Рецензия на «Что более чудовищно - гулаги или крепостное право?» (Сергей Латинов)

А.Ф.Лосев
Из "Дополнений к диалектике мифа"

Раб не потому раб, что его утеснили. Рабом человек делается потому, что он раб в своем собственном сознании, раб по душе, потому что у него рабская душа и недоступны ему переживания свободы. Не стоит, бессмысленно освобождать такого раба. Всякую свободу он все равно обратит в рабство. Аристократ, в платоническом сознании, есть внутренне духовно-свободный и прекрасный человек. У него нельзя отнять его свободы, ибо свобода – его субстанция, а не акциденция [лат. – случайное, преходящее свойство предмета].

Почему многочисленное рабство в древней Греции не могло смести в течение двух тысячелетий небольшую кучку аристократов? Потому, что каждый раб считал это положение нормальным и аристократ, действительно, был лучше его, истиннее его и раб нуждался в нем больше, чем тот в рабстве.

Общество делится на два класса. Платон [428 или 427-348 или 347 до н.э. – древнегреческий философ] называет первый класс философами, второй – ремесленниками и земледельцами, то есть по нашему, рабочими и крестьянами. Философы – созерцатели идей, рабоче-крестьянская масса – послушная исполнительница философских созерцаний. Задачи философов – умно созерцать истину и передавать ее всем прочим; задача рабоче-крестьянского класса – кормить себя и философов, и воплощать, осуществлять идеи. Добродетель философа – мудрость, добродетель рабочих и крестьян – послушание. Рабочие и крестьяне от природы не могут созерцать идей, они должны подчиняться тем, кто умеет их созерцать; они кормители монахов и послушники аскетов-старцев.

Философы и монахи – прекрасны, свободны, идеальны, мудры. Рабочие и крестьяне – безобразны, рабы по душе и сознанию, обыденно-скучны, подлы, глупы. Философы и монахи – тонки, глубоки, высоки; им свойственно духовное восхождение и созерцание, интимное умиление молитвы и спокойное блаженство и величие разумного охвата. Рабочие и крестьяне – грубы, плоски, низки, им свойственен вульгарный пафос мордобития, зависть на все духовное, гениальное и свободное, матерщина, кабак и циничное самодовольство в невежестве и бездействии.

Я... утверждаю, что феодальный строй и его идеология стремились не к эксплуатации трудящихся, а к истине – так, конечно, как это тогда понималось. Истина, которую исповедует феодальный строй, есть Церковь и послушание ей. Тайна векового крепостного права есть тайна послушания и отказа от своей воли, во имя спасения души, через послушание истине, идеей и душой крепостного права является не эксплуатация трудящихся, но спасение души и церковные догматы. Надо помнить, что крепостничество есть вовсе не то, что клевещут на него либералы всех стран и народов.

Средне-вековые крепостные отличаются от античных рабов так же, как икона отличается от статуи, как личность от телесного организма, как музыка духовных далей от физически осязаемой вещи. Крепостной мыслится принципиально свободным: он личность, а не вещь. Его подневольное состояние отнюдь не есть рабское состояние.

(тут я не согласен с Лосевым, настоящие философы - созерцатели идей, были именно в античности, и именно они отличались от средневековых христианских софистов и схоластов, "как личность от телесного организма")

Естественнее всего было бы человечеству, если уже стоять на ступени феодализма, то и продолжать так дальше стоять, усовершенствуя недостатки, проистекающие из естественных недостатков человеческой природы. Но не все естественное реально и не все естественное желательно человеку:
"Испытывая в течение веков гнет самовластия в единоличном и олигархическом правлении, и не замечая, что пороки единовластия суть пороки самого общества, которое живет под ним – люди разума и науки возложили всю вину бедствия на своих властителей и на форму правления, и представили себе, что с переменою этой формы на форму народовластия или представительного правления – общество избавится от своих бедствий и от терпимого насилия. Что же вышло в результате? Вышло то, что осталось в сущности по-прежнему, и люди, оставаясь при слабостях и пороках своей натуры, перенесли на новую форму все прежние свои привычки и склонности. Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц, только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение принадлежит не родовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству." (К.П.Победоносцев)

Вадим Михайлов   09.06.2018 10:14     Заявить о нарушении
Вопрос задан об условиях жизни и правах, в сравнении, - условия жизни и права тех, кто жил в гулагах, с одной стороны, и условия жизни и права тех, кто был, включая и их семьи, крепостным, с другой стороны.
Т.е. функциональное предназначение структур, в которых жили те и другие, в данном случае не берётся в рассмотрение.
А интересен результат сравнения - по условиям жизни и правам.

Сергей Латинов   08.06.2018 11:47   Заявить о нарушении
Ну, разве что вам хочется доказать, что в ГУЛАГе жилось лучше.

Вадим Михайлов   08.06.2018 13:17   Заявить о нарушении
Нет, дело в другом. Есть основания для того, чтобы более внимательнее присмотреться к отечественной истории до 1917 года.
Как обнаружилось, есть ряд иллюзий и заблуждений, мешающих достижению более совершенного состояния общества.

Сергей Латинов   08.06.2018 13:50   Заявить о нарушении
Большинство людей не желает избавляться от иллюзий и заблуждений.)

Вадим Михайлов   08.06.2018 14:00   Заявить о нарушении
Законы бытия общества таковы, что уровень жизнеспособности общества обратно пропорционален количеству иллюзий и заблуждений, в которых пребывает общество.

Соответственно, те сообщества, которые не прилагают усилий для избавления от иллюзий и заблуждений, повышают степень своей уязвимости и предрасположенности к уходу с исторической арены.

Т.е. никто не заставляет, но за свой выбор такие сообщества отвечают своей дальнейшей судьбой сами.

Сергей Латинов   08.06.2018 14:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Латинов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Михайлов
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.06.2018