Рецензия на «Суд Толстого» (Наталия Май)

Елизавета Боярская хороша в роли Карениной, а Матвеев психофизически на Вронского не подходит. Но если бы подходили оба главных актера, это бы уже, наверное, была небывалая роскошь.

Галина Богословская   12.06.2017 18:24     Заявить о нарушении
"Елизавета Боярская сыграла силу характера, ум героини. Она отразила трагедию человека, который был в выигрышном положении по отношению к миру, к окружающим, и вдруг упал с пьедестала".

Кстати, вот это отталкивает в героине - озабоченность мнением света. Тут мир перевернулся: сделала несчастным своего мужа, потеряла сына, чуть не умерла при родах, Вронский чуть не застрелился из-за нее... И после всего этого ее еще волнует, что подумают разные дураки?! Уж этому-то впору искренне возмутиться, а отнюдь не посочувствовать.

Галина Богословская   12.06.2017 18:39   Заявить о нарушении
Под пьедесталом я не только свет имею в виду - ее некое внутреннее состояние. Когда она была в себе уверена и даже смотрела на других свысока. Это сумма из многих слагаемых. Вообще человек ценить начинает какие-то вещи, только утратив их, до этого он это считал ерундой. А потом выясняется, что для его самоощущения это была вовсе не ерунда. Просто он это воспринимал как должное.

Наталия Май   13.06.2017 10:34   Заявить о нарушении
"Смотрела на других свысока" - вот здесь я не припомню чего-то, что бы это прямо подтверждало.

В целом, конечно, понимаю, что ты хочешь сказать. Самоуважение для человека - это норма, его утрата - трагедия. Но, по-моему, кроме самоуважения, Анну именно мнение света волновало. "Да как они смеют презирать ее?" - вот что ее точило, не давало покоя, не могла она эту гордыню в себе унять. Ни ради Вронского, ни хотя бы своего собственного спокойствия. Хотя... есть ведь такие натуры. (Хм, а гордыня ведь и мой бес.)

Галина Богословская   13.06.2017 12:41   Заявить о нарушении
Она прямо, конечно, не говорила этого, но по тому, как она утешала Долли в начале книги, я ощущала ее внутреннюю безмятежную уверенность в том, что она лично от таких ситуаций застрахована - ее все любят, ей все восхищаются, и ей приятно выглядеть еще и чьей-то благодетельницей. Вообще жена мужа, который намного старше, увереннее в себе, чем жена ровесника или того, кто моложе, тем более - плейбоя. Это уже несколько жалкая роль, невыигрышная.

Вронского свет еще как беспокоил - Толстой пишет об этом в период его ухаживаний: он знал, что его роль - выигрышна, молодой мужчина, который волочится за женой человека старшего возраста, нравится светскому обществу, а подтрунивать будут над мужем, а не над ним. В романе все время фигурирует "общественный" подтекст. Да и когда стрелялся Вронский - перед этим они с Карениным поменялись ролями, тот, простив Анну, вдруг возвысился над ним, и Вронский впервые почувствовал себя в жалкой роли. Он был этим раздавлен, а не только любовью к Анне.

Вообще довольно часто бывает, что люди любят "запретный плод" и ситуацию, когда есть препятствия, а когда этот плод доступен, острота ощущений уходит, Анна это осознала раньше Вронского.

Наталия Май   13.06.2017 13:53   Заявить о нарушении
Но роль Вронского перестала быть выигрышной, когда "блестящий адюльтер" закончился, а началась рутинная жизнь не с любовницей, но с гражданской женой (Анной), "не узаконенным" собственным ребенком.

Вронский, если подумать, этакое олицетворение нормальности. Делать глупости в молодости - и не жалеть о том, вовремя взрослеть и брать на себя ответственность, придавать значение мнению света - и не позволять другим руководить твоей жизнью. Страдать, когда страдается, - и вновь начинать жить, когда пришло время просто жить. Чем-то эта нормальность раздражает Толстого.:) Черты печоринщины-курагинщины он в ней ищет... И отчасти прав, должно быть.

Очевидно, что в романе автору близки люди с теми или иными крайностями в восприятии мира - Левин, да та же Китти, Анна после встречи с Вронским (но не "до").

Галина Богословская   14.06.2017 11:05   Заявить о нарушении
"Вообще жена мужа, который намного старше, увереннее в себе, чем жена ровесника".

Вот ведь интересно: тоже всегда так думала. А теперь другое вижу. Кончаловский и Высоцкая, к примеру, Табаков и Зудина, Гордон со своими женами... да сколько угодно! Это ведь все - игра в одни ворота, жизнь строится так, как нужно только одному человеку. Философия этих женщин - принимать вообще все, находить красивые объяснения абсолютно всему. Молодые, они отнюдь не избалованы обожанием своих немолодых мужей, тем более потаканием. Вот и скажи!..

Галина Богословская   14.06.2017 11:11   Заявить о нарушении
Толстого упрекают в том, что у него были двойные стандарты, но это не так. Он сформулировал свои взгляды устами Пьера Безухова: развлекайтесь с женщинами, подобными моей супруге, они вооружены против вас опытом разврата, но заморочить голову Наташе Ростовой или Кити - все равно что ударить старика или ребенка. Видимо, этим руководствовался и он сам. То есть, сходился с женщинами без иллюзий.

Наталия Май   24.06.2017 11:36   Заявить о нарушении
Кроме того, он испытывал угрызения (как Нехлюдов), а иные герои его на такие угрызения и вовсе не способны.

Наталия Май   24.06.2017 11:38   Заявить о нарушении
Из всех женщин русской литературы, которым заморочили голову, я, признаться, по-настоящему сочувствую только княжне Мэри. Печорин целенаправленно и сознательно уводил ее у Грушницкого, беседовал с ней наедине, расчетливо вводил ее в заблуждение, рассказывая, как он одинок и непонят, зная, как такие откровения действуют на юных девушек.

Прочие, более мягкие случаи, уж очень большой поправки на эпоху требуют и, признаться, не доходят до души (конкретно моей:)).



Галина Богословская   24.06.2017 18:55   Заявить о нарушении
Я Толстого вообще не люблю, я с ним спорю.

Но вот "Крейцерова соната" на удивление понравилась у него, принимаю "от" и "до".

Галина Богословская   24.06.2017 18:59   Заявить о нарушении
Подумала о Каренине. Анна, конечно, необъективна к нему, но не сказала бы, что она его совсем не понимает. Он не бесчувственный... Каренин, может быть, даже и не фарисей - у него маска давно и плотно приросла к лицу. Все те "общественные, моральные, религиозные установления", без которых он ни слова сказать, ни шагу ступить не может. Он по-настоящему симпатичен лишь в середине, в момент своего прозрения, когда Анна чуть не умирает при родах. Но затем он возвращается к себе прежнему - снова все те же установления, все тот же "долг", как он его понимает, и т. д. Весь этот "лес" понятий, через который не продерешься. И развода-то он ей в итоге так и не дает, внося тем свою немалую лепту в катастрофу.

Так что Анна отлично знала, когда говорила, что Каренин - "машина, и жестокая машина, когда рассердится". Именно так он себя и повел в последней части романа.

Галина Богословская   03.07.2017 09:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталия Май
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Богословская
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.06.2017