Рецензия на «Осенняя молния» (Марина Даркевич)

Молния, которая бьёт в нас.

Жила-была в одном городе учительница. Не сказать, что слишком скромная. Неплохо одевалась, следила за собой (фитнес, эпиляция) и не отказывала себе в разного рода удовольствиях. Потому что была молода (лет 26 или чуть больше, если верить тексту), красива и любила мужчин. Себя, впрочем, тоже. Любила своих учеников, те отвечали ей взаимностью – пусть не всегда и не сразу. И вообще, любила жизнь во многих её проявлениях, но от всей души ненавидела цинизм и ханжество.

Звалась она Ольгой Точиловой (а могла бы зваться Агнетой Ковач, сложись обстоятельства чуть иначе). Жизнь с ней обошлась не слишком ласково. Родители развелись, впоследствии умерла от рака мать. В том городе, где это произошло, экологическая ситуация оставляла желать лучшего, доктора прописали Ольге сменить климат, и учительница решила последовать этому совету. Но понадобилось решить некоторые насущные проблемы, и для этого Ольга поехала на переговоры в деревню к родственникам по линии умершей матери.

У околицы деревни и происходит тот пороговый момент, с которого вся жизнь героини пойдёт под знаком «после». Попав под сильную грозу, Ольга едва не погибает – в нескольких шагах рядом с ней в столб ударяет разряд молнии. Получив мощный заряд небесной энергии и сумев выжить, Точилова приобретает экстрасенсорную способность – теперь она время от времени может читать мысли других людей, в том числе и самые потаённые. Чем и пытается пользоваться в своих целях, хотя понимает, что подобное знание оборачивается для неё своего рода проклятием. Ольга постепенно научается вызывать свой дар по собственному желанию. Но телепатия – вещь капризная и далеко не всегда готовая прийти на помощь.

Важный момент – Точилова преподаёт литературу. И неслучайно, видимо, то и дело упоминает «Грозу» Островского – историю сильной женщины в окружении слизняков и негодяев. В романе встречаются аллюзии к этой пьесе – начиная с завязки, в которой героиня попала-таки под грозу, и заканчивая при всяком удобном случае упоминанием молнии – в каком-то смысле символа женской силы и энергии.

В городе, где проживает Ольга, творит свои жуткие дела сексуальный маньяк. По странному стечению обстоятельств он предпочитает выбирать в качестве жертв молодых женщин той же наружности, что и Ольга – высоких фигуристых брюнеток. Полиция рьяно принимается за поиски серийного убийцы, и среди подозреваемых однажды оказывается бывший любовник Ольги, страдающий амнезией и каталепсией. Он не в состоянии вспомнить события, которые обеспечили бы ему алиби, и Ольга вынуждена самостоятельно выручать мужчину. Кроме того, она серьёзно опасается за свою жизнь, чувствуя, что маньяк начинает охоту за ней... Встреча неизбежна...

Надо отдать должное Марине Даркевич – главная героиня у неё получилась по меньшей мере запоминающейся. И вызывающей сочувствие – несмотря на некоторые эпатирующие привычки и поступки. Немало хороших качеств у этой женщины, которая хоть и пытается взять от жизни всё, но и отдаёт другим самоё себя без остатка. Взять хотя бы момент, когда она решает остаться в школе до конца учебного года, потому что не может оставить своих учеников (которых то и дело называет про себя «детьми»), несмотря на угрозы здоровью, тяжёлый эмоциональный климат в школе и явный дискомфорт, который испытывает от своего места проживания. Точилова с помощью своего открывшегося дара может погрузиться на самое дно людских мыслей – зачастую грязных и даже чудовищных, но не ожесточается и не впадает в мизантропию, продолжая полагать, что отморозков на свете не так уж много. И, что также характерно – опасаясь остаться надолго без работы, она даже не помышляет о «коммерциализации» своих телепатических способностей.

Второстепенные герои (за некоторыми исключениями) тоже удались. Школьные учителя, сотрудники полиции, любовники Ольги – все эти персонажи рельефные, живые, «играющие», что называется.

Недостатки, впрочем, у романа имеются. Судя по всему, это дебют, и как почти всякий дебют, он имеет свои «детские болезни». Начиная от сюжетных и стилевых недочётов, которые присущи практически всем начинающим писателям, и заканчивая той излишней «смелостью», что зачастую выдаётся за новаторство. Страниц, наполненных откровеннейшей эротикой, здесь много. Кровавых сцен с участием маньяка – тоже. Подобного «мокрого» в обоих смыслах натурализма можно было бы избежать... что автор и делает, выкладывая в Сеть «облегчённую» редакцию. (Отдельные главы из полной авторской редакции мелькнули на одном из ресурсов и... на мой взгляд, Даркевич поступила разумно, решив подвергнуть их самоцензуре). Можно упрекнуть диалоги, которые иногда повторяют информацию, уже и без того поданную в авторском тексте. Излишне затянуты беседы Ольги с её подругой в Сети – раскованной и чуть более «продвинутой» в интимном плане, нежели сама Точилова, которая тем не менее уверена, что нашла родственную душу (и это, похоже, взаимно).

Действие романа перенесено в недалёкое будущее. В нём сатирически изображён продолжающийся «парад запретов», что имеет место сегодня. Под раздачу попали отдельные «игрушки» для взрослых, некоторые предметы женского белья и свободная продажа препаратов для повышения либидо. Государственные школы опекаются сотрудниками религиозных организаций и специальных служб, а в число добровольно-обязательных мероприятий включены так называемые «открытые уроки госпатриотизма», чем-то напоминающие «ленинские зачёты» давно минувших времён. Школы же, работающие по авторским методикам, принудительно закрываются. В информационных технологиях произошла подвижка, о которой пока некоторые только мечтают – стало возможным дешифровать трафик с конечных компьютеров, с тем, чтобы определить, не лазают ли несознательные граждане на порносайты (видимо, они запрещены к просмотру) или ещё на что подобное. Расчёты наличными деньгами пока допустимы, но сопряжены с некоторыми сложностями. Школьные учителя стали невыездными, хотя при определённой «прокачке» могут себе позволить выбираться за границу через Белоруссию или Украину – были бы нужные связи. Понемногу возрождается «институт» фарцовщиков.

К несомненным достоинствам романа можно отнести, конечно, развязку. Она получилась пронзительной и беспощадной, бьющей прямо в душу, а пресловутый «взбесившийся принтер» в эпилоге – это поистине контрольный выстрел. Тем не менее, «Осенняя молния» рассчитана в первую очередь на читательниц. Здесь очень много феминизма, пряной романтики и слов, однокоренных с «любовью». Однако Даркевич не так проста и наверняка отдавала себе в этом отчет. А потому неслучайно соткала сюжет в духе итальянских фильмов «джалло», наполнив текст динамикой и довольно жёсткими конфликтами. Этим способом она определённо расширила целевую аудиторию, подтянув к своему произведению читателей-мужчин. Необязательно ведь всем сознаваться, что вы читали криминальный триллер с элементами фантастики, внезапно оказавшийся в рубрике «женская проза», верно? А прочитать его можно. И можно запомнить это имя – Марина Даркевич. Потому что заявка сделана серьёзная и, вероятно, в дальнейшем мы увидим это имя на обложках книг (пусть пока электронных) ещё не один раз.

Д. Дубинин, член Союза писателей России.

Дмитрий Дубинин   06.02.2018 16:47     Заявить о нарушении
Дмитрий, большое Вам спасибо за развернутую рецензию, за неожиданное внимание и за помощь, оказанную Вами еще в процессе работы над романом.

Марина Даркевич   04.02.2018 20:07   Заявить о нарушении
Некоторые главы выставлены заново в редакции, максимально приближенной к авторской.

Марина Даркевич   04.02.2018 20:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марина Даркевич
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Дубинин
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.02.2018