Рецензия на «Ангел нашего двора» (Регина Соболева)

Отзыв не только о рассказе, но и о подборке, присланной для ЛИТО:

Я не буду говорить о профессиональном мастерстве Регины Соболевой: оно выше всяких похвал. Свой образный строй, стиль - необычный и изысканный, тщательная проработка деталей. Вглядывание в них, как будто в микроскоп.

Скорее Илья Глазунов, а не импрессионизм. Но в отличие от Глазунова, это не классический реализм, а свежая образность:
«Всеобщее осуждение обрушилось на меня с тяжестью хлопковой белой простыни…»

Регина – человек большой внутренней трагедии. Похоже, разлад с миром у неё с детства. Обратите внимание: в рассказе героине нравятся ВСЕ девочки из её комнаты, а она – никому. Но ведь и для героини… девочки «ангелы» только на словах. А для читателя они очень даже не симпатичны. ВСЕ. Так подаёт автор. Её коллеги (и слова-то не подберёшь: подругами не назовёшь, сокамерницы – слишком) «громко и красиво смеялись, грациозно бегали на утренней зарядке, изыскано отхлебывали кефир из пронумерованных лагерных кружек».

(Обращает на себя внимание фраза о «пронумерованных лагерных кружках»: сразу напрашивается аналогия с ГУЛАГом. Я детство провела в советских пионерских лагерях, ходила в походы, бывала в лечебных заведениях и гостиницах… Но нигде не помню пронумерованных кружек. Если кто-то хотел иметь индивидуальную – проносил свою, скажем, с цветочком. И никто на неё не зарился).

Ладно, не повезло с комнатой. Ну и шут с ними. Но ведь в лагере много других девочек! Наверняка среди них были всякие, и не очень красивые и грациозные… А может, эти слегка «дурнушки» тоже внутренне трагичны и были бы рады общению. Маленькая героиня этого не заметила – как другие не заметили её внутреннего богатства. Настораживает, если хотите, высокомерие героини. Себя она рисует весьма положительно: знает столицу Австралии, хорошо рисует, любит книги. Но «всей душой» – с теми, кто «делится сакральными знаниями». В разнице этих миров её дикое внутреннее одиночество.

…..
Можно было бы так долго не останавливаться на этом маленьком рассказе о детстве, но та же тема прослеживается и в стихах:

Одиноко. Равнодушные равнодушны.
Все кругом - полтергейсты и мазохисты,
Кроме, конечно, тебя. Да и ты не лучше.
В этом пальто не белом, не очень чистом.

Самокритично, скажете вы. Но можно ли сравнить не очень чистое белое пальто с достаточно голословными обвинениями в адрес окружающих?

Страшный, очень пристальный взгляд на мир. Ближе к смерти, чем к жизни.

Уже взрослой героиня вспоминает, что у деда были вставные зубы, что он курил натощак и зевал на полуслове… Не очень симпатичный, скажем прямо, портрет. А какие разговоры он вёл с внучкой? – о том, что надо уподобляться в жизни не докуренному немому бычку. Почитал бы лучше сказку.

Да и про маму воспоминания не светлые: «… Меня заперла в квартире. Канатом прикручена дверь к двери…» Но, может, у мамы были причины так поступать – не от злости? Может, у неё была безвыходная ситуация? Автор очень сочувственно пишет о себе, а про маму мы знаем только то, что она плохая. Но ведь стих пишет и судит мать уже не ребёнок, а взрослая дочь!
(Кстати, о канате. Наверное, всё-таки верёвка, а не канат. Канат – понятие такелажное или морское, его бросают на причал, чтобы закрепить судно. А в ручку двери канат и просунуть маловероятно – не то что привязать).

Стихи о любимом более привлекательны. Но и этот человек оказывается чужим, потому что «всё кончается европейским кино». Очень хочется пожалеть героиню – что же ей так не везёт в жизни?

«Долго пялюсь в окно…» даже не хочется цитировать – кошмар, а не мир. Дальше – хуже: морг. Интересно, что далее несколько стихов распадаются по форме: они написаны модной манерой «наговора» без синтаксических правил русского языка. Уже близко к «Чёрному квадрату» Малевича. Выбор автора. Имеет право.

Но вот, вроде, посветлело: зашла подруга задушевная детства Лена. Только хочешь за автора порадоваться… Ан нет, и тут: «Мы, как хитрые лисы, разбежались по норкам в горках… Мы не друзья друг другу. Мы – самозванцы».

Последние несколько стихов в подборке автор характеризует верно: «Ум мой спит. Руки заняты. Жизнь больна». Так и есть.


А ведь я знаю Регину по жизни. И, мне кажется, она очень нормальный, светлый и отзывчивый человек. Не моё дело судить, почему она выбрала себе такого жестокого лирического героя (употребим этот устаревший советский термин). Однако хочется не только эмоций, а анализа - ПОЧЕМУ? А вот это и отсутствует. Поэтому стихам не очень веришь.
У Соболевой наверняка есть поклонники – мастерство исполнения покоряет. Но вряд ли много. Людям свойственно больше стремиться к жизни, а не к смерти. Может, много и не надо…

Татьяна Сопина   23.07.2015 13:02     Заявить о нарушении
Мне кажется, это взгляд скорее не на мое творчество, а на меня лично. И этот взгляд несколько предубежденный. Но я не обижаюсь. Я привыкла. Спасибо.

Регина Соболева   23.07.2015 19:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Регина Соболева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Сопина
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.07.2015