Рецензия на «Пустота» (Частный Мыслитель)

Я читал произведения Сартра. Но к Вашей, Артур, пьесе, экзистенциализм не прилип. Да, он там присутствует, как присутствует роса на ворсистой поверхности листа, не смачивая ее при этом. Знаете, что напомнила мне Ваша пьеса в первую очередь? Она напомнила мне трагидии Эсхила, Софокла, Еврипида. В которых каждый персонаж – раз навсегда данный характер, от греческого харагма – нечто выцарапанное, впечатанное, не подлежащее изменению. Характеры, как по нотам, разыгрывают свою пьесу, не меняясь по ее ходу. Им даже подошли бы маски. Рауль – добряк, с вечной улыбкой и глуповато поднятыми бровями. Доминик – насмешиливый прищур, и оскал вместо улыбки, Кларис – злое, хитрое (лисье) лицо. Николь – тип девы Марии, с бровями, сложенными домиком. О, они очень хорошо вписываются в итальянскую комедию дель арте. Доминик – Арлекин, Рауль – Пьеро, Николь – Варвара (или Изабелла), Николь – Коломбина, а старый портье – Панталоне. Каждый играет свою роль в соответствии с характером. Говорит и делает то, что должен говорить и делать в данной ситуации. Есть ряд спонтанных поступков, импровизация в рамках выбранного сюжета. Например, бросить креслом в окно, и сломать о стекло кресло. Спеть песню Азнавура или какую нибудь другую сентиментальную песню, сыграть на фортепиано. Поджечь занавески, потушить занавески. Но у персонажей нет выбора поступить по настоящему по своему. Они лишены сартровской свободы. На деле лишены, на словах может быть другое. На фоне этого, слова портье о личностном выборе звучат издевкой. Да, Вы сделали свою пьесу по рецепту древнегреческой трагедии. Персоны не эволюционируют. Они не участвуют сознательно в действии, они претерпевают на себе воздействие роковых сил, и как актеры на котурнах произносят свои монологи, в которых жалуются на злой рок, проклинают или умоляют богов, заламывая в отчаянии руки. В минуты забвения они предаются земным утехам, словно дети, которых выпустили из угла, до следующего прегрешения. Марионетки высших сил. Зритель видит, что они обречены, но они сами не сознают своих обстоятельств. Внимание зрителя приковывает сострадание и страх. Страх вызван вмешательством неизвестных сил и наличием неизвестных условий. Есть и катарсис. В момент, когда Николь пытается покончить с собой, появляется старый портье, словно бог из машины, и жизнь, этот черновик, за который порой стыдно, из скопища страданий превращается в драгоценный дар, который стоит того, что бы за него держаться. Соблюдено даже единство времени и места.
От современности в пьесе только диалоги и кое-какие реалии. Нет основной фишки современной драматургии – эволюции персонажей. Их статичность еще сильнее подчеркивается тем, что автор обрекает их повторно прожить свою жизнь, ничего в ней не изменив. Где то я это уже видел, совсем недавно. Я не считаю, что это плохо. Это значит, что пьеса сделана в отличном стиле. Она весьма обаятельная.
С дружеским приветом

Олег Диденко   21.04.2019 10:15     Заявить о нарушении
Рад видеть вас на прозе, дорогой Олег. Вы как всегда вникли во все подводные камни и порадовали меня своими размышлениями. С эволюцией у персонажей и правда туго, видимо, я дйствительно всё ещё далёк от современной драматургии. Правда именно эта пьеска была навеяна "Закрытыми дверями" Ж.С., даже её архитектура и объём примерно совпадают. Но в общем на этом совпадения и кончаются, потому что если у Сартра ключевая мысль "ад - это другие", то я как всегда какие-то личные переживания засунул и получилось то, что получилось. Но, учитывая, что это было моё первое произведение подобного жанра да и довольно легко написанное... В общем сейчас я им не то чтобы особо горжусь, но считаю далеко не самым плохим. Остальные мои две с половиной пьесы мне не так нравятся, они на любителя. Но опять же - такие произведения требуют многого времени и упорства, как к примеру "Калигула" Камю. Моя проблема в том, что я не могу надолго сосредоточиться. Это пожалуй самый тяжкий грех для писателя и приходится тратить много сил, чтобы от него избавиться.

Частный Мыслитель   21.04.2019 05:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Частный Мыслитель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Олег Диденко
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.04.2019