Рецензия на «Оперу не смотрят, оперу слушают» (Вадим Прохоркин)

Неожиданный у вас железнодорожный разговор получился:) смеюсь Обычно случайные попутчики попроще себе темы выбирают, а вы вон на какие высоты замахнулись, но это было интересно.

Оперу можно не только слушать, смотреть, но и все заграничные деньги потратить, не оставив ни цента на подарки. :)))) смеюсь

Так поступила моя однокурсница Лена Н. Её послали в австрийскую командировку в Вену, так она, в свободное время, все свои командировочные доллары промотала на походы в знаменитую венскую оперу. По приезду, домашние её совершенно не поняли, в ожидании "бесценных" жвачек и заморских шмоток. Только у меня она нашла понимание, как у прожжённого рокера, которого рок-музыка вывела в люди и научила любить классику Чайковского, Баха, Вивальди, Листа...: ))) смеюсь
Как женщина, Лена чувствовала себя в заморском оперном зале не очень уютно, среди роскошных театральных нарядов и бриллиантовых колье, но, как человек она получила огромное удовольствие и духовное наслаждение. Забравшись на галёрку эта славянская девушка полностью растворялась в мире сценического таинства. И ей совершенно не важен был незнакомый язык певцов потому, что гениальная гармония звуков и зрелищных образов - самодостаточны и не знают языковых границ.

Мне этот поступок-состояние души напомнил Мамины студенческие годы в Одессе.
Процитирую строки из своего рассказа "Зоя в школе, институте. Бесплатный хлеб 50-х годов" (ссылку не даю, чтобы не быть навязчивым):
"...Одесский инженерно-строительный институт (ОИСИ). Занималась с 1953г. по 1959 г., специальность – водоснабжение и канализация.

Институтские годы. Послевоенное время было трудное, голодное, страну возрождали из руин. Но было это время и весёлым. Все думали так: «Война позади, урок недругам мы преподнесли хороший, трудности сейчас есть, но это временное, преодолимое явление». Всё строится, развивается, жизнь налаживается. Программа развития страны предусматривала постоянное снижение цен на товары и продукты. Каждый год объявляли о снижении цены того или иного товара. В период маминого студенчества хлеб в столовых отпускался бесплатно.

Студенты того времени жили скромно. Стипендии были небольшие, плюс посильная помощь родителей, которые тоже не шиковали. Обычный состав домашней посылки: сало, крупы, сахар, печенье, конфеты, бублики-сушки, банки с вареньем, консервы… Получали из дома и небольшие денежные переводы. Но время молодое – хочется всё и сразу. Хочется, по возможности, модно выглядеть, одеваться, нужны развлечения. Тем более, где? В курортном портовом городе. Одесса – ворота в модный заграничный мир, театральный, культурный центр. Поэтому денежные средства использовали не очень рачительно: покупалась помада, тушь для ресниц, пудра, какие-то модные небольшие вещицы (прозрачный газовый платок, театральные перчатки…).

Обязательным условием жизни было посещение театральных представлений. Особенно посещаемым был оперный театр. Билеты покупались, исключительно, на галёрке, но это совершенно не портило впечатлений. Или в виде контрамарок – билетный абонемент на все концерты, в этом случае цена каждого билета существенно снижалась. Таких зрителей, по-моему, рассаживали на свободные места. Искусство в Союзе было доступнее, чем в наше время. Тогда каждый мог себе позволить регулярно наведываться в кино и театр, было бы желание. Студенты получали стипендию в пределах 40 рублей. В те годы, самый дорогой билет в театр стоил в пределах двух рублей, ну максимум трёх (мама вспоминала, что за 1 рубль 80 коп. они сидели в первых рядах), а на галёрке это составляло всего несколько десятков копеек. При популярной, в то время, зарплате (порядка 100 рублей) можно было сходить в театр с шиком 50 раз! В кино (цена билета до 50 коп за односерийный фильм) можно было смотаться 200 раз!!!! В наше время искусство перестало принадлежать народу, уровня театрального шика не будем касаться (заоблачные цены). При «популярной» (в Украине 2005 года) зарплате в пределах 2000 грн. и минимальной цене театрального билета 200 грн. заглянуть в Одесский театр удастся всего 10 раз!!!!!!!!!!

Исходя из всего выше сказанного, в 50-е годы традиционный студенческий обед выглядел так. В столовой брали полную порцию борща (если были деньги) или стакан чая (если денег уже почти не осталось) и садились за стол, на котором хлебница была доверху наполнена хлебом. И «пировали», обильно смазывая бесплатный хлеб бесплатной горчицей. Хлеб съедали весь. Может, кто-то из мальчишек даже прятал его в карманы на вечерний ужин в общежитии с чаем? В общем, выживали от посылки до посылки. У мамы даже случались головокружения от недоедания. Один раз её качнуло на отъезжавший трамвай и он слегка зацепил её (небольшой шрам на носу остался до сих пор). Второй раз было падение на практических занятиях в бетонный отстойник, но высота была небольшая и всё обошлось, без видимых серьёзных последствий. И всё равно они были счастливы и веселы....".

По поводу магии гармонии звука добавлю цитату из своего рассказа: "Зоя, лечебные стихи":
"... Так было заведено родителями в её семье, когда моя Мама была ещё только маленькой Зоей. Вечерней Библией для неё была книга сказок Андерсена – массивный «фолиант» издательства типографии ещё царского времени. Эта книга была выполнена печатниками с огромной любовью к своей профессии. ...", "... А.С. Пушкин был Маминым кумиром до последнего дня её жизни. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что стихи Пушкина были Маминой повседневной молитвой. Так много она знала их наизусть, и так часто читала их на память сама себе, мне или внучке. Сначала я, а потом и моя дочь, сами не замечая этого, выросли под мелодию этих стихов.

Когда у Мамы случился первый инсульт, стихи стали её главным лекарством. Она не отчаялась, а настойчиво декламируя их изо дня в день, восстановила чёткость речи и мимику лица. Это лечение позволило ей полноценно вернуться в строй ещё на восемь лет. Без лекарств и обращений к врачам!?

Стихи (молитва, задушевная песня) произнесённые вслух – это целебная гармония звука. Мало мы знаем об истинной физической природе звуковых волн и их воздействии на человеческий организм. Можем только догадываться, познавать опытным путём.

Теперь, оглянувшись назад, можно предположить, что этот человек прожил 83 года практически без врачей и лекарств (у Мамы даже не было медицинской карточки), в том числе и благодаря повседневной стихотворно-литературной молитве...."

Вот такая текстовая куролесица закружилась по мотивам вашего рассказа, это, если в "двух словах" сказать о своих ассоциативных впечатлениях : ))) смеюсь

С уважением, Виктор

Виктор Комосов   22.04.2019 17:26     Заявить о нарушении
Виктор, добрый день!
Прошу меня извинить за задержку с ответом на Ваш грандиозный, "в двух словах", отзыв, за который примите моё спасибо.
В отзыве я увидел несколько сюжетов для рассказов. Первый из них про однокурсницу, промотавшую все командировочные доллары на походы в знаменитую венскую оперу. Вот это действительно оперная фанатка. Думаю, на её месте многие поступили бы также. Отличный получился бы о ней рассказ. Попробуйте.

Вы вспомнили за Одессу. Впервые я побывал в этом славном городе в начале 80-х годов. Оперный театр был только что отремонтирован и его зал сиял позолотой. В театре я побывал на четырёх или пяти балетных спектаклях и на опере "Евгений Онегин". Сколько в те годы стоил билет уже не помню. А сколько стоил билет в Большой театр в 50-х годах помню хорошо, в первые ряды партера он стоил 30 рублей. По тем временам довольно приличные деньги. Побывал я и в Одесском цирке, театре оперетты с легендарным Михаилом Водяным. Так что об Одесе остались самые тёплые воспоминания.

Всего Вам доброго и до новых встреч.
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   25.04.2019 10:32   Заявить о нарушении
Вы наверное удивитесь, но Лена дома не слыла театралом. Просто она не смогла пройти мимо настоящего очага искусства. Любопытство сыграло с ней шутку - теперь она и дома стала находить такую отдушину. А у нас есть чем угоститься и это не хуже будет, а то и лучше заморских ассов.

Виктор Комосов   26.04.2019 06:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вадим Прохоркин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Комосов
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.04.2019