Рецензия на «Перечитывая Евгения Онегина» (Валентина Томашевская)

Спасибо за затронутую тему.
Об "Онегине" в двух словах не скажешь.
А вообще, это идея: не пытаться написать монографию, комментарий к тексту, а просто отразить свои впечатления, своё знакомство с произведением.

Напишу здесь по поводу изучения в школе. Сейчас в программу входит в 9 и в 10 классе. Изучение романа в стихах разделено на два года. Там три часа, тут два часа: мелькнул - и пропало! А по уму надо бы текстуально изучать, комментированное чтение устраивая на уроке. Как моя мама, моя учительница литературы, нам читала и комментировала первую главу целиком, ибо всех этих Гомеров, Феокритов, сыра лимбургского живого, переимчивого Княжнина, вина кометы и проч. мы не знали. А зачем-то Пушкин об этом пишет, значит, это ему важно! Надо детям объяснять, детей вводить в мир романа. Детей надо вести по бурному морю русской литературы. Чтобы культурные традиции перенимали и проч.

Второе. Я на вступительном писала сочинение на шикарную тему: "Какие проблемы романа "Е.О" звучат для меня современно". Совершенно замечательная тема. Правда, я забыла проблему воспитания - это в педвуз-то поступала! Но ничего, сошло. Одна из пяти пятёрок при 400 поступавших. Так что "Онегин" способствовал моему поступлению.

И третье. Давно уже, в 2000 году, мы ходили на лекции по "Онегину", В.С.Непомнящий читал. Очень понравилось, что он рассказывал о том, что волновало Пушкина в период написания главы, что он ещё написал в то же время, читал сам текст плюс ещё и комментировал.

Наталья Ромодина   26.05.2014 22:18     Заявить о нарушении
"Там три часа, тут два часа: мелькнул - и пропало!" Как же разбирали на уроках, и я потом разбирала, комментировала, в эпоху вводила. Особенно поражает, если читать наизусть.

Я на вступительном писала "Психологизм Лермонтова в романе "Герой нашего времени". И получила пятерку. Смотрели как на чудо. Приятно вспомнить, счастливые времена.

Валентина Томашевская   28.05.2014 14:30   Заявить о нарушении
Сейчас мало часов на "Онегина" в школе. Не то, что раньше.

Наталья Ромодина   28.05.2014 22:49   Заявить о нарушении
ПУШКИНСКАЯ "ОСЕНЬ"
I
Родители рыдают в Интернете,
Что Пушкин устарел, учитель строг
И требует, чтоб выучили дети
Стихи, где восемь устаревших строк.
"Очей очарованье" устарело,
Зимы угрозы – устаревший слог,
Вся эта дряхлость лезет озверело
Из Пушкина – и сносит потолок!
А детям не способны их родители
Очей очарованье объяснить,
Словцо "багрец" (хотите, не хотите ли!..)
Не вдето в память, как в иголку нить.
Кому нужны такие муки ада,
Зачем учить такое барахло?..
Детей болванить Пушкиным не надо,
Его тысячелетье истекло!
И в ужасе от "вещего Олега",
Где "вещий" – от вестей, не от вещей,
Родительская требует телега
От Пушкина избавить, он – Кащей!
Какое там "очей очарованье",
Когда забыты смыслы этих слов,
И новое теперь образованье,
А пушкинская "Осень" – для козлов!..
II
Очей очарованье – дважды "оч"
В начале слов, и это – смыслозвуки,
И очень Пушкин!.. Ваши сын и дочь
Теперь не будут с Пушкиным в разлуке,
Он даст билет им вечный, проездной –
Туда, где очи не равны глазам с ресницами,
И ставку очную нельзя назвать глазной,
И очевидцы не зовутся глазовидцами.
Очнись, родитель возмущённый, твой словарь –
Не очень Пушкин!.. Это в детях поправимо,
Когда целует Пушкин их букварь
И шлёт подарки, пролетая мимо.
Подарки Пушкина, который нас любил,
И целовал, и никогда не бросит!..
Теперь успешный, правильный дебил
Детей от Пушкина избавить срочно просит.
III
Очей очарованье – наш пароль,
Гражданство речи, Пушкин – наш король
И соль земли, природной силы соль!..
Где соль утратит силу – нет природы,
Которая – не роль и не гастроль.
Поэтому так пресны переводы
Произведений Пушкина!.. Изволь
Перевести крупицу этой соли, –
Себе натрёшь ты мастерства мозоли,
Прихлопнув насмерть эту соль, как моль!
А мы – солёные, и в нас растворена
Крупица Пушкина, с младенческого сна,
Когда отец и мать читают сказки,
Отнюдь не пресные!.. И соль земли, она,
Даёт нам речь в голосовые связки, –
Так русской речи пушкинская соль
Купает нас в младенческой нирване.
И в самый худший день, в кровавой бане, –
Кто с нами?.. С нами Пушкин – наш король,
И наш пароль – очей очарованье!..

Юнна Мориц. Из книги "СквОзеро"
Официальный сайт.

Валентина Томашевская   20.10.2017 19:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валентина Томашевская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Ромодина
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.05.2014