Рецензия на «Лавочники в академических шапочках» (Владим Филипп)

.
Девальвация так девальвация…
Был у меня товарищ из «последних фронтовиков», блокадник, затем летчик – пилот бомбардировщика Ту-2, после войны работал и с космонавтами, был хорошо знаком с летчиком-испытателем 1-го класса М.Попович, в общем, «серьезная биография». Вышел на пенсию, стал работать начальником гражданской обороны БИН РАН (ботанический сад). Написал неплохую книжку воспоминаний о войне и блокаде. В 90-е как-то «само получилось» и Андрей Моисеевич стал «почетным академиком» сразу двух академий! Как и почему совершенно непонятно. Непонятно за какие заслуги, и, главное, зачем? И что это за болезнь такая у нашего общества «академиков штамповать»? пусть даже почетных? Другой мой знакомый – профессор бывшего среднего военно-транспортного училища – теперь военного университета. Дурак дураком, кандидатскую защитил по теме» «методика преподавания материаловедения», «профессор», твайю ма…

ЛВХПУ им. Мухиной нынче академия, «репинка» – академический институт, ну, ладно, имеют право… вроде бы. Но вот странно как-то, разговаривал я с выпускницей академии Штиглица, дизайнером, отделение – средовой дизайн. Я спросил ее, а что такое средовой дизайн? Ответить девушка не смогла, что-то бормотала, но потом призналась, что она этого не знает!

Дизайн, что это? А это эргономика (не путать с антропометрией), инженерная психология (и военная тоже), это – создание (формирование) материально-предметной (или виртуальной) среды максимально приспособленной к деятельности человека, и ничего другого! А призыв «делайте свой дизайн» (узор из заклепок на заднице или полосатый рояль) – бред сивой кобылы. А может быть «несредовой дизайн»? Нет, не может.

Помню, прочитал в одном из номеров газеты «Дуэль» кое-что о наших академиках, печальная история, не буду перечислять, чего они «не могут», потому что они ничего не могут! Ни РАН, ни академики всего мира до сих пор не могут объяснить природу электрического тока, причем в самом простейшем случае – электрический ток в проводниках. Мне понадобилось два дня, чтобы в общих чертах объяснить и описать это явление, в принципе ничего сложного.
Нет никакого «движения электронов», нет никаких свободных электронов, которых видите ли «очень много»! С чего бы это вдруг? Они, что – сговорились, что ли? Сговорились, конечно, если мозгов у них нет и не будет! Я конечно открытым текстом ничего не скажу, пусть сами работают!

Жаль, что ни сын мой, ни зять наукой не интересуются, а отец умер в 1993 году. Еще в начале 80-х отец сделал открытие, доселе неизвестное вещество, над которым американцы двадцать лет колдовали, да все мимо! Мешали ему, кто как мог, маршалы (академики) лезли в соавторы (ну, это как всегда)… В химическом институте в Ленинграде «серьезные ученые» не могли дать заключение по его «Эналю» («энергонасыщенный алюминий), калориметр у них, видите ли, никогда не работал в таком режиме, чтобы сделать необходимые измерения, а как его настроить они не знают (серьезные ученые, потому что). Можно, конечно, насыпать в колбу порошок, налить воды и измерить количество выделившегося водорода, но для академиков это слишком просто и «ненаучно». Однако торпеды «Шквал» работают именно на порошковой энергонасыщенной окиси алюминия и развивают под водой скорость более 500 км/час. Вот так… ракета «Энергия» на таком топливе полетит в три раза дальше, или сможет взять вчетверо больше полезного груза. К этому мы когда-нибудь еще вернемся.

Когда-то мы с отцом мечтали, что я буду работать в Москве, в Институте Танков, но при обязательном условии – ученая степень к.т.н. Но даже в аспирантуре ЛВХПУ защититься «условно» как кандидат искусствоведения возможности не было. Поступить в аспираантуру можно, но потом пять лет ждать, пока во ВНИИТЭ соизволят принять твою работу к рассмотрению. А время не ждет.

Способностей не хватит? Это вряд ли. Я «сделал» три диплома на кафедре Промискусства, свой диплом, диплом жены и диплом моей однокурсницы еще с дневного отделения (сам я экстерном перескочил с третьего на пятый курс вечернего). Макет к своему диплому я сделал черно-белым, поэтому его (мой диплом) опубликовали только в газете «Советская культура» в 1981 году.
А два диплома «моих девчонок» украсили последние страницы журнала «Техническая эстетика» в 1980 и в 1982 году соответственно, но я там присутствовал как бы «инкогнито»… Это к вопросу о способностях.

Со слов отца я знал, что дорога в науку для меня закрыта, или мне придется прибегнуть к какому-нибудь хитрому способу, а я не любитель всяких хитростей. Молодой был, что поделаешь, еще «романтика в ж… играла».
Работал в мастерской Ривина и Короткова, ушел – это не для меня. Работал в ХОК, когда главным художником там был… ладно, неважно. От меня требовали делать плакаты, а я не за этим пришел. Сделал один проект так и оставшийся нереализованным в материале. Уехал работать на Север, в Карелию, главным художником Беломорска, и что? А то, что художественные мастерские города всегда занимались только одним – изготовлением траурных лент для похоронных венков, и разгрести эту рутину не было никакой возможности. Вот так!

Моим близким другом в ЛВХПУ был Д.А.Шувалов (живописи я учился как бы «приватно» в его мастерской, а в ЛВХПУ – параллельно). Чудес ведь не бывает? В СХ, конечно, не вступал и даже не пытался, я со студенческих лет знал, что это такое. Да и смысла это не имело, в 90-е годы тем более. А зачем? Мои картины и безо всяких союзов представлял аукционный дом Филипп`c де Пюри (ориетировочно в 1994-м), насчет Сотби и Кристи не знаю, даже не интересовался – суета это все… Ерунда, конечно, просто «взгляд со стороны». Но и живя в СССР, я понимал, что дорога в науку, искусство и литературу мне заказана. Что при «совках», что при демократах. Но я по этому поводу как-то «не расстраиваюсь»...

.

Олег Павловский 1   07.12.2016 12:33     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владим Филипп
Перейти к списку рецензий, написанных автором Олег Павловский 1
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.12.2016