Рецензия на «Школьные годы» (Вера Белявская)
Вера, с сопереживанием прочитала Вашу исповедь. Я очень любила свою школу и класс, и спустя десятилетия с третью класса на связи, хотя половина наших мальчишек уже на том свете. Очень любила своих учителей и многих навещала до их последнего дня. И совершенно другое отношение к школе было у моих детей. Дочка-вундеркинд, которую взахлеб хвалили учителя после строгих комиссий, была равнодушна к школе, потому что скучала на уроках, хотя я ухитрилась отдать ее в школу "по блату" на год раньше, но она в пять лет могла бы спокойно учиться в шестом классе. Сын обожал свою первую учительницу, а потом был потрясен, когда в четвертом классе увидел, что все учителя орут и оскорбляют детей. В восьмом классе я перевела его в другую школу, потому что поняла, что учителями в той школе работал сброд, не настроенный обучать. Они учились в то же время, что и Вы. Современная школа деградировала из-за учителей, которыми становятся неудачники, не поступившие на престижные факультеты (за редким исключением, которое все же есть), из-за реформ, проводимых министерством образования, которое состоит из случайных людей, не знающих проблем школы. А нужно в первую очередь разгрузить детей, упростив программу, чтобы малыши не тряслись от страха за невыученный урок и не слушали оскорблений учителя за нерадивость. Бедные дети полдня учатся, потом делают уроки, вечером их проверяют родители, а в голове мало что остается от тем занятий, которые надо запомнить. Свои неприятности родители переносят на детей, учителя - на учеников, ученики - на ровесников. Страх рулит в школах в той или иной степени. да и не только в школах. Вскоре после окончания института я пришла преподавать в середине семестра в техникум. Открыла журнал, а там у одного парнишки семь двоек по экономике. Я его и вызвала во время опроса исправлять отметки. А он говорить не может - заикание такое сильное, что слово не мог произнести. Я велела ему написать на доске его тему, пока у доски отвечал следующий учащийся. Потом прочитала написанное на доске, похвалила парня, поставила ему четверку. А потом всегда его опрашивала на листочках на первой парте, пока не стала раздавать темы для курсовых работ. Он подошел ко мне и стал что-то расспрашивать, совершенно не заикаясь. Я была неприятно поражена - он меня столько времени разводил! Ну ответила на его вопросы. А потом он мне говорит, что очень благодарен за отношение к нему - он так боялся оскорблений "экономички", что не мог произнести ни слова на ее занятиях, поэтому она ему ставила двойки, и он оставался без стипендии. Он боялся моих уроков, пока не понял, что никто его унижать не собирается. Потом мне и завуч техникума подтвердил, что бывшая преподавательница экономики с первого дня гнобила парня за его легкое заикание, пока он не смог вообще отвечать на ее уроках. Я Вам сочувствую. Вы проанализировали причины своего отношения к школе и одноклассникам, верно расставив акценты. И очень хорошо, что изложили это на бумаге, поделились тем, что лежало на сердце. Это облегчает душевную боль. Мы все родом из детства, многое в нас от тех времен, и важно вынести оттуда только то, что поможет перешагнуть грустное прошлое и отнестись философски к тем, кто в нем остался, как Ваш встреченный в такси бывший одноклассник. Удачи и радости! С уважением. Татьяна. Татьяна Хожан 17.09.2018 17:26 Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо за Вашу теплоту и поддержку. Особенно приятно и важно, что такую ситуацию, как моя, понимают люди с совершенно противоположным опытом. Это даёт надежду не только на сочувствие, но и на то, что их мнение может что-то изменить в глобальном смысле, что Вы и сделали, когда сами преподавали. Меня не удивила, но потрясла история про юношу, который заикался, потому что я, словно сама, увидела его и почувствовала всё, что чувствовал он - ведь именно такие бессердечные и не имеющие профессиональной этики учителя, как его бывший преподаватель экономики, делают процесс обучения мучительным и ненавистным.
Я восхищена Вашей душевной чуткостью! И согласна, что современная школа должна меняться у лучшему, что дети не могут выносить предлагаемый объём программы (когда я писала эту главу, то нашла в интернете учебники для пятого класса и поразилась тому, сколько времени школьник должен ежедневно тратить на учебный день и выполнение домашних заданий, и, оказалось, что нагрузка эта ещё больше, чем рабочий день взрослого человека - ни физически, ни эмоционально ребёнок не может вынести подобного). А ещё соглашусь, что в школу не должны попадать случайные люди, которые, складывается впечатление, становятся учителями от безысходности и невозможности найти для себя лучшего места в жизни. Ещё раз спасибо! Вера Белявская 18.09.2018 19:00 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |