Рецензия на «Побег. Главы 0-3» (Сергей Захарченко)

Зарекался писать рецензии, но в данном случае не сдержусь.

Пришлось даже вернуться и перечитать начало, чтобы внятно сформулировать мысль.
Не буду скрывать, интерес к Вашей работе и желание отреагировать комментарием вызвали Ваши очень интересные рецензии на мой текст. Это не ответная любезность – это несдержанность озабоченного автора… Думаю, Вы поймете, о чем речь. Поэтому мои оценки не как читателя, а как автора, который увлекся Вашим сюжетом и рассуждает. Надеюсь, Вам это будет более интересно, чем бочонок, измазанный медом.

Сюжет мне близкий, понятный, интересный. Развивается в нужном темпе.
Однозначно понравилось.
Хорошая доля иронии и легкость повествования, а это привлекает.
Но по мне, кое-что я хотел бы прочесть иначе.

Первое. «…Это означало, что Нина не человек…». Это меня порядком подкосило. Не факт ее искусственности, а то, что слишком рано у меня отобрали интригу. Понятно, что с барышней «что-то не так». И это возбуждает интерес, заставляет меня «угадывать», фантазировать, держаться за слова автора. Но вместо того, чтобы сделать это маленькой кульминацией, Вы раскрыли все слишком быстро и просто. Дальнейшие ее диалоги воспринимаются уже без должного интереса, потому что я понимаю их природу. В нулевой части, я бы хотел видеть только «странную девушку» с какой-то инородностью, но не разоблаченную «датчиками температуры». И герой, проведя с ней свой первый день, лучше бы маялся в сомнениях, подмечал неестественность в действиях, фразах, но оставался в плену ее женственности и человеческой притягательности. Пусть бы он хотел остаться обманутым собственными вожделениями и не замечать очевидного – это хороший окрас характера, его недостающая грань.

Второе. Мне немного мешал разговорный стиль изложения. Между мной и сюжетом постоянно ощущается рассказчик-посредник. Это не дает место для моего воображения, потому что я практически слышу «голос автора» с его интонациями. Этот стиль изложения полностью соответствует образу героя, а потому грань автора и героя размывается. Если бы изложение было чуть более сухим, а жаргонные термины и ирония переместились в диалоги героя и его прямую речь, это бы дало мне больше свободы восприятия, а характер персонажа сделало бы ярким и «выпуклым» на фоне сдержанного повествования. Вот текст: «Красивая незнакомка. Но, кажется, довольно опасная. Но... очень красивая незнакомка. Такой девушки, и так близко, у Дика никогда не было. Конечно, вся ее ласка была игрой. Он ей был нужен, это очевидно. Но, все равно, ее близость была ему жутко приятна. ». Если раскрыть это прямой речью, как внутренний голос или мысли героя, эффект будет сильнее. Более того, если захотите, прямая речь позволит Вам высказать эту мысль еще ярче, с открытым стебом, аналогично Вшей работе с Зомби. На субъективность героя можно списать любые вольности, а эмоция автора должна уйти немного в фон, чтобы у меня появилась возможность сформировать свое отношение к персонажу. Не ведите меня за руку – дайте сделать несколько самостоятельных шагов. :)

Третье. Немного не хватило внешнего описания девушки в нулевой части, которое бы «напустило тумана» и приподняло планку интриги, но без разгадки. Ее действия и побег я бы хотел увидеть с постепенным раскрытием ее внешности. Например, короткий в два предложения взгляд на девушку глазами промелькнувшей крысы - частный взгляд, утрированный, но акцентированный на какой-нибудь детали. Крыса может быть изумлена столкновением с девушкой в части, например, ее «неправильного запаха». Пусть читатель получит деталь в головоломку образа без понимания, существенная она или нет. Лучше, чтобы «опасность», исходящая от нее нагнеталась Вами мелкими деталями и неявно, чтобы герой ее угадывал, ощущал притягательность этой опасности, но не называл явно.

Четвертое. Некоторые ветви сюжета, я бы хотел увидеть недосказанными, менее акцентированными, в формате намека. Например, раздел «- Шеф, мы их потеряли. ». Если бы параллельно диалогу девушки с героем по телевизору шел репортаж о «каком-то» инциденте в лаборатории корпорации… Вы бы могли передать тот же объем информации об этом инциденте, но уже окрасив его «субъективным взглядом» болтливого журналиста. У Вас появился бы дополнительно богатый набор инструментов: постороннее отношение к корпорации, реакция героя или девушки на отдельные фразы репортажа, повод для нее проявить беспокойство и выключить телевизор, а герою продемонстрировать растерянность и невнимательность, что подчеркнуло бы его неловкость от присутствия загадочной особы…

Надеюсь, мои комментарии Вы не воспримите, как посягательства на Ваше прочтение сюжета. :)

Сергей Сергиеня   30.06.2015 11:49     Заявить о нарушении
Спасибо. Ни в коем разе :)
Всё именно так, как мне всегда хочется комментировать самому.
(собственно, я так и пытался)
То есть, тупо "классно, понравилось" или "фигня на постном масле" -
ничего не дают.
Хвалить можно то, что ОДНОЗНАЧНО выше твоего уровня.
Условно говоря, Пушкина с Гоголем и Айзеком Азимовым за
компанию можно хвалить. А С.З. или С.С. - нужно оценивать и дополнять.
Где ошибачко, где очепятка, а где и конструктивно не так.

Что касается стиля смешения речи от автора и от героя, причем то одного,
то другого - это я, наверное, набрался (попытался набраться) от
Л.М.Буджолд, которую я считаю одним из лучших фантастов нашего времени.
Серия про Барраяр - с моей т.з. шедевр. Причем, не законченный.
Не уверен, что у меня выходит - но влияние я сам ощущаю.

Простой описательный-повествовательный стиль "от третьего лица"
мне кажется несколько упрощенным. Где-то можно так писать, но всегда
хочется разбавить косвенным описанием - репликой или впечатлением
одного из героев, или даже немного пропустить, описав последствия.

Что касается остального. Вероятно, вы правы, можно было бы вытянуть
дополнительные нити, усложнить, нагнать интриги, но есть одно но.

Я примерно до середины рассказа не знал, чем там дело кончится.
Скажем до того момента, когда Дик увидел неправильный штрих-код -
я и сам не знал, что она - биоконструкт, а про ее сестер и вовсе не ведал.
Более того, я понимал, что на полновесный роман меня все равно не хватит,
меня даже пугало то, что я не вижу конца. Может и зря.
А потом вдруг все кончилось - я был удивлен не меньше персонажей.
Даже больше - им-то что?..

Так что, увы, прийдется кушать пирог таким, каков он есть.
Мне пришлось продираться через частокол прилагательных
(как я написал сразу - это не плохо, но иногда утомительно)
Вам - прочитать без интриги. Переписывать я точно не стану.

Кстати, "Ронин" в ту же тему. Очевидно, эта тема меня
довольно сильно волнует, в смысле, тема искусственного и
полу-искусственного интеллекта.
Одной из самых сильных фраз-мыслей в этом плане,
мне кажется, слова робота из кф "Я, робот"
Полицейский:
- робот никогда не сможет написать симфонию, великую картину!
Робот:
- а вы, офицер, сможете?..
Беда в том, что, почему-то, принято считать, что человеческая
иррациональность - показатель разумности.
Хотя на самом деле - это именно отличие от других вариантов мышления,
но не базовый признак.
Более того, иррациональность и интуиция - это просто пробел между
действием, реакцией и причинами.
Причины вызывают реакцию не путем перебора вариантов, прогнозов или
построения моделей - а просто по матричному, табличному способу -
если страшно, то нужно визжать.
Иногда это срабатывает за счет быстроты.
Но нельзя утверждать, что этому невозможно обучить
искусственный интеллект.
Как таковой иррациональности не бывает.

Из этого следует, что искусственный разум возможет даже на
базе компьютерной программы. Просто он будет НЕ ТАКОЙ, как наш.
Но и только.

С уважением.

Сергей Захарченко   30.06.2015 16:35   Заявить о нарушении
Буду рад вашим комментариям и к другим рассказам, если вы их прочтете.
В целом, я не играю в игру "у кого больше каментов тот и круче",
поэтому мне ценны именно такие как ваш.

Сергей Захарченко   30.06.2015 16:37   Заявить о нарушении
Я думаю, двойственность “Модели*” Человека и других Сущностей должна проявлться
в контексте “Божественной” Непрерывности CONTINUUMа http://www.stpoka.ru/proza/26973-2015-08-18-17-51-39.html
- но как заполнять Вакуум(данного Толка) в текстах на тему* - чтоб без занудства (???)…

Извините , что Влез без Приглашений – с уважением, VIC+OR ююю

Красовски Виктор   23.09.2015 18:23   Заявить о нарушении
То, что без приглашения - это нормально.
(или Я Должен Писать *Нормально^*;_*;^?)

А вот наличие скуки - оно в голове читающего. Писателю никогда не скучно.
Потому Он и Пишет, как Мне Кажется %$##@#$%#

Сергей Захарченко   23.09.2015 22:49   Заявить о нарушении
С точки зрения банальной эрудиции, каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не имеет права отрицать критерии утопического абстракционизма

Вдова Клико   16.05.2016 15:00   Заявить о нарушении
Ну почему же сразу "утопического"?..
Да и отрицание чего бы то ни было -
не наш метод.

Сергей Захарченко   16.05.2016 22:36   Заявить о нарушении
этот метод )

Вдова Клико   17.05.2016 19:12   Заявить о нарушении
Прошу прощения за несанкционированное вторжение в дискуссию автора и рецензента, но не могу не отметить прекрасную рецензию Сергея Сергиени. Содержательно, конструктивно, корректно, уважительно, по-деловому, с конкретными рекомендациями. Мне думается, что я готов подписаться под каждым утверждением рецензента. Браво! Вот такими и хочется видеть рецензии на произведения на портале Проза.ру.

Валентин Васильевич Кузнецов   24.02.2018 20:14   Заявить о нарушении
Валентин, согласен.
Хорошая рецензия дорогого стоит.

Сергей Захарченко   25.02.2018 01:43   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Захарченко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Сергиеня
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.06.2015