в том она заключалась, чтобы сбежать ото всех и от себя. А стоит мне лишь подумать, и бежать будет уже просто некого.

От всех этих мыслей, за долю секунды пронесшихся в моем мозгу, моя рука дрогнула, я опустил пистолет на несколько миллиметров, но их оказалось достаточно, чтобы мушка перестала закрывать лицо Светланы. И я увидел, что теперь оно окаменело, а глаза смотрят на меня с выражением, в котором сплавились ненависть и обреченность.

Отсутствие в ней страха так испугало меня, что я, забыв о сомнениях, и не позволяя себе отвести взгляд, нажал на курок.

Когда ее тело с глухим стуком упало на пол, я твердой рукой выбрал на селекторе линию и произнес:

- Допрашиваемая овладела оружием. Я справился с этой сукой, но лейтенант мертв! Наверное, она шпионка. Пришлите кого-нибудь!

Чувствуя себя неимоверно вымотанным, я откинулся в кресле, достал кисет, кое-как набил трубку и начал лениво вдыхать дым..."

Еще, возможно, добавится намек на то, что под конец Мельник перестал потерял контроль над Светланой, но она не решалась выстрелить, и Виктор просто убил ее, чтобы выжить. Это бы заодно подчеркнуло то, как ему трудно осваивать свои способности. А пока пусть остается вариант со "страхом перед бесстрашием". А еще такая сцена неплохо бы сыграла с ожиданиями тех читателей, которые страстно желали смерти командору, особенно, если объединить главы и сделать эту последней... Благодарю за вдохновение.

Гуйван Богдан   16.01.2014 16:18   Заявить о нарушении
"А пока пусть остается вариант со "страхом перед бесстрашием".------!!!!
Да, мне этот вариант очень понравился! Даже больше, чем прежний. Здесь мало того, что убийство, а еще и прямая манипуляция человеческим сознанием... А если учесть еще и страх, это вообще окончательно дорисовывает создаваемый вами на протяжении всего романа образ!

Теперь к первому пункту: "...из-за своих врожденных способностей оказался нужен сильным мира сего".
Вообще-то, если им заинтересовались, значит, его способности были велики. А если они были велики, почему он не попытался использовать их против тех, кто ищет его? Почему не мог, к примеру стереть из памяти Менгска то, что его нужно искать? Или вообще заставить его уничтожить собственное досье? Мне кажется, в эпизоде с синим камнем, который мог бы усилить его способности, Мельник непростительно упустил шанс как-то повлиять на дальнейшие события...

"...мнение по поводу эпизода с историей Пицца".
Знаете, одно другому не мешает. ИМХО, можно сохранить его в двух ипостасях: и в романе оставить, и в отдельный рассказ выделить, - дополнив и развив. Так часто делается, и в классике есть тому прекрасные примеры ("Козетта" и "Гаврош" - рассказы, являющиеся самостоятельными произведениями и в то же время - частью романа В.Гюго "Отверженные", "Мальчики" - рассказ, выросший из повести "Дуэль" (если не ошибаюсь)...
Я бы с удовольствием прочитала этот рассказ! Но и этот эпизод хотела бы тут видеть.)) Может быть, в чуть более сжатом виде. Но терять его жалко, потому что эта глава стала для многих ваших героев своего рода "исповедальней", и жаль лишать именно Пицца шанса раскрыться перед читателями!)))

"... важно, чтобы в итоге Вы указали мне на недостатки, остроумно их высмеяли... В общем, то, что было, когда мы с Тором активно критиковали творчество друг-друга".
))) Ну, не такой уж я остроумный человек вообще, да и высмеивать как-то не умею. А уж тем более таких зубодробительных разборок, какие были у вас с Вадимом, просто не потяну, не обижайтесь!)))))
Но - постараюсь быть максимально непредвзятой и суммировать все плюсы и минусы, которые нашла во время чтения.

"...Технический вопрос. Ура! Поехали)"
))))Про использование брони поняла все... кроме того, что все-таки его можно "изрешетить".)))) Ну никак это не вяжется с моим представлением о броне.

"лучше сразу сыграть в русскую рулетку. С автоматическим пистолетом" -----!!!!!Да, так мысль выражена достаточно четко и логично.

Постараюсь и я в своей общей компиляции быть такой же четкой и ясной в выражении своих мыслей...)
(Честно говоря, трушу, боясь не оправдать ожиданий...(((

С теплом,

Елена Серебряная   16.01.2014 17:53   Заявить о нарушении
Потому я и считал важным подчеркнуть, что Мельник всего лишь учится, а сам процесс захвата контроля над чужим сознанием отбирает кучу сил. В предыдущей главе он только "оглушал" людей и только в этой открыл в себе новую способность.

Похоже, спорить об изрешечении брони - все равно, что спорить о вкусах) Так что закроем тему,

Вы все ожидания давно оправдали и превзошли, написав замечаний и рецензий суммарным размером с целую новеллу)

Гуйван Богдан   17.01.2014 01:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Гуйван Богдан
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Серебряная
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.01.2014