Рецензия на «Дневник графомана. Как я сочинял Страх полета» (Василий Васильевич Ершов)

Здравствуйте, Василий. Поздравляю с наступившим годом. Признаюсь, изрядно помучился, не зная толком, что же Вам написать, поскольку я не спец по специализированной тематике. Читал Ваш "Дневник" и думал: а что там за окном у Вас? Люди, наверное, ходят, дождь идет и Вы куда идете, смотрите, схватываете нечто интересное, потом в "Дневнике" ненавязчиво выкладываете для общей картины. Но, нет. Не буду ничего объяснять, и тем более - давать советы. Неблагодарное это дело. Вы ведь и Сами все понимаете. Читаете Шукшина, Астафьева. Кстати, об Астафьеве. Это он благословил меня в Литературу. Я был с ним в переписке, начиная с 1990 года. Он хотел и рассказы мои в "Новом Мире" тогда опубликовать, но события стали меняться, что-то у него не пошло с редактором, и все заглохло. Он был весьма строгий читатель, поэтому получить похвалу от него - было для меня ценнее любой публикации. Не любил советскую цензуру. Так и писал мне: "... пора гнать этих партийных мудаков из теплых кабинетов".
Хотелось бы побольше в Ваших произведениях - образов, лиц, движения, что ли. А диалоги, монологи, мысли - это только дополнение к ним. Вот и не сдержался, полез с советами. Простите, если, что не так. С уважением, Андрей.

Андрей Маркиянов   01.01.2016 19:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей! И Вас с Новым годом!

Вчера не сдержался и вновь перечитал все Ваши стихи. Хотел вслух прочитать супруге, разволновался - так она прогнала меня, сама села читать. Бережет меня после тяжелой операции.

Мой Дневник графомана это только дополнение. Основа всего - Летные дневники, 33 общих тетради, которые я вел около 20 лет. Отсюда вышла главная моя книга, "Раздумья ездового пса", и все остальные мои произведения.

Я не пишу художественную прозу. Ну, разве что попробовал "Страх полета"... не совсем удачная в литературоведческом плане повесть. Мои опусы - скорее художественная публицистика на тему труда человеческого, ну, в завитушках авиационного антуража. Народ их почитывает, скорее всего, из-за эксклюзивности: любопытно... ну-ка, ну-ка... Редко кто задумывается над сутью. Но уж кого торкнуло, особенно молодых, тому крышу сносит; пацаны эти пошли в небо, да через такие тернии... Этим автору можно было бы гордиться, да только в авиации нынче нелегкие времена, душа за ребят болит.

Поэтому образов, портретов, лиц в моих произведениях не найдете. Движение - да, движения хоть отбавляй.

Особенность летной работы такова, что вся активная деятельность замкнута в узком пространстве кабины, болтовни нет, одни реплики... а реальная человеческая наземная жизнь, с образами, лицами, диалогами, отношениями, остается где-то там, внизу; это наложило отпечаток. Ну, как говорится, чем богаты... Однако внутренний мир летчика я читателю постарался показать, особо не злоупотребляя терминологией и сохраняя высокий тон повествования. Хотелось не притянуть небо поближе к жующему обывателю, а поднять обывателя повыше к Небу.

Астафьев и Шукшин научили меня говорить правду. Вы тоже прекрасно это понимаете, и в Вашем творчестве я суть сразу увидел: вот - Настоящее! Вот - Поэзия! Вот - Талант! И как бы я ни был сдержан в отзывах, Вам говорю это откровенно.

С уважением,

Василий Васильевич Ершов   02.01.2016 06:47   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий. Получил Ваш ответ и снова в растерянности, корю себя за несдержанность в своем отзыве. Можно было бы отписаться нейтрально, но в Вашем случае просто не мог, да и не хотел. Вы искренний и правдивый человек, но как Автору, такие качества доставляют иногда массу неудобств, ставят в тупик, когда нужно выдумывать. Конечно и Шукшин, и Астафьев учат говорить правду. Но большинство их героев собирательны, и достоинства (недостатки) их не в том, что они правдивы, а в том, что они правдоподобны.

В предпоследнем абзаце Вы собственно один в один сказали то, что я и думал о "наложении отпечатка", за исключением обывателя. Основу читателей составляют те самые жующие обыватели, иногда умные, глубоко мыслящие, иногда не очень. Думаю, большинство из них будет трудно "поднять повыше к Небу", они сами этого не захотят. Им нравится ходить по земле, чувствовать под ногами почву. На худой конец - палубу теплохода. В 80 годах я работал в ЭРО на моторном заводе, где изготавливали в частности движки РУ-19 для Ан-24 и мне, как пассажиру приходилось часто летать в командировки по СССР по этим движкам - продлить(или нет) срок эксплуатации, заменить жаровую трубу и т.д. Пассажиры хотят одного - сесть в кресло и быстрей долететь до места. Большинство стараются уснуть. Но всем им хочется, как можно быстрее покинуть борт, это у них в крови, и ничего с этим не поделаешь.

На счет Дневника. Пусть он дополнение, но публикуя его на портале, неужели Вы не думали о читателе, Василий? Оживить хоть немного текст, а? "Такое-то число. За окном снег, метель, косо перебежал улицу прохожий, удерживая руками поднятый воротник пальто. Опять думал над текстом...". И т.д. Приблизительно, я имею в виду.

На счет здоровья сочувствую. Сам перенес год назад микроинсульт. С речью не совсем хорошо, почти не выхожу из дома, тем более зимой.

Желаю Вам в Новом году и в следующих главного - здоровья. Остальное, уверен, прибудет. Андрей



Андрей Маркиянов   02.01.2016 12:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Василий Васильевич Ершов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Маркиянов
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.01.2016