Рецензия на «Под солнцем Лилит» (Дмитрий Смирнофф)
Никогда не придёт Лилит… (Рецензия на книгу Дмитрия Смирнова «Под солнцем Лилит») Поначалу я хотел назвать свою рецензию немного пафосно – «Они ушли в Вальгаллу», так как в начале романа автор сравнивает ключевую героиню Полину с валькирией Брунгильдой, а её спутник-байкер – ей под стать. Но…Чем больше развивался сюжет, тем дальше повествование уносило от намёков о туманной Скандинавии. Да и сама Брунгильда мне напомнила одну из пышнотелых широкобёдрых палеолитических Венер, которых находили археологи. Вот как описывается пара в начале романа: «Это были дама в возрасте и молодой мужчина. Мадам была навскидку раза в два старше парня. Довольно крупная, высокая блондинка. Что сразу бросалось в глаза — это мощные бёдра и массивная задница, выгодно упакованные в чёрные кожаные штаны, а также густые длинные волосы медово-пшеничного цвета, собранные в хвост. «Брунгильда», — всплыло у Демидова при виде её имя из древне-германского эпоса. Парень был высоким, ей под стать, под метр девяносто. Брюнет атлетического телосложения. Тоже в коже. Оба, как рыцари, были облачены в дорожные доспехи: мотоботы, чёрные наколенники, налокотники, под расстёгнутыми куртками угадывались черепахи». Главный герой – журналист Андрей Демидов – познакомился со странной парочкой на пункте пропуска Новые Яриловичи. Все ехали на Украину: Андрей – по заданию редактора на фестиваль, новые знакомые – в Бердянск. Но так случилось, что Андрей принял приглашение Полины и сорвался в Бердянск. Роман и описывает - скрупулёзно, документально, иногда с иронией – дорогу в Бердянск и пребывание в самом городе. Жанр дорожного романа не нов. Вы вспомните не одну книгу, например то же радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Если брать кино, то невольно вспомнится фильм «О чём говорят мужчины», в котором четверо друзей («Квартет И») едут в Одессу на концерт группы «Би-2» и разговаривают о жизни. Дмитрий сумел этому жанру придать свои краски, колорит! Разговоры о жизни сменяются драматическими приключениями, эротическими (ну как без них?!) сценами, ироническими, смешными, до упаду, историями, такими как посещение галереи художника Бродского, в которой герои стебаются над картинами однофамильца известного поэта. А фантазийная сцена, в которой Андрей с Брунгильдой ходили за мёдом поэзии к мифическому персонажу Артемию Палычу, просто восхищает! Эта история могла бы существовать как отдельное, самостоятельное произведение! Необычна и сама коллизия отношений двух молодых мужчин и женщины, которая младшему из них могла бы годиться едва ли не в матери. И для Андрея и для Валеры Полина – та самая Лилит, женщина, ставшая «первее» Евы. Как гласит Википедия, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев, а в мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами. Полина-Лилит на протяженни всего романа издевается над влюбленным в неё Валеру. Но власть над Андреем ей не взять! Он сам взял над ней власть и сам взял её на глазах у Валеры в одной из последних сцен романа. Эротические сцены описаны без малейшего налёта скользкости и пошлости. Живая жизнь описана живым словом. В романе всё описано так ярко и зримо, что я бы не удержался от слова кинематографично! Пожалуй, это лучшая книга Дмитрия Смирнова на данный момент! Книги о мачо тоже хороши, но вот эта мне оказалась более близка! Единственное, что меня несколько смутило – финал. Возможно, что так и должно быть. Но такой финал не по мне. Да простит меня автор! Дмитрий, у Вадима Шефнера есть стихотворение «Лилит», в котором (не знаю, читали ли Вы этот стих или нет) финал почти такой же, как в Вашем романе!!! Какое совпадение, созвучие, единомыслие! Позволю себе процитировать Шефнера: Улетающие журавли Прокурлыкали над рекой, Электричка прошла вдали - И опять на земле покой. На рыбалке Адам сидит, Сквозь огонь в темноту глядит. Кто там плачет в костре ночном, Косы рыжие разметав? Кто грустит в тростнике речном, Шелестит в осенних кустах? Кто из облака смотрит вниз, Затмевая красой луну? Кто из омута смотрит ввысь И заманивает в глубину? Никого там, по правде, нет,- Только тени и лунный свет. Не женой была, не женой,- Стороной прошла, стороной. . . . . . . . . . . . Никогда не придёт Лилит, А забыть себя не велит. И всё же в романе автором в разных местах проставлены, образно говоря, многоточия. Дабы читатель сам осмыслил книгу, по-своему рассмотрел то, что сознательно или не сознательно скрыл от глаз читателя автор (например, «добердянскую» историю Полины и её мужа Вадима). Дмитрий, книгу ждёт счастливая, на мой взгляд, читательская судьба. Но лучшие книги – впереди! С уважением, ваш читатель Саша Снежко Саша Снежко 07.03.2019 14:05 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |