Рецензия на «Разбор полетов-13» (Игорь Абросимов)

Спасибо, Игорь - очень интересно. Один момент. Вы пишете про воздушный мост Люфтваффе в районе Демянска. Известно, что аналогичный мост Люфтваффе пыталась наладить и в районе Сталинграда зимой 1942-1943, однако с куда меньшим успехом. Здесь у Вас об этом ничего не сказано, а мне интересно было бы прочесть и узнать Ваше мнение о причинах того, почему эти две операции немцев проходили со столь различными результатами.
С уважением,

Капитан Медуза   24.02.2018 16:00     Заявить о нарушении
Сергей, причин, как всегда, было несколько, если не сказать много.

Люфтваффе собрали путем мобилизации всего, что было возможно для обеспечения перевозок (ведь Геринг обещал фюреру успешное проведение операции!) до 400 самолетов, в основном Ju-52 и Не-111. Однако, далеко не все самолеты реально по техническому состоянию было готово к полетам, как правило, количество боеготовных машин не превышало 100 ед., а в некоторые дни ограничивалось 50 ед. Из-за погодных условий при взлетах и посадках случались поломки и катастрофы. Также по погодным условиям, напр. 3 и 9 декабря, доставки грузов не было вовсе, а в некоторые дни она сводилась до минимума. В среднем по «воздушному мосту» поставлялось в сутки чуть более 100 т грузов против минимально потребных 300 т и необходимых для активных действий 6-й армии не менее 500 т. Обратными рейсами вывозились раненые (было вывезено около 36 тыс.). Дополнительных трудностей было немало, ведь численность группировки, попавшей в кольцо, была в 2,5 - 3 раза выше, чем Демянская группировка, а наземные операции более активно, что требовало повышенного количества боеприпасов, горючего и всего прочего.

Но препятствовало успеху «воздушного моста» не только ограниченность самолетного парка и погода, а также состояние аэродромного обслуживания (известно , что под Демянском транспортники Люфтваффе базировались на развитую систему аэродромов Псковского аэроузла). Советская авиация в конце 1942 г. под Сталинградом была в лучшем состоянии (как истребительная, так и штурмовая и бомбардировочная, последние держали аэродромы противника под постоянным напряжением), а значительная по составу зенитная артиллерия создала вокруг котла несколько зон зенитного огня. Поэтому, если при снабжении Демянского котла за 11 месяцев немцы потеряли по разным данным от немногим более 100 до 260 самолетов, то Сталинградского - всего за два с небольшим месяца, - более 500 машин. Но решительного перелома только силами ВВС добиться не удалось, т.к. немцы перешли к ночным полетам малыми группами и одиночными машинами, а истребителей-ночников в советской авиации было слишком мало. Кроме того вражеские аэродромы прикрывались сильными группировками зенитной артиллерии.

Можно вспомнить (не могу удержаться, чтобы об этом не написать) и рейд 24-го танкового корпуса (в начале операции 19 декабря - 91 танк Т-34 и Т-70), который прорвал фронт, с тяжелыми боями вышел к аэродрому у станицы Тацинская, наиболее крупному, который использовался для обеспечения окруженных войск Паулюса. Утром 24 декабря советские танки штурмом овладели станицей и неожиданно ворвались на аэродром. Было уничтожено на земле по немецким данным 42 самолета (по другим данным больше; в частности, десятки машин, которые не успели подготовить к полетам, уничтожили в эшелонах на ж.-д. станции в разобранном виде), склады боеприпасов, горючего, продовольствия и снаряжения, предназначенные для перевозки, немало личного состава из обслуги аэродрома и летного состава.

Советское командование внимательно следило за успехами танкистов. Интересное воспоминание о днях, когда корпус рвался к Тацинской, оставил авиаконструктор Яковлев. Ему позвонил сам Верховный и сообщив, что наш танковый корпус вышел к крупному немецкому аэродрому, поинтересовался, как с минимальными затратами и за короткое время можно вывести из строя как можно большее число вражеских самолетов. Яковлев и нарком Шахурин предложили наносить удары огнем и гусеницами по хвосту самолетов, как самой важной и одновременно уязвимой части крылатой машины, находящейся на земле. Совет помог советским танкистам.

К 25 декабря в корпусе, который оказался в оперативном окружении, числилось 39 Т-34 и 19 Т-70, большие потери понесли мотострелки, на исходе было горючее и боеприпасы. 28 декабря, после ожесточенных боев, оставшиеся силы 24-го танкового корпуса оставили Тацинскую, прорвались из окружения и соединились с советскими частями. Из окружения вышло всего 927 человек из более 9 тыс., которые начинали наступление 19 декабря. За этот подвиг, еще до окончания рейда, 26.12.1942 г. 24-й танковый корпус был переименован во 2-й гвардейский Тацинский, а командир корпуса генерал-майор В.М.Баданов награжден орденом Суворова 2-й степени за №1, ему присвоено очередное звание генерал-лейтенанта. Орденами награждены и другие участники операции.

По всем этим причинам, если потери самолетов противника за 11 месяцев функционирования «воздушного моста» под Демянском составили по разным данным от 100 до 260 ед., то за 2,5 месяца под Сталинградом - до 500 транспортных машин.

Но даже не это главное. Наступление советских войск лишало Люфтваффе аэродромной базы для проведения воздушной операции. После разгрома 24-ым танковым корпусом, а затем окончательной потери Тацинской и чуть позднее Морозовской, основной базой снабжения стал новый аэродром Сальска, который находился в 200 км полета от Салинграда, что усложняло перевозки и делало необходимым дозаправку Ju-52 перед обратным полетом (а ведь для этого требовалось перебросить по воздуху дополнительное горючее). 25 января все посадочные площадки внутри кольца были потеряны, грузы сбрасывались в контейнерах, причем не всегда точно. Таким образом, провал снабжения по «воздушному мосту» явился не столько результатом действий ВВС Красной Армии, которые безусловно показали бОльшую организованность и эффективность, чем в районе Демянска (одной из мотиваций было постоянное вниманию к срыву снабжения по "воздушному коридору" со стороны Верховного командрвания, в частности, зафиксированное Яковлевым обращение Сталина напоминает нам об этом), сколько отражением общей обстановки на данном оперативном направлении, результатом успешных действий наземных войск.

Добавлю, что именно поэтому, рассмотрев воздушную операцию в районе Демянска, я не остановился на подобных действиях ВВС под Сталинградом, т. к. решительного перелома в применении авиации в последнем случае не произошло.

Игорь Абросимов   25.02.2018 15:16   Заявить о нарушении
Большое спасибо за развёрнутый ответ, Игорь! Многое было мне известно, например, о рейде бадановского корпуса я читал ещё в молодые годы в книге Жукова "Воспоминания и размышления". О других вещах тоже слыхал, но всё вместе Вы сейчас мне помогли свести в одну общую картину.
Понятно - другая была ситуация, не сравнить с Демянском.

Капитан Медуза   25.02.2018 15:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Абросимов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Капитан Медуза
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.02.2018