Рецензия на «Перечитывая Евгения Онегина» (Валентина Томашевская)
Спасибо за затронутую тему. Об "Онегине" в двух словах не скажешь. А вообще, это идея: не пытаться написать монографию, комментарий к тексту, а просто отразить свои впечатления, своё знакомство с произведением. Напишу здесь по поводу изучения в школе. Сейчас в программу входит в 9 и в 10 классе. Изучение романа в стихах разделено на два года. Там три часа, тут два часа: мелькнул - и пропало! А по уму надо бы текстуально изучать, комментированное чтение устраивая на уроке. Как моя мама, моя учительница литературы, нам читала и комментировала первую главу целиком, ибо всех этих Гомеров, Феокритов, сыра лимбургского живого, переимчивого Княжнина, вина кометы и проч. мы не знали. А зачем-то Пушкин об этом пишет, значит, это ему важно! Надо детям объяснять, детей вводить в мир романа. Детей надо вести по бурному морю русской литературы. Чтобы культурные традиции перенимали и проч. Второе. Я на вступительном писала сочинение на шикарную тему: "Какие проблемы романа "Е.О" звучат для меня современно". Совершенно замечательная тема. Правда, я забыла проблему воспитания - это в педвуз-то поступала! Но ничего, сошло. Одна из пяти пятёрок при 400 поступавших. Так что "Онегин" способствовал моему поступлению. И третье. Давно уже, в 2000 году, мы ходили на лекции по "Онегину", В.С.Непомнящий читал. Очень понравилось, что он рассказывал о том, что волновало Пушкина в период написания главы, что он ещё написал в то же время, читал сам текст плюс ещё и комментировал. Наталья Ромодина 26.05.2014 22:18 Заявить о нарушении
"Там три часа, тут два часа: мелькнул - и пропало!" Как же разбирали на уроках, и я потом разбирала, комментировала, в эпоху вводила. Особенно поражает, если читать наизусть.
Я на вступительном писала "Психологизм Лермонтова в романе "Герой нашего времени". И получила пятерку. Смотрели как на чудо. Приятно вспомнить, счастливые времена. Валентина Томашевская 28.05.2014 14:30 Заявить о нарушении
Сейчас мало часов на "Онегина" в школе. Не то, что раньше.
Наталья Ромодина 28.05.2014 22:49 Заявить о нарушении
ПУШКИНСКАЯ "ОСЕНЬ"
I Родители рыдают в Интернете, Что Пушкин устарел, учитель строг И требует, чтоб выучили дети Стихи, где восемь устаревших строк. "Очей очарованье" устарело, Зимы угрозы – устаревший слог, Вся эта дряхлость лезет озверело Из Пушкина – и сносит потолок! А детям не способны их родители Очей очарованье объяснить, Словцо "багрец" (хотите, не хотите ли!..) Не вдето в память, как в иголку нить. Кому нужны такие муки ада, Зачем учить такое барахло?.. Детей болванить Пушкиным не надо, Его тысячелетье истекло! И в ужасе от "вещего Олега", Где "вещий" – от вестей, не от вещей, Родительская требует телега От Пушкина избавить, он – Кащей! Какое там "очей очарованье", Когда забыты смыслы этих слов, И новое теперь образованье, А пушкинская "Осень" – для козлов!.. II Очей очарованье – дважды "оч" В начале слов, и это – смыслозвуки, И очень Пушкин!.. Ваши сын и дочь Теперь не будут с Пушкиным в разлуке, Он даст билет им вечный, проездной – Туда, где очи не равны глазам с ресницами, И ставку очную нельзя назвать глазной, И очевидцы не зовутся глазовидцами. Очнись, родитель возмущённый, твой словарь – Не очень Пушкин!.. Это в детях поправимо, Когда целует Пушкин их букварь И шлёт подарки, пролетая мимо. Подарки Пушкина, который нас любил, И целовал, и никогда не бросит!.. Теперь успешный, правильный дебил Детей от Пушкина избавить срочно просит. III Очей очарованье – наш пароль, Гражданство речи, Пушкин – наш король И соль земли, природной силы соль!.. Где соль утратит силу – нет природы, Которая – не роль и не гастроль. Поэтому так пресны переводы Произведений Пушкина!.. Изволь Перевести крупицу этой соли, – Себе натрёшь ты мастерства мозоли, Прихлопнув насмерть эту соль, как моль! А мы – солёные, и в нас растворена Крупица Пушкина, с младенческого сна, Когда отец и мать читают сказки, Отнюдь не пресные!.. И соль земли, она, Даёт нам речь в голосовые связки, – Так русской речи пушкинская соль Купает нас в младенческой нирване. И в самый худший день, в кровавой бане, – Кто с нами?.. С нами Пушкин – наш король, И наш пароль – очей очарованье!.. Юнна Мориц. Из книги "СквОзеро" Официальный сайт. Валентина Томашевская 20.10.2017 19:32 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |