Рецензия на «Николай Малахов. Третья жизнь даром» (Конкурс Копирайта -К2)

Почему у рассказа ощущение искусственности, неправдоподобности? Потому что у героя все в жизни поменялось, кроме мышления. Вот в чем ошибка. Хотя жизнь обычно разнообразнее наших представлений, и бывают всякие сюрпризы. Но у бомжей (нищих) особый способ мышления, другой образ, образ смирения им не подходит. Нищенство – это болезнь. Это надлом судьбы, характера, это гордость. В чем, повторяю, искусственность рассказа? В том, что у героя надлом произошел, он потерял любимую (пережил горе), убил (в гневе), отсидел (где тем более ломаются люди), нажил себе депрессию (разновидность заболевания психики), а мышление при этом и отношение к миру остались благополучными. Так не бывает. Если бы мышление после всех перипетий осталось положительным, ему бы не было все равно – раз! – он все равно нашел бы себе работу – два. Те же ящики таскать (работать грузчиком) в магазине, и работать ночным сторожем. Где-нибудь. Вот и ночлег вполне легализованный. Но герою все равно на жизнь свою, и он ушел не глядя. По всей логике событий уйти должен с наломанной душой. Где эта душа надломанная? Нет ее в рассказе, осенью любуется, действия свои оценивает, кошек спасает. И, главное, никакого стыда, что его, более успешного когда-то, узнают. Не просто картонный образ, а из другой оперы. То есть сам герой, его характер и окружение не совпадают по значимости и достоверности. А оправдание, что он смирен (даже эпиграф об этом) – не соответствуют истине. Человек, плюнувший на себя, на жизнь свою, и человек смиренный – разные, если (в данном случае) не противоположные образы. И смирение без оттенка религиозности не бывает, ибо истинное смирение – это понятие религиозное, хочет того автор этого рассказа или нет. Есть еще одно понятие – покорность судьбе. ПОКОРНОСТЬ, но не смирение. Это разные вещи.
По логике рассказа у ГГ должны быть обида, обида на всех, на судьбу, на обстоятельства, на себя. Обида, взращенная гордостью, у которой лозунг: «я такой хороший, а вы меня не оценили, потому что все дураки». А у героя обиды на людей нет. Он такой хороший, что даже подвиг совершает, но почему-то его устраивает быть вне общества. Устраивает быть бомжом. Без религиозной подоплеки быть в самом низу и остаться человеком – невозможно. Они, эти люди, озлобляются, пьют, дерутся из-за мусорных баков, картонок, куска хлеба или ткани. И повсеместно предают друг друга. Во всем и всегда. Потому что каждый себя самым значимым мнит. Они – добровольные отбросы общества и ведут себя как отбросы общества. Они считают себя свободными людьми, а на самом деле, они те же рабы, даже более рабы, потому что у них рабское мышление. И, главное, все они НЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ!! Вот коренная причина их попадания туда. Человеку, попавшему в эту яму, очень трудно выбраться обратно. Практически невозможно.
Да, в это сообщество могут попасть по разным причинам успешные и даже интеллигентные в прошлом люди, но попав туда, они ПЕРЕСТАЮТ быть таковыми. ПЕРЕСТАЮТ! Быт, обстановка, условия жизни их к этому толкают. У них кардинально меняется мышление, чего у ГГ этого рассказа нет.
На деле получилось так. Главному герою захотелось экзотики, Мальдивы ему надоели, Канары тоже, горный спорт опротивел. Что делать? Где взять адреналин, чтоб оживил застывшую кровь? Нагримироваться, нацепить обноски и выйти на городской проспект за приключениями. Вот это и есть наш ГГ в этом рассказе на самом деле. Картинку на время сменил, а мышление и ощущение себя – прежнее.

В заключение скажу: 20 лет, если не больше, я наблюдаю деградацию своего бывшего соседа, ныне бомжа, который вот так уже три десятка лет бомжует. Из нормальной семьи. Старшая его – сестра Заслуженный работник Просвещения, средняя – главный бухгалтер успешного предприятия, младший братец – любимец семьи когда-то – отброс общества, ему вольный ветер скитаний напел в уши с самой юности. Что только с ним семья не делала? И лечили, и уговаривали, и нянькались с ним, и прощали ему воровство и прочее. Все бесполезно! Поймают, отмоют, накормят, а он вырвется и туда же - в грязь. Я ему говорю: «Измучилась твоя семья с тобой». А он: «Они мне не семья. Меня украли, или в роддоме поменяли». Я спрашиваю: «А кто твои настоящие родители? Он (сразу начинает светиться): «Мама польская графиня, отец румынский король». И сразу принимает позу (как он думает) графскую. Речь меняется, в ней сквозит пренебрежение ко всему миру и резко возрастает собственная значимость. А спроси его: «Откуда в Туве румынские короли?» вполне искренне ответит: «Я же говорю, меня украли». В итоге, мать с горя померла, сестры от него отказались. Купили, скинувшись, ему дачу, чтобы ему было, где жить, а он и ее не уберег – спалили ее такие же, как он, друзья. Перепились, окурков набросали, и спалили и сами в огне сгорели. Если бы он зачем-то в тот вечер в город не уехал, и он бы сгорел. Вы думаете, они себя ощущают отбросами? Нет, они себя королями мнят. Пусть даже помойки, но королями. Вот какое у них мышление. Особый вид гордости, или психической болезни. А тут в Вашем рассказе такой стерильный герой и – вдруг бомж. Вот все рецензенты и говорят: НЕ ВЕРЮ! И правильно, на мой взгляд, говорят. Хотя, повторяю: ситуации могут быть всякие, но если этот тот случай (о вашем герое), Вы его показать не сумели.
И Вы, как автор, вольны делать со своим героем и рассказом все, что считаете нужным. Это Ваше законное право.


Лидия Косарева   12.10.2015 07:00     Заявить о нарушении
Лидия, я с интересом читаю Ваши рецензии, не всегда бываю согласна, но то, как Вы растёте - мне приятно видеть!

Спасибо Вам!

Наталья Козаченко   12.10.2015 13:02   Заявить о нарушении
Да... еще бы чуточку доброжелательности, а не воинственного напора, и было бы самое то. На пятое утверждение, что герою не хватает нового мышления (на пятое Карл!!), мне, просто читателю, поплохело конкретно. Типа как фейсом об тейбл: нет мышления, нет мышления, нет мышления. Если мне стало неуютно, то каково это автору выдержать эдаку воинственную амазонистость? Так что, рост-то - он есть, конечно. Только в куда?(( Желание ли помочь автору руководило рецензентом? Сомневаюсь. И мне доказательством заключительная фраза рецензии. Эдакий победный клич; как мы тебя? Делай теперь со своим рассказом, что хочешь. Эх!((

Ольга Кострыкина   12.10.2015 13:25   Заявить о нарушении
Лидия, очень точный разбор прои. Вкупе с комментарием Натальи Козаченко о том, что бомж шёл с тикающим пакетом по городу, как с пустым, и даже остановился с девочкой поговорит, показывает, насколько он психологически не выверен.

Ольге:
я как модератор не вижу ничего оскорбительного или агрессивного в данной рецензии. Про мышление - очевидно же, что про мышление персонажа говорится. Почему вы решили иначе? Исходя из каких слов?

Света Малышева   12.10.2015 14:05   Заявить о нарушении
Ольга, рецензия про мышление персонажа, а не автора. Пожалуйста, читайте внимательнее.

Лидия Косарева   12.10.2015 14:48   Заявить о нарушении
И потом, я не писала, что нет мышления. Я писала, что у ГГ при бомжовской жизни как раз благополучное мышление, чего в жизни не бывает. Меняется человек, его окружение, повадки, стиль жизни - меняется и его мышление. Вот как-то об этом...

Лидия Косарева   12.10.2015 14:51   Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за одобрение!
Я только учусь высказывать свое мнение, и могу где-то высказываться и не совсем понятно. Мы же все здесь учимся. ))

Лидия Косарева   12.10.2015 14:56   Заявить о нарушении
Я тоже на этом же пути:))) никак не удаётся по правилам, да я и правил-то не знаю. А как на душу ляжет:)

Наталья Козаченко   12.10.2015 15:01   Заявить о нарушении
Светлане: я не решила иначе. Перечитайте мой коммент. я говорю именно про мышление героя. Есть такая поведенческая особенность: когда человек неспокоен, когда он горячится ( а при таком состоянии редко торжествует объективность), тогда он невольно допускает повторения в речи. Реецензент ЧЕТЫРЕ раза указал Автору на то, что у героя не поменялось мышление, следовательно, поступки его нелогичны, неестественны и проч. Когда я прочла этот вывод первый раз, согласилась, второй раз - просто отметила, что рецензент продублировал вывод, третий раз указка на эту же ошибку вызвала у меня недоумение, ну а четвертый раз убедил: комментатор слышит только себя, он не просто доводит до сведения свою точку зрения, он буквально вбивает ее в автора, ну и в читателей рецензии. Последняя фраза вообще вызывающа и некорректна. Не дело рецензента заявлять: делайте что хотите. Не у нас будет спрашивать автор, что ему сделать со своим рассказом после конкурса.
Своё мнение не навязываю, но озвучиваю его. Возможно, это заставит рецензента посмотреть на свой разбор читательскими глазами. Нет? Ну и не надо. Когда нибудь это бумерангом вернется и к нему.


Ольга Кострыкина   12.10.2015 17:18   Заявить о нарушении
Оля! Точно такие же претензии можно предъявить и к моим рецензиям. Я точно так же увлекаюсь донесением мысли, что повторяюсь и повторяюсь.
Вы умеете писать рецензии, часто они у Вас гораздо интереснее рецензируемого текста, это так. Наверно, у Вас есть своя собственная методика, свои формы и т.д.
Лидия - человек новый в копирайтовской тусовке. Она не писала рецензий - на этом конкурсе - её первые опыты. Она может ошибаться, она может что-то не политкорректно написать, повториться в горячности. Но она не молчит. Понимаете - не отмалчивается и не нарезает круги вокруг и около - она откликается.
Причём откликается на текст, снятый автором с конкурса. Неизбежны у всякого рецензента по этому поводу волнения и неточности. Последняя фраза - как раз о том, что автор снял свой текст. И ему никакие рецензии уже не нужны.
Очень удобно стоять в сторонке и осуждать новичка за огрехи. А у кого их нет? Только у того, кто ничего не делает, в данном случае - смотрит со стороны осуждающе. Думаю, что для Автора было бы гораздо важнее, если бы он получил разные рецензии. Потому что рассказ неоднозначный. Тамара Пакулова нашла в нём очень хорошие положительные стороны. Я с ней во многом согласна, как согласна и в том, что написала Лидия. Нет только чёрного и нет только белого, всегда - сочетание. Вот почему рассказ в конкурсе - для обсуждения положительных и отрицательных сторон. Вообще - для разглядывания. И каждый найдёт для себя что-то новое. Я лично в данном рассказе - нашла. И за это Автору спасибо. И спасибо каждому откликнувшемуся.

Извините, если слишком прямолинейно.

Наталья Козаченко   12.10.2015 17:49   Заявить о нарушении
Ну надо же кому-то сказать, что новичок на общей волне предвзят. Вот я и говорю. А сделает он выводы или нет, это уже от меня закрыто. И про стояние в стороне не нужно. На конкурсе не обязаловка. Есть что сказать - говорим, нет - стоим и молчим.

Ольга Кострыкина   12.10.2015 18:15   Заявить о нарушении
Вот именно, всегда есть и чёрное, и белое. Расскажи автору, что у него получилось хорошо, а потом расскажи, что с твоей точки зрения плохо. И тебя выслушают, и благодарно примут замечания.
Вспоминаю фильм "Одинокая женщина желает познакомиться". Вот там артист Сбруев сыграл один в один героя разбираемого рассказа. Интеллигентного бомжа, совестливого, порядочного, скромного. И ни у кого герой не вызвал отторжения. И мышление ему менять было не нужно. Порядочность и внутренний стержень - они, если уж есть, то навсегда. Можно сломаться, опуститься физически. Но через моральное табу такой человек не перешагнет. Вот какой герой в рассказе Самый настоящий - типичный. И не в мышлении дело. Или в нём. В нашем, я хотела сказать. В нашем.

Ольга Кострыкина   12.10.2015 18:28   Заявить о нарушении
Вот видите, есть что сказать!
Авторы все ждут отклика.
Збруев и наш герой не равнозначны. Типажи похожи, но есть и различия.
Вот это и хотела донести Лидия.

понимаете, вот есть такой пример из жизни. Врач спасает суицидника. И второй раз и третий. Человека откачали в очередной раз и он пошёл и убил врача. Как мы будем рассматривать этих двоих, на каких весах? Ведь правы оба. В чём-то. И неправы - тоже. И тоже в чём-то.

Литература не есть фотография действительности, а только - осмысление её. Но если в исходнике фотомонтаж, то на выходе у нас получится - что?

Нет, я не призываю писать рецензии, ни в коем разе.

Наталья Козаченко   12.10.2015 18:42   Заявить о нарушении
Ольга, вот про кино вы нашли что сказать, а про текст "нечего сказать - стой и молчи!" Так, выходит? Про бомжа, которого не Збруев играет, а которого Ник написал, нечего сказать? Потому что "Порядочность и внутренний стержень - они, если уж есть, то навсегда. Можно сломаться, опуститься физически. Но через моральное табу такой человек не перешагнет. Вот какой герой в рассказе Самый настоящий - типичный" - это ж вы не о герое рассказа, а о герое фильма.
Какое моральное табу у героя рассказа, через которое он не перешагнул?

Света Малышева   12.10.2015 19:27   Заявить о нарушении
У героя рассказа чёткая внутренняя установка "Остаться человеком". Потому и беляши зарабатывает - коробки носит, и ребёнку помогает кота с ветки снять и с псом бездомным заработанным беляшом делится.

Чёрная Палочка   12.10.2015 20:14   Заявить о нарушении
Я не читала рассказ вдумчиво. Эмоционально жила в тексте. Отключила критичность. Поэтому добавить к сказанному ничего не могу. В этом конкурсе я просто читатель интересных рассказов и острых полемик. Один раз не сдержалась и высказалась. В принципе, можно удалить. Мои замечания к рассказу не относятся.

Ольга Кострыкина   12.10.2015 20:15   Заявить о нарушении
А у меня не получается полемику читать, едва сами рассказы успеваю(( Реал продохнуть не даёт((

Чёрная Палочка   12.10.2015 20:21   Заявить о нарушении
Полностью согласен с рецензией Лидии.
Она очень верно определила причину диссонанса, который испытывает читатель при прочтении произведения.
Мне кажется, что косметическими мерами расскажу не поможешь. Надо переделывать героя или менять идею.
С уважением
Виктор Соколов

От Автора   12.10.2015 21:39   Заявить о нарушении
Извините, но я на стороне автора. Менять героя каждый будет у себя, а автор царь и бог своего произведения. как очень верно заметила Лидия.
Привет, Лидуш. Я тоже тобой горжусь, но есть некоторый момент на грани ощущения, что давишь на автора. А авторы у нас нежные и ранимые. Я ж сама такая)))

Рия Алекс   12.10.2015 22:35   Заявить о нарушении
Привет, Рия!
Да я не собиралась давить на автора! Мне-то это зачем? Хозяин - барин! Я просто пыталась сказать про несоответствие окружения и того, кто, якобы, бомж. Вот и все. Автор и Оля не согласны с этим. Их право. А писать сухо я не могу. Либо пишу с воодушевлением, как вижу, либо - не пишу никак.
Я и не ожидала, что будет столько полемики, и даже не полемики, а обвинений в мой адрес: такая, мол, сякая - посмела. А я просто высказала свою точку зрения. Не видела еще ни одного человека, у которого горе за горем случилось, а он при этом остался чистым как стеклышко, хоть картину пиши, весь светится. Так не бывает! Хочет он остаться человеком - да и аминь! Но вопрос? А с чего ему стремиться оставаться человеком, если он с этого положения и не соскакивал? Разве что из собственной квартиры ушел, не оглядываясь. Что же он в этот момент не захотел остаться человеком? Когда это было еще так реально....
Впрочем, я свои мысли могу оставить при себе и через день-два забыть об этом рассказе.....

Лидия Косарева   13.10.2015 07:00   Заявить о нарушении
Не забудешь, Лидуш. Автор вытащил болезненные темы и они зацепили. Потому и спорят.
А ещё потому что не только я оценила работу по разбору рассказа.
И потому что не только я буду ждать твоих рецензий. Мнения должны быть разными, любое явление можно оценить с разных ракурсов.
Но будь готова отстаивать свою точку зрения. Это тоже своего рода искусство.
Разреши тебе пооппонировать. В частности по твоей фразе: "не поменялось мышление".
Я увидела, что поменялось. В молодости жёсткий, волевой мужчина, начальник, способен давить и добиваться. Он убивает человека, который повинен в смерти жены. Забивает до смерти. А в настоящем времени не просто получает по морде без сопротивления, но и оправдывает обидчика "я был такой же".
Вас смутило, что мышление у него не общепринятого бомжа из разряда того вашего знакомого, о котором вы упомянули.
Кстати, конкретно о вашем случае. Тот парень скорее всего страдает маниакально депрессивным психозом, если серьёзно полагает себя принцем. И утверждать, что все бомжи страдают этим психическим расстройством, крайне предвзято.
Вот мне и показалось, что ты, Лидуш, несколько предвзята. Это не страшно, мы все этому подвержены время от времени. Я сама такая. Могу с блеском в глазах вдруг доказывать, что "они все такие" на основании того, что видела одного-двух-трёх представителей той или иной группы людей. И меня бывает одёргивают. Стараюсь не обижаться.
Так вот автор писал не о маргинале типа этого вашего... знакомого. Автору был нужен совершенно другой тип, просто он получился "тоже бомж".
Человек прошедший через все испытания и сохранивший в себе способность к сочувствию, к принятию мира, даже способный находить радость бытия. И отказавшийся от материального. От квартиры, работы, от социальной адаптации. Да по сути и от жизни, выбрал способ существования, как бродячее животное. Или, как "тварь божия", что бог подаст или добрые люди.
Лида, попробуй взглянуть на текст без воспоминания о том знакомом, без стереотипов. Что в описанном герое не человеческое? То что отписал квартиру чужой женщине с тремя детьми? Не выгнал на улицу, не склонял к сожительству, не принял чужих детей (я так поняла они не от отца), не устроил из квартиры притон.
По-суди, поступок блаженного, отдал чужим людям.
Именно такой герой и был нужен автору для выражения главной мысли о человечности.
Человечности на сломе, человечности вопреки. Герой на самом дне и он не может, не должен по нашим представлениям быть человеком. А автор показывает нам, что может. Вот этот конкретно взятый человек в фуфайке без пуговиц, рваных ботинках и беляшом в кармане.
Да он не должен быть таким, потому что потерял жену, ребёнка, свободу, близких и смысл жизни. А он остался вопреки и снимает котёнка с дерева, отдаёт последний беляш собаке и готов унести из жилого района бомбу ценой собственной жизни.
На самом деле он вполне может быть и алкашом и задирой. Автор вскользь упоминает о "вышибалочке с пьяными слесарями". Так что вполне мог и пить с ними. Но автор не говорит прямо, что пил. А так ли это важно, если литературный герой был готов отдать жизнь, чтобы не погибли другие? Как мог, как умел, охранял свой район. Поэтому и Домовой.

Лидуш, давай я тебе открою страшную тайну. Я вот тебе пооппонировала, но правда очень горжусь твоими рецензиями, почти так же, как когда-то своими. А главное, они нужны вот такие, с которыми я (и не только я) не согласна. Знаешь почему? Они позволяют точнее отточить нужные слова и мысли в тексте. Потому что возникают не на ровном месте. Где-то из двусмысленных фраз, где-то даже от лишних и противоположных по смыслу.
Лида, могла бы, расцеловала тебя в обе щёки, чтобы ты ни в коем случае не обижалась, даже если с тобой спорят. Это же хорошо, что спорят, что соглашаются, значит есть жизнь в словах, есть смысл, есть повод задуматься!

Рия Алекс   13.10.2015 23:12   Заявить о нарушении
Рия, привет! Не сразу увидела твой ответ.
Я соглашусь с тем, что я предвзята. Вот бомж, про которого я в рецке упомянула (тот, что в реале) меня в свое время достал. И хлеба ему дай, и чаю он хочет, и куртку бы ему от морозов.... Долгие соседи - это же почти родственники. Вот я и помогала ему поначалу, жалела по-христиански, пока не поняла, что он не собирается ни работать, ни изменяться. И церковь ему нужна только как площадка давить на сердобольных и выманивать у них помощь. Однажды я его встретила и отшила: "Иди, работай! На тебе пахать надо, а не помогать! Пошел вон, паразит!!" И что забавно: теперь он при встрече со мной раскланивается и "доброго здоровья вам" говорит. Едва ли не расшаркивается. Думаешь, на него подействовали мои слова? Сщас! Сыновья мои ему как-то дверь открыли и пригрозили с лестницы спустить. Вот самый сильный аргумент для них: кулак под нос. Я таких паразитов на теле церкви навидалась уже.
Одна вот такая ходила и ходит в церковь к моей подруге. Приходит как-то она ко мне и недовольно отворачивается от тех вещей, которые я по просьбе подруги для нее приготовила: ношеные, мол, ей не подходят. Не модные. Более того, заказывает: Мне бы шарф теплый, лучше мохеровый, сумку большую, хорошую и юбку теплую". Мне ее тон не понравился, и я сказала, что отныне я ей более ничего не дам, потому что не намерена кормить паразитов. Тоже со мной теперь очень ласковая, комплиментами так и сыплет.
Более того, я убеждена на опыте: если человеку более трех раз помочь (безвозмездно) - это его развращает, и он начнет в твой дом за подаянием, как за зарплатой приходить. Более того, они начинают ненавидеть своих дарителей, потому что горды, потому что все-таки где-то внутри себя понимают, что подаяние унижает. Думаешь, они начинают каяться и себя обвинять в своем опущении? Сщас! У них все вокруг в жизни их никчемной виноваты, и более других - даритель!!
У них у всех психика другая. Об этом я и хотела сказать, да, похоже, меня не услышали. Кто-то восторгается этим образом? Классно! Но пусть ему какой-нибудь бомж под окно или в дверь таскаться начнет со своими обидками и претензиями.... Как-то они запоют! Будут ли и дальше свои дифирамбы петь? Сомневаюсь.

Лидия Косарева   20.10.2015 05:07   Заявить о нарушении
Я и говорила о том, что ты о своём бомже, а автор о другом писал.

Рия Алекс   20.10.2015 07:23   Заявить о нарушении
Лидия, о гордыне бомжовой - точно.
Вот как раз в рассказе-то бомж имеет гордыню непомерную, а прикрыть её автор собирался этакими слезливыми "добрыми" делами его. Но неумело прикрывал, сущность всё равно наружу вылезла. И вот этот контраст между тем, что автор пытался нарисовать, и тем, что у него в итоге получилось - разителен. И не в пользу его ГГ. То, о чём Наташа Козаченко писала: перевернутый он получился, с плюса на минус.

Света Малышева   20.10.2015 07:51   Заявить о нарушении
Лидия права!... Как ни крути - а всем нам прогибаться под мир приходится!... И только бомжи не желают этого делать!...

Аргусс   22.10.2015 20:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лидия Косарева
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.10.2015