Рецензия на «Ультрамодернизм Фладд Берталь Малевич и др» (Мара Рушева)

Интересная статья у автора и вполне познавательная, информативная (в плане истории искусств, литературы, философии).
(И удивительно, что такую статью, в научном стиле, находишь на сем портале, хотя много чего есть здесь)...

У одного автора "Проза.ру" (не помню по имени) на лицевой странице отражена такая схема:
1. Классика - это смысл.
2. Модернизм - это жизнь.
3. Постмодернизм - это стёб.

И эта схема, скорее всего, относится к истории литературных направлений.
Не знаю, но вот, по Вашему мнению, верна ли такова схема?

По-моему же, схематизация и классификация направлений искусств есть дело искусствоведов и литературоведов, но всяческая схематизация упрощает живое творчество конкретного автора, который целиком не вписывается в какую-либо конструированную схему.
Например, в направлении постмодернизма разве только стёб и нет смысла? Смысл есть, но он завуалирован в тексте в виде маскарада подсмыслов.
С другой стороны, то направление литературной критики, что развивалось под пером Д.И.Писарева в 1860-х г.г., разве не несет в себе семена того же -пост- и -ультра- модернизма, хотя и демонстрирует себя под знаменем реализма. Наверное, в критике Д.Писарева есть некие черты постмодернизма, которые сближают его с новыми литературно-поэтическими направлениями начала 20-го века, как впрочем и литературоведческими (например, лит.работы ОПОЯЗа 20-30-х г.г.). Но основная же черта это, по-моему, "отрицание" всего "классического", как и "отрицание" в виде "переосмысливания" или в виде поиска "иных смыслов"...

Другая сторона проблемы это как раз вопрос о исторической взаимосвязи направлений -ультра- и -пост-модернизма века 19-го и 20-го, как и вопрос о некоторой идейной трансформации в этих направлениях, если исходить из некоторой информации в статье атвора, как:
"ультрамодернизм XIX столетия связан со средой профессиональных сатириков и карикатуристов, его рождение произошло во второй трети века перед временем Европейских революцией 1848 г. – 1849 г., названным «Весной народов» (весь период Европейских революций и попыток государственных переворотов длился с 1825 г. по 1865 г. на фоне многочисленных колониальных войн). Смена позднего классицизма эклектизмом, произошедшая примерно на рубеже первой и второй трети XIX в., породила многостилье Нового времени, на фоне которого и появилось то явление в искусстве, что в данной работе обозначено термином «ультрамодернизм»..." (Мара Рушева).

М-да, интересное название времени революций в искусстве и евро-революций 19 века, как "Весна народов"...
Можно сказать, исходя из дня современности, даже "символическое" и в том плане, что все это связано с направлением как ультрамодернизм...

Бармин Виктор   26.01.2015 22:53     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв…
1) Касаемо тройной схемы безымянного автора - трудно судить, автор не разворачивает своих тезисов.., а без этого вполне возможно переиначить формулировки: классика – это жизнь, а модернизм – это выявление смысла жизни. Модернизм и ультрамодернизм можно представить и стёбом (как «прикольное» искажение реальности с креном в домысливание сути жизни потребителем )… Не берусь судить…
2) Ваше высказывание: «схематизация и классификация направлений искусств есть дело искусствоведов и литературоведов, но всяческая схематизация упрощает живое творчество конкретного автора», - фиксирует соотношение общего и частного…
3) Творчество Писарева (читала критику только в школе), по-моему, являлось частью критического реализма…
4) У.Эко определяет постмодернизм как «не фиксированное хронологическое явление, а некое духовное состояние… подход к работе», утверждая, что «у любой эпохи есть свой постмодернизм…» Тем не менее, глубокого литературного анализа всех искусств, начиная с первобытных времен, с выделением эпох, заканчивающихся (или начинающихся?) стадией постмодернизма, по-видимому, еще не существует (как и сравнительного анализа разновременных стадий постмодернизма, если таковые выделяться)...
5) Касаемо последнего: У.Эко говорил не о сатире, а об иронии в постмодернизме… В современной литературе в «постмодернизм» включают разное, к оному в классическом понимании термина и не относящееся…

Мара Рушева   27.01.2015 13:13   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за ответы.
Особенно интересно определение постмодернизма у У.Эко:
"У.Эко определяет постмодернизм как «не фиксированное хронологическое явление, а некое духовное состояние… подход к работе», утверждая, что «у любой эпохи есть свой постмодернизм…»..." (Мара Рушева).

Конечно, есть разные точки зрения в понимании явления и в истолковании определений как "пост-модернизм"...
И, во всяком случае, Ваш очерк интересен и познавателен...

Бармин Виктор   27.01.2015 14:35   Заявить о нарушении
P.S. В пункте 4) моего ответа вместо «если таковые выделяться…», следует читать: «если таковые будут выделены…»

Мара Рушева   27.01.2015 15:53   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мара Рушева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.01.2015