Рецензия на «Динамика» (Иван Донецкий)

Не всё ещё прочитала, только несколько последних глав, но названия остальных говорящие. Хотя и спорные.

Приведу свой пример. У меня тут были донецкие беженцы, молодая семья с двумя таксами, еле провезли их через все таможни. Детей нет по объективным причинам, проблемы с репродуктивным здоровьем. У меня был достаточно большой выбор, кого принять, с лета 14-го до весны 15-го было много желающих. И, скрепя сердце, я отказала, например, мамочке из Мариуполя с двумя малышами, папа у них в ополчение ушёл, а она осталась там, и шансов здесь у нас выжить на своё укрпособие у неё не было "в миру"(работала только схема: жильё от работы, а если не работаешь, то где и на что жить?), а от монастырского приюта она отказалась.

Потом, кстати, она воссоединилась с мужем и даже третьего родила, но всё было очень сложно, своего жилья в ДНР у них не было, снимали квартиру, и папа свою военную зарплату ещё и зажимал, так что она помаялась и поехала к себе в Мариуполь жить и за всеми своими детпособиями.

Но это я отвлеклась. Приехавшая семья долго у меня не жила, через две недели нашли работу с предоставлением жилья в агрохозяйстве, муж-шахтёр пошёл в слесари, жена- медсестра в доярки. Через пару лет жена уехала обратно, а муж остался здесь, они хотели уже и усыновить ребёнка или хотя бы на воспитание взять (в Беларуси по декрету 18 отбирают детей у алкоголиков и отдают в трезвые семьи, за двоих платят полноценную зарплату педагога, но тут ещё вопрос в жилье, а у них-то оно от хозяйства было, не получилось). Можно долго рассуждать о психотипах, но, по-моему, тут дело было просто в том, что муж по корням деревенский, приспособился, а жена городская, не получилось.

Это очень серьёзно. Украина, несмотря на всю советскую индустриализацию, аграрная страна, где ж и сеять-растить, как не там, а в РФ большинство территории - зона рискованного земледелия. И, насколько я знаю, у беженцев там возникли большие проблемы с натурализацией не только из-за бюрократов, а потому, что просто негде найти работу с предоставлением жилья, или всё это такого качества, что лучше под обстрелы вернуться.

В Беларуси у здоровой работящей семьи шансы были, дома с приусадебным участком в агрохозяйствах давали. Но! Работа тяжёлая, зарплаты низкие, а дом можно приватизировать только через 15 лет работы в этом хозяйстве (это общее правило, и для местных тоже). Теоретически с тем же успехом можно за это время ипотеку выплатить на денежной работе (если найдёшь такую). А что безплатный сыр только в мышеловке - это общее правило.

То есть у беженцев было два варианта: или с помощью кого-то в РФ или другой стране (предоставление на первое время жилья, помощь в трудоустройстве по имеющейся престижной специальности) сохранить свой социальный статус, либо опуститься и занять нишу, на которую местных не найти и которую занимают трудовые мигранты.

Не знаю, кто, кроме строителей и дворников нужен в РФ (строителями туда и наши белорусы едут, а дворниками азиаты), а Беларуси нужны были и есть сельхозрабочие, именно рабочие, в большие агрохозяйства. Вроде не тяжелее, чем в шахте, и деревни с агрогородками здесь нормальные, с дорогами-водой-газом, но социальный стереотип поведения - это основа, и если работает один стереотип, из деревни в город (поэтому и не хватает на селе рабочих рук), то имеем то, что имеем.

Я бы очень удивилась, если б и раньше не знала таких примеров, всё-таки в деревне лучше, чем под обстрелами, но наблюдала на севере, как воркутинские шахтёры, которым не продать было там квартиры и не попадали в программу переселения, по которым предоставляли им городское жильё в средней полосе, попробовав пожить в деревне в тёплом климате (где жильё можно было приобрести на свои), возвращались обратно в свою заполярную вымирающую Воркуту.

О, настрочила. А всё дело в том, что я не психиатр и даже не психолог, но поработала социальным психологом и кое-что уяснила, как говорится, со своей колокольни.

Наталья Чернавская   16.02.2018 14:44     Заявить о нарушении
Хорошо, что написали, но в какой тип их уложить?

Иван Донецкий   17.02.2018 20:23   Заявить о нарушении
Ну, в том-то и дело, что ни в какой не уложишь, по-моему.

Хотя я понимаю, что профи для удобства в работе нужны все эти типы и прочие штучки. Пришла к Вам сюда из вк, где перепостили Ваш текст про театр, задумалась, чем же и когда меня потряс театр. Давно дело было. Я росла в большом городе, Минске, а бабушки были деревенские, и для меня в молодости стали потрясением инсценировки деревенщиков, когда посмотрела на сцене "Последний поклон" в нашем минском русском театре или "Братья и сёстры" у Додина в Малом в Питере, то есть увидела пропущенной через волшебную призму искусства судьбы своих бабушек, то поняла, что значит "большое видится на расстоянии". Вблизи они были обычными, ну, только добрыми очень, а чего стоит эта доброта и как её хранить было невдомёк, пока большие писатели вроде Распутина с Абрамовым не показали.

Так и в вашем случае: нужны подлинно великие и подлинно народные писатели, чтоб было что инсценировать, но теперь таких нет, на виду, во всяком случае, чтоб увидеть и описать трагедию народа сразу и изнутри и сверху, изнутри в бытовом смысле, а сверху в духовном.

Сейчас же деятели типа Прилепина и прочая элитка по быту отделены, а духовно ниже "простого человека", вот и весь сказ. Не исключено, что со временем появятся самородки вроде того, как появился в своё время, сто лет назад, Андрей Платонов, например, но его судьба, кстати, и поясняет, почему всё это так не сразу и даже через сто лет он не вошёл в массовую культуру.

Советский проект был утопичен, имхо, помимо прочего ещё и тем, что пытался всех уравнять и в культурном отношении, начиная с общей для всех школьной программы по литературе и заканчивая массовым доступным театром. Но масло с водой не смешивается, и после прекращения насильственного взбалтывания две фракции разделились, сейчас снова есть массовая культура и есть элитарная.

Сто лет назад массовая (читай, народная) культура была здоровее, и это дало здоровую советскую культуру, прекрасные песни, например, но уже лет 50 назад или даже раньше, после уничтожения крестьянства (подрубили корни), началось вырождение, вся эта попса, хорошо хоть фольклористы вовремя многое уходящее записали, и сейчас при желании можно найти и слушать отличную фолкмузыку, например. Но когда я смотрю иногда у Полынкова вк записи концертов с донецкой передовой, всю эту смесь старых советских песен с постсоветской попсой, становится грустно. По-моему, это ничем не лучше "Юноны и Авось".

Ну, просто нет, не сохранилось никакой подлинной народной традиции, и, получается, что не из чего черпать и художнику...Ну вот разве что о типах написать, как Вы, о не о народных характерах (как Шолохов, например в "Тихом Доне", по-моему, лучшей книгой о трагедии гражданской войны)...

Наталья Чернавская   18.02.2018 15:43   Заявить о нарушении
О типах я написал (за отсутствием времени и таланта) почти, как историю болезни. Это привычный для меня взгляд психиатра на людей. Он узкоспециальный и потому ущербный в отличии от художественного. Художественное - даже Андрей Белый - писал труднее и дольше.
Союз писателей ДНР образовался в ноябре 2014 года после того, как прошло 5 месяцев войны, а донецкая Спилка пысьмэнныкив Украины ни слова не сказала о войне. К театрам Донецка у меня те же претензии. Я бы их, за их подлое молчание о нашей войне, разогнал и запустил на сцену, пусть самодеятельные, но коллективы, которые, помимо развлечения, отражают военные события Донбасса. Не обязательно менять весь репертуар донецкого и луганского театров, но 1-2-3 пьесы о войне обязаны быть. Не нравятся современные авторы, ставьте Симонова, Леонова, Корнейчука, Брехта, Хэмингуея и т.д., не подходят их тексты, внесите изменения и поставьте "по мотивам", но делайте, а не сидите. А ждать подлинно великих и народных драматургов - это, как ждать принца на белом коне: в девках состаришься. С палками вышли на блокпосты весной 2014 года и добились результата, хоть и не такого как хотели. Ставить на сцене то, что есть, а, при наличии, таланта у режиссёра и актёров, то и телефонную книгу можно сыграть хорошо. Кстати, во времена Чехова театры еженедельно, подчёркиваю - еженедельно, ставили новые пьесы, которые после двух-трёх спектаклей снимались. Актёры играли их даже не выучив роли. А те, что имели успех играли неоднократно.

Иван Донецкий   19.02.2018 18:49   Заявить о нарушении
Да я Вас прекрасно понимаю. Точнее, понимаю Ваш гнев, но не пафос.

Что театры существуют отдельно от реальности - это понятно. А претензии на изменения к лучшему: зачем им меняться, если люди и на это ходят и зарплата идёт? Иногда совсем небольшая, иногда приличная, иногда очень большая - тут уж как кому повезёт.

Прочитала остальные главки. Удивилась. В моём представлении психиатры - это по головке гладить, а Вы вон как жёстко. Перепутала, наверное, с психотерапевтами.

Я, кстати, читала двух повоевавших на Донбассе писателей, Стрелкова и Африку. У Стрелкова два жанра, он или сказки пишет, или вроде дневника (Боснийский дневник, Записки отморозка). Интересно было бы Вам как специалисту почитать, я филолог-древник по основной специальности, сказки мне тогда (в 14-м) понравились, показалось, что он сам себе психиатр, то есть таким способом "исправляет реальность", арттерапия. А у Африки дневник лета 14-го, он сразу в жж его публиковал, потом книжка вышла, книжку не читала, а записи в жж откровенными показались, он сразу написал, что поехал на Донбасс ловить удачу, ничего особо не поймал, кроме пули, и после ранения быстро оттуда ретировался. Теперь уже откровенные фентэзи гонит, так что даже Стрелков его критикует.

То есть в обоих случаях налицо всё тот же отрыв от реальности, что, на мой взгляд, само по себе ещё не диагноз, весь вопрос в том, какого качества их фантазии, литературного и в целом культурного. Культура, культивация, возделывание почвы - это когда тебя тянут вверх, к идеалу, если хорошо тянут - автор справился, а если вместо верха куда-то вбок или и вовсе вниз - это уже "игра в бисер" (или из новомодного - "игра престолов").

"Игра в бисер", между прочим, очень подходит к этой вашей войне, маленькие замороченные люди - перед лицом смерти, огромной и страшной.

Теоретически театр на войне должен помогать этот страх преодолеть, но если сами творцы его не преодолели и "прячутся", кто во что горазд, то что с них взять? Прорыв, да, тут возможен на любом адекватном репертуаре: война, герои и предатели, любовь и смерть и прочая, прочая, бери хоть Шекспира, хоть из жизни сюжеты, но ведь для этого нужна не врать себе и людям, а если правда страшит, то будут прятаться до последней возможности, пока зритель явно не проголосует ногами против существующего репертуара...

Наталья Чернавская   19.02.2018 20:27   Заявить о нарушении
НужнО не врать, не исправить ошибку в отправленном тексте

Наталья Чернавская   19.02.2018 20:30   Заявить о нарушении
Не читал Стрелкова, об Африке даже не слышал. Боснийский дневник скачал летом 2014 года, хотел прочитать, но, когда Стрелков сбежал из Донецка, он мне стал неинтересен. Я ограничен интересами Донецка, ДНР, ЛНР, то есть, своего "окопа". Когда здесь наладится жизнь, конечно, буду смотреть шире, но пока... О театре нашем Вы сказали очень правильно! С уважением,

Иван Донецкий   20.02.2018 16:57   Заявить о нарушении
Увы, Донецк не на Луне или Марсе, а между РФ и Украиной, и вне этого контекста никогда не будет как-то отдельно существовать.

Я так понимаю, что у вас там пересеклось всё худшее и всё лучшее, что присутствует в обоих субъектах, и "наладится жизнь" только тогда, когда и вокруг она наладится, а поскольку до этого далеко, то пока, не сочтите за наглость, советовала бы Вам "Осень средневековья" почитать или перечитать, Хёйзинги.

Сама читала давно, но часто вспоминаю в контексте вот этой нынешней войны. Для средневековья война, войны были обыденностью, вот представьте себе, что люди не 4 года так жили, как вы там у себя теперь, а веками: тут война, а тут, рядом, мир, и не только этот контраст, а везде контраст на контрасте: замки и трущобы, короли и нищие, роскошь и чума... Хёйзинга прекрасно всё это описал, и лично у меня от чтения был психотерапевтический эффект, понимаешь, что норма разной бывает и наша постмодернисткая норма не самая нормальная, что-то щёлкает в голове и воспринимаешь мир уже не так узко.

Наталья Чернавская   20.02.2018 18:45   Заявить о нарушении
Не закончила свою мысль, конечно, не только в Хёйзинге дело, вероятно, не только эту его книгу нужно прочитать, чтоб изменить взгляд на вещи. Вот Вам кажется, что эта война должна закончиться, а почему?

Может быть, она теперь будет всегда (пока не применит одна из сторон ЯО или ещё что-нибудь подобное, какой-то глобальный катаклизм, не произойдёт). Можно привести массу примеров даже не религиозного плана, а чисто литературного: "1984", или "О, дивный новый мир", "Мерзейшая мощь" и прочая, прочая, на западе много всяких антиутопий со времён Свифта понаписали и не зря, давно видели, куда всё катится, зрячие художники.

В русской традиции всё иначе, не так давно, всего 300 лет назад, возникла светская литература как таковая, минус ещё переходный XVIII век, когда светскую литературу читал тонкий слой созданного Петром служивого дворянства, да и то не все (у Пушкина хорошо это описано), так что скорее даже не полных 200, а лет 150, как "образованные классы" стали воду мутить, ну а окончательно оторвал народ от корней только советский ликбез, поголовно всем внушая веру в прогресс и светлое будущее, а с чего бы это? Спросите любого мужика-старовера (если найдёте там у себя), чем всё закончится, узнаете другую (отличную от модернисткой) версию течения истории, похожую и в то же время отличную от западных антиутопий, похожую тем, что "мир во зле лежит", а отличную тем, что грамотный русский мужик, читавший Евангелие и отцов, знал не только это, но и то, что Христос победил мир.

Что не отменяет конец истории, будет второе пришествие Христово и Страшный суд, а вот завтра или через тысячу лет - никому не известно. Хорошая работа есть на эту тему у Георгия Федотова, "Эсхатология и культура", вообще много русские в эмиграции понаписали умных и хороших вещей, прозрели после страшных потрясений революции даже те, кто прежде был оторван от корней и сверху вниз поплёвывал на "необразованных мужиков", вот и у вас на Донбассе, возможно, начнут со временем прозревать люди...

Наталья Чернавская   20.02.2018 22:51   Заявить о нарушении
Вы в Освенциме заключенным лекции не читали? Ну, чтобы они прозрели, поняли, что для Средневековья война обыденность, что есть короли и нищие, что одни всегда убивали других, вырывали золотые зубы, сжигали в печах и т.д. А на закуску - пару капель о Страшном суде, чтобы люди в своих бараках и не дёргались, смиренно принимая передовые взгляды мужиков-староверов. Это на Донбассе до этих мыслей народ должен дозреть?

Иван Донецкий   21.02.2018 19:40   Заявить о нарушении
Не сидела и не читала. А вот святитель Николай Сербский сидел в Дахау и хорошую книжку там написал, "Земля недостижимая", очень поучительная, да он и в других случаях не стеснялся в выражениях. Сейчас таких огненных проповедников нет.

Надежда необходима. Но если народ отклоняется от своего пути - авария неизбежна, а то, что с вас началось - нам наука, дойдёт и до нас, поэтому лично Вам я так просто написала, на всякий случай, не воспринимаете - дело Ваше, главное, самой не забывать, что все пути политиков ведут в землю недостижимую.

Наталья Чернавская   22.02.2018 10:11   Заявить о нарушении
Речь ведь не о том, чтобы "не дёргаться" (святителя Николая, немцы, да, не убили, свои потом допекли), а о том, что никогда не помешает мужество и правде в глаза лучше смотреть, чем уворачиваться.

Я выше писала Вам про северных шахтёров. Как дети, всё надеялись на то, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и решит их проблемы. Вот и думаю, что Ваши, наверное, такие же. Если нет - простите. А по-моему так мужики-староверы, да, и мудрее, и независимее, никаких волшебников не ждали, знали, что их только гнать и преследовать могут - и вот как-то 300 с лишним лет продержались, на одной независимости от власти и мужицкой смекалке.

Наталья Чернавская   22.02.2018 10:20   Заявить о нарушении
"Игра в бисер", между прочим, очень подходит к этой вашей войне, маленькие замороченные люди - перед лицом смерти, огромной и страшной" - просто удивительное сравнение. Вот уж воистину: "Не думай о секунде свысока", как знать, как завтра жизнь еще повернет?

Ирина Некрасова   20.08.2019 13:09   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иван Донецкий
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Чернавская
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.02.2018