Рецензия на «Гений и злодейство. Художник и тоталитарный режим» (Элеонора Панкратова-Нора Лаури)

С огромным интересом обнаружил и прочитал Вашу новую работу. Произошло удивительное совпадение тематики с моей недавней статьей, тоже отзывом на книгу. Проблема "гения и злодейства", особенно по опыту двадцатого века предстает, пожалуй, неразрешимой.
"Конечно же, человек из плоти и крови никогда не может быть полностью беспристрастным" - совершенно справедливо пишете Вы. А кто такой гений? Он - создатель своих творений или же он такой же человек из плоти и крови, кому отпущен дар перенести в наш мир эти гениальные произведения из недоступных остальным высших сфер? Если утверждать первое - с него самый строгий спрос за каждое слово и каждый поступок. А второе суждение дает право отделить произведения от личности автора (какой-мол спрос с гонца, почтальона). И где та граница, за которой слова и поступки гения перечеркнут им созданное? Примеров тому тьма. Если начать их приводить - список получится огромный. У Вас - очень яркий пример, очень мучительный. А если вспомнить поименно авторов эпохального коллективного труда 30-х годов "Канал имени Сталина" - там столько любимых писателей! Можно отказаться от них? Нет. Горько видеть их в том печальном списке? Еще как. А скольких из них это участие не спасло!
В нашей стране никогда публично не исполняют Вагнера по известным причинам. Да, он и выступал публично, и писал откровенно антисемитские статьи, а музыка его уже в другом столетии сопровождала массовые убийства в концлагерях. Да, это так. А музыка Шопена не звучала в нацистских лагерях, но композитор был откровенным антисемитом, никогда этого не скрывал. Отказаться от его музыки? Но мир без нее даже не обеднеет, он осиротеет. А уж сколько литераторов отличились тем же! Если по этому поводу начать вычеркивать имена - останется совсем немного.

Автор рецензируемой Вами книги, судя по всему, пришел к ней, мучаясь теми же проклятыми вопросами. Приведенная в конце статьи цитата мне показалась очень важной для каждого мыслящего человека: "...Но задача историков – следить за тем, что не вписывается в шитые белыми нитками повествования, найти то, что режет слух, то, что умалчивается, что предыдущие исторические хроники игнорировали или не желали замечать". Пример жизни К. Гамсуна - это не только трагический непоправимый, непростительный поворот в судьбе на склоне лет. Это тяжелый урок для каждого. Судить нам вряд ли дано, а учиться обязаны.

Спасибо за Вашу глубокую и мудрую статью,

Сергей Левин 2   29.10.2018 12:16     Заявить о нарушении
"В нашей стране никогда публично не исполняют Вагнера по известным причинам."
Это вы ошибаетесь. В 2001 г. на музыкальном фестивале в Иерусалиме Д. Баренбойм на бис исполнил увертюру из оперы "Тристан и Изольда". В 2000 г. в Ришон-ле-Ционе местный оркестр исполнил фрагмент из "Зигфрида".

Алексей Аксельрод   29.10.2018 12:57   Заявить о нарушении
Уважаемый ( хочется написать дорогой ) Сергей!
Очень рада, что прочли мою статью ( не знаю, заметили ли Вы , что она собственно - предисловие к книге Туре Рема, половину из которой перевела я, а половину -мой коллега Алексей Сельницин ). Польщена Вашей оценкой. Да, действительно удивительное тематическое совпадение – с Вашей статьей «Гений и злодейство в ужасный век»
Хотя речь идет о совершенно разных, мб даже полярных личностях, живших в одну эпоху. Наверное тема, идея, витает в воздухе . ( и «формулировка», вернее поэтическая истина , заявленная Пушкиным здесь не случайна ), то есть мыслящие люди все пытаются осмыслить недавно закончившийся, такой трагический, такой жестокий 20 век , и место гения, творческой личности в нём.
У гения особая ответственность ( ведь его взгляды и поступки влияет на умы, поступки других людей ,даже на ход истории )?
Или напротив особые права ( раз он такой талант , давайте закроем глаза на его преступление/я) ?…
«И где та граница, за которой слова и поступки гения перечеркнут им созданное?», задаете риторический вопрос Вы ( кстати очень хорошо сформулированный )
У меня нет однозначного ответа ни на свои , ни на Ваш вопрос .
Я как и Вы всякий раз содрогаюсь вспоминая «эпохальный коллективный труд 30-х годов ««Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931—1934 гг.» —
Книга Туре Рема заставляет задуматься и это главное Если человек думает, то возможно чужой пример чужих заблуждений убережет егохоть как-то от собственных ,его сознанием труднее манипулировать .А последнее особенно важно , и ,увы актуально
С добрыми пожеланиями . Элеонора
PS. Одно уточнение: Увы, у Гамсуна – поддержка нацизма –не «поворот в судьбе на склоне лет».Его мировоззрение формировалось в течении жизни постепенно ,под влиянием многих факторов . Их-то рассматривает и анализирует Туре Рем.

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   30.10.2018 11:15   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Левин 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.10.2018