Рецензия на «Исторический экскурс» (Тамара Мизина)

Любая теория развития общества подразумевает,что последующие стадии лучше удовлетворяют потребности каждого конкретного члена общества чем предидущие.Называя нынешнюю систему в развитых странах Европы капиталистической ,мы почему то забываваем,что она гораздо более социалистическая в смысле уровня жизни, чем была система в СССР,хотя в СССР она называлась социалистической.Так что главное не название, а содержание.

Александр Ресин   18.06.2015 04:06     Заявить о нарушении
Есле бы дело было только в количественном отличии. Как заметил один мудрый политик: "Сто лягушек не заменят одного лосося".Условия жизни рядовых родичей при родоплеменном строе по качеству намного превосходила условия при феодализме, когда синьор вешал крепостных за охоту или запрещал им самим молоть зерно ручными жерновами.Но Вы же не будете утверждать, что родоплеменной строй прогрессивней феодализма.

Тамара Мизина   18.06.2015 14:47   Заявить о нарушении
Пример с лягушками ведь дело вкуса.Кому то лягушачьи лапки вкуснее лосося.А родово племенной строй отнюдь не баловал людей,ведь распределение пиши было как в животной стае.Сначало сильные,потом уж что осталось,если осталость.

Александр Ресин   18.06.2015 15:25   Заявить о нарушении
Стая это стая, а строй это строй. При родо-племенном строе люди жили семьями. Точнее семья и была производящей единицей. Всё или почти всё необходимое производилось внутри семьи. Слабые старики занимали главенствующее и потому привилегированное положение,слабые дети тоже не голодали (родители не допускали).Производительность труда возможно оставляла желать лучшего, но люди не платили ни налогов ни податей. Были конечно неурожаи, голодные годы, но ведь от них и классовые общества не застрахованы.
Не стоит видеть в прошлом сплошные кошмары. Это граничит с историческим шовинизмом, суть которого можно выразить: "До нас была сплошная дикость, после нас будет сплошной кошмар. Одни мы живём в правильное время",
А Про лягушек и лосося сказал Великий Фридрих.

Тамара Мизина   18.06.2015 19:04   Заявить о нарушении
К сожалению наука, нигде не отмечала в племенно-родовой форме ,которая пришлась в основном на первобытно- общинный строй, уважение к старшим.Ведь такие племена напрямую наблюдала современная наука.От стариков, как только условия чуть становятся хуже просто избавляются.

Александр Ресин   18.06.2015 22:10   Заявить о нарушении
Конкретней можно? Какие племена и при каких именно условиях избавляются от стариков? Я знаю лишь про чукчей и энвенков. В 19 в. при полном отсутствии добычи, старые люди сами уходили в тундру и детям запрещалось родителям препятствовать. Т.е., как вы видите, ситуация неординарная. Нельзя сказать чтобы люди шли на самоубийство при малейшем ухудшении условий жизни.

Тамара Мизина   18.06.2015 22:41   Заявить о нарушении
Почитайте вот это http://lib7.com/folklor-i-etnografija-narodov-mira/1843-o-drevnem-obychae-v-folklore-tadzhikov.html

. стариков и бросание их на произвол судьбы - столь же распространенный обычай, Старый, дряхлый человек, которому трудно передвигаться вместе со своими сородичами, отягченный болезнями, является тяжелым бременем для людей, вся жизнь которых зависит от случайной добычи, от быстрых переходов и перекочевок со стадом или от ловкости и силы каждого индивида. Чтобы избавить себя от тяжелой обузы и самих стариков от излишних и долгих страданий, их убивают или выводят в уединенное место и оставляют на произвол судьбы. В некоторых обществах обычай этот применялся в самых широких размерах, как, напр., на о-вах Фиджи, где во многих местах невозможно было встретить человека старше 40 лет, потому что все перевалившие за этот возраст были убиты. Чаще всего этот обычай встречается на материке в Австралии, где трупы убиваемых даже поедаются, весьма обыкновенен у сев.-американских индейцев, далее в Африке, напр. у бурунов Нигриции (объясняющих этот обычай тем, что "старики уже успели съесть весь свой хлеб в этом мире"), у готтентотов, у кафров, в Азии, на Суматре, где пожилых людей заставляют взбираться на дерево, которое раскачивают, напевая при этом "время уже приспело, плод уже созрел, пора его стряхнуть", и затем их убивают и съедают, у коряков, камчадалов, чукчей и т. п. На нашем севере таким же образом поступают лопари, покидающие на произвол судьбы не только стариков, но и всякого захворавшего при следовании за стадом. Об индусском племени падеев рассказывает Геродот, что у них убивался всякий заболевший, которого торопятся поскорее убить, чтобы мясо его не испортилось вследствие истощения во время болезни. В законах Ману советуется каждому состарившемуся царю передать правление сыну, а самому пойти искать себе смерти на войне или уморить себя голодом. О германцах имеется много свидетельств в преданиях, сагах и у историков, что они убивали стариков, дряхлых и хворых. О существовании этого обычая у балтийских славян имеется свидетельство о том, что некто Шуленберг спас одного старика из рук его односельчан, которые собирались отправить его "к богу", и этот старик, приставленный им привратником к замку, прожил после этого еще 20 лет. Удивительнее всего, что еще в недавнее время этот обычай практиковался в Малороссии. "Людей старых, - говорит г-жа Литвинова, - не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задержались на скате, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага. Отсюда выражения: "сажать на лубок", "пора на лубок". Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду умирали. Такой случай имела возможность наблюдать сама г-жа Литвинова в 80-х годах в д. Землянке Полтавской губ. Но универсальность обычая У. стариков, как и детей, подлежит большому сомнению, потому что известна масса самых первобытных народностей в настоящее время, которые не знают этих обычаев. И во всяком случае мотивы его далеко не лежат в жестокости природы первобытных людей, а значительно связаны с религиозными воззрениями и верой в загробную жизнь, которая так жива у анимиста, что цивилизованный человек с трудом себе может ее представить. Дикарь в цвете лет с легким сердцем налагает на себя руки в полной уверенности в немедленный переход в царство блаженных. Чукча или коряк, почувствовав приближение смерти, сам просит об освобождении его от тягостей медленного, болезненного умирания, и сын решается исполнить его просьбу только после долгих колебаний и мучений. На Фиджи, прославившихся свой жестокостью, сцены убийства стариков менее всего говорят о жестокости. Путешественник Гёнт, приглашенный присутствовать на похоронах матери одного знакомого фиджийца, был крайне удивлен, увидев, что мнимая покойница преспокойно участвовала в кортеже, весело и беззаботно болтала с окружающими. На все убеждения оставить это бесцельное У. сын отвечал, что старуха - его мать и он - ее сын и обязан предать ее смерти, на что старуха охотно согласилась. Только глубокая реальная вера в загробное существование может создавать такое странное отношение к жизни собственной и своих близких. Ср. Ploss, "Das Kind in Brauch und Sitte der V ö lker" (Штутгарт, 1876); Klemm, "Allgemeine Culturgeschichte"; Bastian, "Der Mensch"; Lecky, "History of European morals" (3 изд., 1877); Waitz, "Anthropo logie der Naturwö lker"; Mc Lenan, "Primitive manage"; Леббок; "Начало цивилизации"; Спенсер, "Основания социологии"; Letourneau, "La sociologie"; M. Kyлишер, "Очерки сравнительной этнографии и культуры" (СПб., 1887, гл. IV и V и литер. ссылки к ним).

Александр Ресин   19.06.2015 01:48   Заявить о нарушении
Я специально попросила уточнить, чтобы самой не перечислять всю эту информацию. А теперь по сути явления:
1. племена, перечисленные Вами относятся к охотничьим, оттеснённым на обочину цивилизации, т.е. с одной стороны они вынуждены избавляться от маломобильных членов с другой лишились за счёт этого "простого" решения шансов на дальнейшее развитие. Иначе они не были бы тем, что они есть. Т.е перед нами неправильные исключения. В Африке, например, до сих пор существуют сообщества, убивающие всех новорождённых детей и поддерживающие свою численность за счёт "усыновления" подростков, из разграбленных деревень. Но это не племена, не род и такое поведение не может считаться нормой.
2.Пример Малоросии никакого отношения к родоплеменному обществу не имеет.Там описано феодальное общество со всеми отягощающими семью, непомерными налогами.
3. Пример Геродота потому и производил сильное впечатление на читателей, что даже в те времена такое поведение выглядело как дичайшее исключение из повсеместной практики. Иначе автор его бы не упомянул.

Тамара Мизина   19.06.2015 02:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тамара Мизина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Ресин
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.06.2015