Рецензия на «Логика измененных состояний сознания» (Павел Гордеев)

Привет Павел! В 3 захода прочёл твою содержательную статью. Вначале удивило название. Какая логика подобных состояний, если это из сферы иррационального? Потом увидел, что ты пытаешься отделить структуру от содержания. Этот момент про структуру понравился особо и тогда дошло, что ты подразумеваешь под логикой ИИС. Много задаёт статья нерешённых вопросов, впрочем как подумал, что по данной теме иного и быть не может, ибо ответ, если и придёт, будет невыразим для обычного сознания. По прочтению навевали и новые вопросы, например об эволюции форм мышления (гугл на примерные запросы выдаёт избитую классификацию О.Конта), несомненно светлые ИСС это венец всех форм мышления, а вдруг они могут рассматриваться и как некий его исток? И ещё вопрос, более практический. Какова в ИСС интенсивность мышления? На каких "оборотах" оно задействовано? А вдруг, наоборот, сознание как бы засыпает?
В целом, как ты сам определил статья описательная, для меня очень познавательная и хотелось, чтобы имея такой багаж академических знаний ты умел также легко отталкиваться от академизма и писать интересные популярные статьи. Ведь на мой взгляд данная тема наиболее актуальна и прогрессивна на данный момент.
Тебе желаю удач-успехов!
С уважением, ЭФ.
Вспомнил юмор! Вначале статьи ты пытаешься выяснить "объективный", "субъективный" и т.п. характер состояний. Но если подумать, то состояния, а тем более изменённые (если конечно не вдаваться в метафизику), это ведь и есть всегда взгляд от субъекта и состояния-критерии самого субъекта. А теперь смотри, что например, для кадра находящегося в запое будет ИСС? Ответ: трезвость.

Эдуард Фетисов   22.11.2017 00:10     Заявить о нарушении
Привет Эдуард! Очень рад, что ты нашел время прочитать статью и отозваться. Твой всегда ценю.
Про эволюция форм мышления в контексте темы не думал, хотя весьма интересный вариант ты сам же нащупал - венец мышления может оказаться его истоком, неким заданием, реализация которого возможна (но не гарантирована). Про интенсивность мышления, работу на предельных оборотах в ИСС многие писали - и в академической литературе, и в художественной (вспоминаю сейчас описания "второго внимания" у Кастанеды). Про засыпание сознания ты тоже верно отметил. Но здесь, думается, нужно учитывать некую двойственность человека и его сознания. С одной стороны - эмпирическое сознание человека "внешнего", с другой - трансцендентное сознание человека "внутреннего" (вспомни Дю-Преля). Здесь как раз и можно указать на сон сознания как признак высшего и глубочайшего состояния сознания - не зря в веданте такой интерес к состоянию глубокого сна без сновидений. Конечно, здесь понимание сознания весьма далекое от привычного, поскольку в этом случае оказывается под вопросом его интенсиональный характер. Это сознание, по остроумным словам моей коллеги (специалиста по индийской философии), которое "светит, но ничего не освещает". Отсюда проистекает требование переосмысления того, что зовется мышлением. Ты знаешь, я сейчас "Предмет знания" Франка изучаю - предчувствую, что многие ответы именно у него найду.
Про популяризацию своих трудов думал, но пока никак не решусь. В идеале конечно было бы даже в художественной форме попробовать выразить свои мысли - здесь мне кажется удачным пример Пелевина (за исключением последних нескольких работ). Но это надо навык нарабатывать, руку набивать...

Тебе желаю творческих сил, будь здоров!
С уважением, Павел

Павел Гордеев   22.11.2017 21:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Павел Гордеев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Эдуард Фетисов
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.11.2017