C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Рецензия на «Сознание и время» (Иванов Евгений Михайлович)

Здравствуйте, Евгений Михайлович!
Рад, что здесь можно найти Ваши актуальные работы. (Еще будучи студентом философского факультета СГУ, с интересом слушал Ваш спецкурс по философии сознания.)
Извиняюсь за "флуд" - мой вопрос имеет косвенное отношение к этой статье, не относится прямо к ее содержанию. Просматривая рецензии к этой и другим Вашим статьям, я убеждаюсь в чудовищной силе "естественной установки", из-за которой многие люди (порой далеко не глупые) не понимают того, о чем Вы пишите, а также думают, что Вы не понимаете их и игнорируете данные психологии, физиологии, биологии и т.д. (Например, начинают спорить, утверждая, что сознание - это совокупность врожденных и приобретенных психических способностей, ценностей, инстинктов, привычек и т.д.). Самому мне тоже приходилось участвовать в подобных "дискуссиях".
Как вы думаете, преодолима ли пропасть этого непонимания? Мне кажется, что только преодолев естественную установку, человек впервые начинает что-то действительно понимать.
Меня сейчас это очень заботит, так как хочется найти средства, чтобы собственные философские взгляды были адекватно поняты, а не стали причиной бессмысленной и глупой логомахии. Думали Вы когда-нибудь об этом?

С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   20.07.2016 16:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Павел!
Рад с Вами пообщаться на этом сайте. Действительно, постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда читатели даже не понимают о чем идет речь, когда я пишу о феноменальном сознании, о "Я" и т.п. Думаю дело здесь в системе образования, которая вбивает в сознание людей еще со школы некие "квазиматериалистические", а по сути очень эклектичные, представления о реальности, разрушить которые крайне сложно. Нужно, видимо, как-то менять систему образования, показывать уже школьниками некие альтернативные типы мировоззрения. Хотя сделать это весьма сложно. Я пытался читать лекции по философии школьникам старших классов - по большей части все это вызывало у них отторжение. Но не думаю, что дело в возрасте. Скорее в подспудном мировоззренческом содержании прочих школьных дисциплин. Те. нужно не просто давать школьникам азы философии, но и как-то менять мировоззренческие компоненты содержания других учебных предметов.

Иванов Евгений Михайлович   20.07.2016 17:50   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ. Предложенное Вами решение имеет глобальный характер. При его очевидной пользе, я думаю, оно трудноосуществимо. Но что можно сделать в приватном порядке - например, в частной беседе с человеком, уже имеющем свои сформированные натуралистические взгляды на мир? Наверное, тут кроме собственной "отточенности" философского мышления неплохо было бы еще иметь развитый педагогический и ораторский навык. Я пробовал некоторым пересказывать содержание "Лекций по античной философии" Мамардашвили, приводить примеры, которые Мераб приводит. Мне казалось, что это очень удачная книга для инициации собственно философского мировосприятия. Но она оказалась трудновата для понимания нефилософами. Хотя сам Мамардашвили там говорит, что философии нельзя научить - философское мышление должно само как-то возникнуть. Согласны ли Вы с ним и можно ли найти какие-то педагогические методы или тексты для создания благоприятных условий? Интересен здесь Ваш опыт работы со студентами не-философских специальностей.
С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   21.07.2016 13:48   Заявить о нарушении
Лучше всех философию воспринимали физики, математики и биологи. Отсюда можно сделать вывод, что важным фактором является общий интеллект (в случае физиков и математиков - по крайней мере раньше там дураков не было), а также общая мотивация на исследовательскую деятельность (в случае биологов). Главный фактор, однако, все-таки некая философская одаренность. Попадались единичные очень талантливые парни и девушки, некоторые просто поражали своей способностью сразу схватывать суть дела и давать творческие решения поставленных задач. Что касается пед. приемов, то самое лучшее - стимулировать самостоятельное мышление. Я достигал этого методом "мозгового штурма". Предварительно давалось домашнее задание, которое не предполагало однозначного ответа и не требовало профессиональных знаний по философии. Например: "что мы видим, сами вещи или образы вещей". Нужно было по каждому заданию написать сочинение произвольного объема и формы. Затем на семинаре все по очереди высказывались, я подводил промежуточный итог, затем процедура многократно повторялась. Очень эффективно стимулирует мышление, некоторые даже впадали в своего рода экстаз от ощущения раскрытия своей потенциальных интеллектуальных возможностей.Так что если занимаетесь преподаванием философии с достаточно сильной группой - советую этот метод попробовать.

Иванов Евгений Михайлович   21.07.2016 18:09   Заявить о нарушении
Спасибо за дельный совет. Надеюсь, что предоставится возможность опробовать это на практике.
С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   21.07.2016 22:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Павел Гордеев
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.07.2016