Рецензия на «Благоволительницы Джонатана Литтелла» (Оксана Аболина)

Оксана, дорогая! Спасибо Вам за рецензию на роман Литтелла. Я только что закончила его читать. - Впечатления - и мысли - после прочтения - похожие. И тут можно проследить некую общую беду западной современной литературы. Похоже на то, что, при всей тяге к Достоевскому (которого на Западе возлюбили давно и крепко!), они (писатели западные), увы, старательно и подробно изображают дьявола, напрочь забывая о Боге. Я не об ортодоксии, не о религии, не о вере, Вы поняли. Я - о тезе и антитезе, о чаше весов. О том, что дьявол без Бога (так у Литтелла) превращается в тотальную бессмыслицу, в тотальную бессмысленность мира, - и тогда бессмысленна не только война, но и сама жизнь, ибо она сама есть извращение и дьявол, и ничего больше.
И остается только убивать, вешать и вешаться.
И вешаться - самоубиться - в результате - всему человечеству, не только отдельному убийце и извращенцу.
А это ведь не так и далеко не так.
Дьявола не бывает без Бога (и наоборот).
И русская литература, при всех изображениях всех ужасов и извращений, за пазухой вот этого Бога - держала - и держит.
Я попыталась мысленно продолжить траекторию этой литтелловской вещи в будущее. И ужаснулась. Мир бежит к гибели, искусство катится в ад.
И искусство состоит из таких вот "Благоволительниц", ибо обратного хода нет.
Но Литтелл изобразил, что важно понять, не жизнь в аду и не апокалипсис. Апокалипсис - это Страшный Суд, и он ждет нас всех - и праведников, и Ауэ. (Кстати, Ауэ - это ведь имя миннезингера средневекового, певца любви?..). Литтелл изобразил ОБЫЧНУЮ ЖИЗНЬ. В обычной жизни есть все: и война, и мир, и извращения, и экскременты, и подлость, и гадость. Но рядом со всем этим есть и ДРУГОЕ. А у Литтелла этого Другого - НЕТ. Пустота.
И вот эта зияющая дыра на месте Бога, искусство без Бога, настоящая смерть Бога (без Воскресения!) - это - страшно.
Спасибо Вам еще раз.

Елена Крюкова   19.07.2016 22:11     Заявить о нарушении
Да, Елена, это Вы верно подметили, искусство с чёртом, но без Бога - оно деструктивно и теряет смысл своего существования. К сожалению, очень многие этого не понимают. В одном литературном сообществе на меня, раз, все дружно ополчились за эту рецензию, а те, кто не читал "Благоволительниц", восприняли моё предостережение как сигнал к действию и к тому, что этот роман обязательно следует прочитать. Само обсуждение этого романа показало, насколько общество перестало адекватно воспринимать литературу. Я тут у Сент-Экзюпери в "Цитадели" как раз об этом прочитала:

"Ты свободен поступать так и принуждён так не делать. Свободно говоришь на своём языке и принуждён не устраивать мешанину из разных. Свободен играть в кости, но принуждён соблюдать правила игры, не портя их новыми условиями. Свободен строить новое, но принуждён охранять и беречь старое. Писатель, добившийся скандальной славы нарочитым нарушением всех привычных норм, закрывает путь к успеху всем другим писателям да и самому себе тоже. Утратив чувство стиля, читатель не найдёт вкуса и в нарушениях. Издёвка — та же кража: я назвал короля ослом, все хихикают, потому что привыкли чтить короля. Но почтение мало-помалу изнашивается, король и осёл сливаются воедино, слова мои уже сама очевидность. Никому больше не смешно."

Оксана Аболина   20.07.2016 01:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Оксана Аболина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Крюкова
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.07.2016