Рецензия на «Хроники Петербурга - моя кошка» (Евдокия Воронина)
Начинать рассказ с диалога - прыжком, с трамплина - в середину действия. И диалог - синкопой слов - немедленно и уверенно завораживает, затягивает в текст. Предельно кинематографично написано - практически, готовый литературный сценарий: бери камеру, и снимай. И - общая форма рассказа, напоминающая музыкальную (рондо), так любимую Отаром Иоселиани, и режиссерами Французской школы. Но! У Вас и форма, задающая ритм всему тексту, сложнее и глубже - тут уже ассоциации, пожалуй, с палиндромами и загадочными мелодиями восемнадцатого столетия: Моцарт - именно у Моцарта, впервые, осознанно - мелодии, которые "сходятся к середине", будучи замкнутыми, закольцованными - их можно играть и с начала, и, перевернув ноты - с конца... Ладно - это впечатление общее. Полученное от чтения взахлеб, по диагонали. Равно как и аллюзии - на того самого, Египетского, с песьей головой - кто судит умерших, прошедших темные лабиринты... Вот у него, вероятно, холодный нос здоровой собаки - и отстраненное, заледеневшее, обьективное восприятие текста из книги судеб. Ваш текст - невозможно воспринимать со "холодным носом" - немедленно начинаешь примерять на себя; и оттого - спешишь, глотая буквы и слова. И лишь потом, после... одергиваешь себя: "Автор достоин внимания. Читай не торопясь..." Читаю. Не торопясь... Диалог - и немедленный переход к повествованию, от первого лица (от эпизода-1 к эпизоду-2) - создает то самое, волшебное чувство джазового, прерывистого как дыханье бегуна, впечатления. И - тут же, смещая центр тяжести, рифмы: сплетенье пальцев - сплетенье тел... Через острую линейку строки, обозначающей - весьма условно! - время. Впрочем, у Автора время - понятие очень и очень динамичное. Меняющееся, расползающееся по швам, рвущее пространство... Читатель проваливается через эту распахнутую дверь (немедленно: "Здесь должна быть дверь - а нет и стены!") в эпизод-3. И снова - эпизод-4 - диалог. Отлично - потому, что исключительно ненавязчиво и аккуратно - сделаны речевые характеристики. Персонажи начинают появляться (проявляться - как на экспонированной фотобумаге, погруженной в волшебный раствор, в воображениe Автора) - и действуют уже вполне самостоятельно. Диалог - выверен. Очень точен. Эпизод-5 - как и эпизод-2 - опять рифмован внутри. Однако, на этот раз - рифма ударная: на диалогах. Которые - структурно - замкнуты и ритмичны сами по себе. Слушайте, Автор... Ну... КАК Вам это удается?! Я имею в виду - укрупненные структуры в тексте. Диалог в этом смысле - играет роль глагола во фразе. Следовательно, и рифма - глагольная, ударная. Ат-лич-НА! Эпизод-6 - в целом, как единый блок - рифмуется с эпизодом-3. Но это - формально, по принципу внешнего сходства, расстановке ударений и акцентов. Главное же здесь - в другом: магия воды. Зависание над - и в зеркалах. Вневременное, странное, волшебное ощущение полнейшего сюрреализма - как текущие, плавящиеся часы у Сальвадора Дали: неочевидность, неоднозначность - времени. Здесь - плывет изображение, мерцает: героине и семнадцать, и тридцать с лишним... И - в промежутке - пустые двадцать лет. Двадцать лет одиночества - и отсылка к зеркалам Борхеса. Как метафора второго,глубинного, плана... Диалоги эпизодов 7 и 8 - разрядка. Баланс над пропастью, на натянутом канате (или - на серебрянном Лунном шнуре), соединившем незримо персонажей... И - р-разбег! С тонкого, звенящего каната - превратившегося во взлетную полосу - взлет. Прыжок в небо, взрыв... Неизбежность полета. И - падение ВВЕРХ. Против всех на свете законов - человеческих, физических... И правда - что может быть фантастичнее, невероятнее - такая вот... встреча. Примерно как взлет реактивного самолета - после разбега по натянутому канату. А такие взлеты... возможны только в разрывах пространства-времени. Вот и разрыв: эпизод-13. Возвращение в измененный мир. Мир, где есть любовь - в отличии от того, оставшегося за запотевшей поверхностью равнодушного зеркала, отражающего взрослую женщину - а не взбалмошного подростка... Казалось бы - край, конец... похмелье? Ничего подобного! Прорыв. И - новый, радостный мир. Ничего еще не кончилось - все только начинается... До чего же светло и радостно написано. Начинаешь и вправду верить, что в мире - хотя бы и в том, за-прорывном - живет надежда. И у нее - Ваша улыбка, Автор. БРАВО! Сделано. На всех уровнях и слоях реальности. Спасибо! Буду исключительно внимательно следить за всем, что Вы дарите всем нам здесь... Удачи Вам. Хорошо. А чтобы совсем уж универсальной была ... рецензия - краткое изложение предыдущих абзацев (какое чудесное слово: АБ-ЗАЦ!!): АФФФТАР АДСКИ ЖЖЕТ. ПЕШИ И-ЩО! Засим - остаюсь Вашим внимательным и неизменным читателем... Удачи ВАМ! С огромным уважением к Вашем таланту! Alex Иренакс Алексирен 21.10.2016 08:16 Заявить о нарушении
Алекс, я Вас сказочно рада видеть на своей странице с этой бесконечно шикарной... рецензией. Вы уже все сказали - и добавить нечего (если только писать рецензию на Вашу рецензию, но - это уже другая тема, ага). Далее автор притих и издает невнятные звуки, ибо сражен... наповал... такой похвалой.
Тем более рада этому отзыву на мою сказочную, немного сюрреалистическую историю. Мне кажется, эта история - особенно Ваша, в Вашем духе и... пусть это будет моим ответом-отсылкой на мою бесконечно любимую Вашу Городскую сказку. Спасибо! ПС. Рецензент адски жжот. Пеши и-що! Евдокия Воронина 21.10.2016 13:25 Заявить о нарушении
Дим, ну поругать меня всегда успеют. Желающих критиковать всегда больше. Это во-первых.
Во-вторых, я не тот человек, который распухнет от самомнения от похвалы))) И потом, для меня лично критика убьет скорее, чем похвала. Так что... от человека зависит, от ситуации. Я так думаю. Да, историю я сократила и кое-что переписала. Хвалить не прошу. Просто сообщаю факт. ПС. Алекс, там еще небольшие перемены-детали после 7-го эпизода пошли. Надеюсь, на этот раз (или пока)) последние. Все, больше писать не хочу в этом куске текста) Евдокия Воронина 22.10.2016 11:25 Заявить о нарушении
//Я склонилась над перилами Иоанновского моста и разглядывала усыпанные серебром и бронзой монет деревянные сваи и облезлую скульптурку зайчика. Нева, покрытая рябью и вспененными кружевами, несла повядшие осенние листки и прутики деревьев. Ветер, подобно калейдоскопу, расшвыривал облака, то складывая мозаику узора, то разрывая рисунок на куски. Трепало и спутывало мои длинные волосы; я связывала их в косу - она разваливалась. Я позвала мужчину, потянула его за рукав синей куртки. Он подался вперед, склонился, близко, и, поймав его крепкую руку, я сплела наши пальцы. Он сдавил мне ладонь - сильное пожатие, хруст косточек; по моему телу заструилось сухое тепло, мурашки, дрожь слабого возбуждения, ломота саднящих мышц, легкая боль. С тех пор, прочно сцепленные оковами судьбы, мы не расставались.//
Сравни: //Я склоняюсь над перилами Иоанновского моста и разглядываю усыпанные серебром и бронзой монет деревянные сваи и облезлую скульптурку зайчика. Нева, покрытая рябью и вспененными кружевами, несёт повядшие осенние листки и прутики деревьев. Ветер, подобно калейдоскопу, расшвыривает облака, то складывая мозаику узора, то разрывая рисунок на куски. Треплет и путает мои длинные волосы; я связываю их в косу - она разваливаются. Зову мужчину, тяну его за рукав синей куртки. Он подается вперед, склоняется - близко, и, поймав его крепкую руку, я сплетаю наши пальцы. Он сдавливает мою ладонь - сильное пожатие, хруст косточек; по моему телу струится сухое тепло, мурашки, дрожь слабого возбуждения, ломота саднящих мышц, легкая боль. С тех пор, прочно сцепленные оковами судьбы, мы не расстаёмся.// Забавно, да?)) В более..интимных или напряженных местах эффект еще сильнее будет. Дым Аф 24.10.2016 12:51 Заявить о нарушении
Ага, спасибо... Буду дома - подумаю. Пока не соображаю - не дома.
Евдокия Воронина 24.10.2016 18:41 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |