Рецензия на «Кое-что из непридуманного» (Юрий Кавказцев)

Цитирую - «Я не снёс покорно и безропотно бесплодного, черствого состояния, последовавшего скоро за минутами некоторой свежести, пророчившими вдохновенную работу, и сам произвёл в себе опять тяжёлое расстройство нервическое, которое ещё более увеличилось от некоторых душевных огорчений. Я до того расколебался, и дух мой пришёл в такое волнение, что никакие медицинские средства и утешения не могли действовать. Уныние и хандра мною одолели снова».

Есть такое у поэтов и писателей - ввести себя в то или иное психическое состояние, чтобы совершить писательский труд. Это саморазрушение во имя труда. И есть ещё другой момент - зависимость от суеверий. Мне, чтобы написать что-то, надо всем говорить, что не пишется, мыслей нет, я туп и т.д. И нельзя показывать работу никому, пока не закончишь. Но это противоестественно. Хочется поделиться, а не валять дурку. Поделишься и конец творчества, точнее, конкретной работы. Написал вам рецензию и знаю, что всё, завтра ничего не напишу именно литературного. С Гоголем могло быть тоже самое. Сорвался, прочитал первую главу второго тома и конец. Другое дело, что за суевериями стоят иные причины. Ненормальность ситуации - после Европы воспевать крепостничество, хотя в России уже знали, что оно обречено. Да и Николай 1 сам говорил - его дело отсрочить перемены лет на 50. Даже царь признавал, что крепостничество не вечно.

Алексей Богословский   02.05.2014 00:30     Заявить о нарушении
Алексей, Вы искажённо видите гоголевский творческий кризис в призме политических событий рубежа второй половины 19 века в Европе и в России.Хотя интуитивно правильно улавливаете их связь.Николай 1 просил отсрочить перемены, понимая, что необходима сначала модернизация производства,в том числе и военного, а потом уже политическая реформа, боялся (возможно, ошибочно), что крестьянство и помещики к ней не готовы (на тот момент). Равно как и Гоголь понимал, что читающая публика, судя по реакции на "Выбранные места" не готова к восприятию второго тома поэмы, в котором писатель хотел выразить идеи нравственного, если хотите, религиозного переворота.Подразумевалось, что наступил момент перехода от внешнего поверхностного созерцания общественных проблем к внутреннему глубинному содержанию.Общество слагается из единиц. Здесь Гоголь мог бы поспорить с Маяковским, который заявлял: "Единица - кому она нужна? Голос единицы тоньше писка! Кто её услышит - разве жена, и то - если не на базаре, а близко!" Нет, не согласился бы Гоголь - общество слагается из единиц. И нравственное состояние единиц, каждой в отдельности,представляет нравственный облик общества в целом. Только в этом случае обществу по силам решать любые задачи - и экономические, и военные, и политические.
Ещё Гоголю претит религиозная и патриотическая показуха русского гражданского общества, его кичливость семейными ценностями, чиновничья вороватость, брезгливость.
В конце своего жизненного пути Гоголь терялся между тягой к монашеству(религиозная доминанта)и писательским призванием.А в последнем случае - между писательским долгом перед читателями завершить поэму, осознание грандиозности замысла и отчаянием найти доступные средства для передачи этого замысла. Отсюда метания в публицистику и обратно.Гоголь чувствовал, что попал в капкан.В записях умирающего Гоголя есть рисунок, где книга его "захлопывает"...
А ведь идеями в конце жизни Гоголь "брызгал", как в молодости: хотелось издать книгу по географии для юношества (получил благословение отца Макрия оптинского), хотел поэтически (насколько позволял талант) передать красоту православного служения и священных писаний Ионна Златоуста и Василия Великого. Как много хотелось ещё сделать!!! Поэтому не правы те, которые видели в Гоголе отчаявшегося самоубийцу.
В записках (откровениях) умирающего Гоголя есть такие слова:"Как поступить, чтобы признательно, благодарно и вечно помнить в сердце моем полученный урок? И страшная История Всех событий Евангельских... " Я понял это откровение как напоминание, что каждому в отдельности, или обществу в целом, предстоит переживать эти "страшные события", постигая смысл божественного промысла.

Юрий Кавказцев   04.05.2014 22:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Кавказцев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Богословский
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.05.2014