Рецензия на «Моральные уроды опять победили» (Валерий Хатюшин)

Что бы Вы, уважаемый Валерий Васильевич, ответили на два этих стиха так наз. народного поэта, который в 2016 году читал их в Донецке?
К России
Владимир Сорочкин
А. В. Ловцову

Темна судьба твоя, Россия, –
До сердцевины, до корней...
Кто говорит, что ты – Мессия
В личине нынешней своей...

Какая сила движет нами,
Когда приходится идти
Опять, окольными путями
К истоку прежнего пути, –

Когда толпою, кучей, строем,
На неоправданной крови,
И на слезах младенцев строим
Земные царствия свои...

Россия... На лихих годинах
Не возродился Третий Рим,
Не кесарь скрыт в твоих глубинах,
А – Новый Иерусалим, –

И – через морок, грязь и тленье
Гляжу в тебя, боготворя:
В твоих страданьях – искупленье
И правда страстная твоя.

Самой себе ты – крест и плаха,
И стыд позорного столба...
Яви свой лик, восстань из праха! –
И пусть исполнится судьба!

1991.

С Россией
Владимир Сорочкин
I

Русь, уходящая в пучину,
С себя сдирает всякий раз
Уже ненужную личину,
Чтоб выйти в новой напоказ.

И всё, что взглядом не окинешь
И не удержишь – стороной
Ползёт, скрывается, как Китеж,
В трясине, словно под волной...

Победу празднует болото,
Разлив зловонное дерьмо,
Но – невозможно свергнуть что-то,
Когда всё рухнуло само.

Готовя новые постромки,
Чтоб управлять её судьбой, –
Не тронь! – тяжёлые обломки
Тебя раздавят под собой. –

Не тронь! – бессвязно понукая,
С неё не снимешь забытьё:
Она поднимется нагая,
И страшен будет лик её.

II

Россия бродит... Тем не менье,
В её заложено кости –
Как безрассудное – стремленье
Себя на сломе обрести.

И вновь – безвременье, и круто
Замешан хлеб, прогоркла рожь...
От века к веку: травля, смута,
Раскол, усобица и рознь.

Всё прахом шло: секли, крушили,
В полях жирело вороньё,
Казалось – больше нет России,
И мгла пожрала путь её.

Казалось – новые раздоры
Смогли толкнуть её на край,
И коль пусты её просторы,
То – что угодно засевай.

Но – возрождаясь нашей речью
И духом нашим – испокон
Она сама себе предтеча,
Она сама себе закон.

И как не следовать за нею,
Когда она, теряя путь,
Со всею кротостью своею
Стремится в бездну заглянуть...

Владимир Владыкин 2   26.08.2019 21:46     Заявить о нарушении
Стихи средние, претенциозные. Есть неплохие строки, но есть и неудачные, неточные.
Никогда не говорите "два стиха". Это неграмотно. Два стихотворения.

Валерий Хатюшин   25.08.2019 22:10   Заявить о нарушении
Согласен, как надо писать правильно. Но его творчество действительно. Вот как я разобрал одно из этих стихотворений. Простите, что отвлекаю Вас от важных дел. Претенциозность эта особого рода.

Если разобрать хотя бы один стих Сорочкина из рода гражданских или философских, то любой, кто разбирается в поэзии, обнаружит, что стихи его напрочь лишены не только всяких черт народности, но можно найти и скрытые русофобские мотивы. Вот стихотворение…

С Россией
Русь, уходящая в пучину,
С себя сдирает всякий раз
Уже ненужную личину,
Чтоб выйти в новой напоказ.

И всё, что взглядом не окинешь
И не удержишь – стороной
Ползёт, скрывается, как Китеж,
В трясине, словно под волной...

Это есть пример конспирологии поэта Сорочкина: и оттого у него ни боли, и ни жалости к своей стране. И вообще, по существу своего дарования он поэт холодный. Приведённые две строфы взяты из одиннадцатистрофного стихотворения под названием «С Россией». Но звучат там мотивы в обращении как к Руси. Но почему она уходит в пучину, да ещё «сдирает всякий раз ненужную личину, чтоб выйти в новой напоказ»? И почему в «новой» он не объясняет. Это первая строфа буквально закодирована и читается подтекстом. Кто такие внутренние враги как не всякие иноземцы под личиной русских творят зло. И кто скрывается, как не враги? Скрываются, камуфлируются, а потом снова выходят напоказ в новом перелицованном манифесте к действию по разграблению России на устах с именем Руси? Мимикрия сегодня в России торжествует. И Сорочкин из того либерального числа.

Вторая строфа исполнена о стране с древним названием и сравнивается с Китижем, а куда же она по воле автора «ползёт, скрывается»? Автор метафоро-иносказательно изображает, как это всё происходит, когда сегодня в России идут яростные подковёрные (впрочем, уже открытые) битвы либералов и патриотов, именно такие, какие происходили в начале 90-х и закончились разгромом Верховного Совета. Раньше они делились на западников и славянофилов, почвенников и космополитов…

Рассмотрены нами только первые две строфы, а их всего одиннадцать. И все селективны, то есть с тщательным лексическим подбором образов, когда читатель видит, что Россия сама себя не могла терзать, это её внешние враги с помощью внутренних на её просторах ловко устраивали смуты, восстания, заговоры, революции. Но «нагую ты не тронь. А то страшен её лик». Иноземцы этого боятся. Им памятны погромы других иноземцев. И как это Россия может сама заглянуть в бездну, в которую её уже тысячелетия пытается столкнуть Запад? Между прочим, многие стихи Сорочкина отмечены печатью селективности, а по содержанию мутные, как то мутное озеро, о котором он любит сочинять стихотворные впечатления. Да и сам автор по своему поведению видится мутным, как будто с его стихов перешла печать кодировки на его чело тягостными раздумьями исключительно о своих душевных переживаниях…

Всё прахом шло: секли, крушили,
В полях жирело вороньё,
Казалось – больше нет России,
И мгла пожрала путь её.

Казалось – новые раздоры
Смогли толкнуть её на край,
И коль пусты её просторы,
То – что угодно засевай.

Кто же эти раздоры учинял, как не иноземцы. И пустые просторы автор мечтает заселить кем угодно. Под посевами имеются в виду народы. На то и селективные стихи. Десятая строфа поражает тем, что, оказывается, возрождается Русь не силой народа, и возрождается не русской речью, а «нашей», надо полагать так: поговорили иноземцы и возродили Русь в своих интересах. Да к тому же и дух вовсе не русский, а тот же – «наш». Иноземцы «бояться не следовать за нею, и бояться выпускать её из своих рук», и особенно, «когда она теряет путь», за ней необходим присмотр, а то шею или голову сломает. Потому она должна жить по законам иноземным. И далее Русь по-Сорочкину не самобытна, не самостоятельна, и пахать, и сеять не умеет. И обязана жить по тем законам, которые ей начертали иноземцы, а по-другому и быть не должно. Но Русь этим наказам сопротивляется и потому стремится жить по своему закону. Но этот путь для неё гибельный. И коли она так собирается жить, то недолго ей оказаться в бездне. А чтобы этого не произошло, необходима либеральная политика, но не патриотическая, которая ведёт страну к самоизоляции…

Именно с таким смыслом прочитывается стихотворение Сорочкина под названьем «С Россией». И даже в названии сокрыт сакральный для автора исторический путь России вместе с иноземцами.

В 2018 года Сорочкин получил очередную литературную премию. За какие же заслуги ему дали премию им. Н. Гумилёва, ведь его книга "Потаённое небо" не отражает современной действительности? А если говорить о народе, то этот «поэт» далёк от его проблем и не знает то, чем живёт русский народ. Так о чём же эта лауреатская книга? Листал и не мог зацепиться, в ней, кроме созерцания, нет живых чувств. Вот стих "Скарабей"... О чём он? Понятно, что о жуке. От его имени автор разговаривает с читателем. Неужели жизнь этого представителя насекомых важней автору, самой жизни народа? Он же «народный поэт», или вот стих «Озеро», Вот строфа наугад.

«Промелькнув над водою, тяжёлой, как сталь,
Вдруг появится бабочка, падая круто
На траву – лоскутком, заслоняющим даль,
В никуда устремлённая из ниоткуда.»

Вот что интересует поэта! И поэт ли он в таком случае или просто стихоплёт?
А вот как оно начинается:

«Слишком долгой казалась дорога: за ствол
Укрывались рядами стволы, куролеся,
Но откроется озеро сквозь частокол,
Сквозь рябой полумрак поредевшего леса.»

А вот стих «Василий Тёмный», из истории мы знаем, как в борьбе за власть Василий был ослеплён своими же родичами. Всякий может найти этот стих «на стихи ру». Похвально то, что автор берётся за исторические темы. Но никак их не решает. Название упомянутого говорит само за себя, четыре строфы, и о чём они? Не знающий истории Руси не поймёт, о чём пишет автор.
Казалось бы, сама тема для исторической поэмы, но автор обходится четырьмя строфами. И не раскрывает темы. И так в каждом стихотворении
Сорочкин умеет нагонять туману, а читатель должен сам догадываться, о чём он пишет. Так что книга лишена всякой «народности», причём многие стихи неуклюжи и косноязычны. И всё его творчество попахивает графоманством.
В своей статье «Правда о чести и достоинстве» я попытался также обстоятельно доказать на конкретных примерах какой он «народный поэт», то есть никакой. И даже враждебен своими селективными стихами, в которых изображает не подлинную историю Руси, а ту, которую видит как в кривом зеркале со страниц историка Владимира Соловьёва и Татищева. И потому повторяться не буду.
Когда пришла новость о награждении Сорочкина В.Е. премией Н. С. Гумилёва, как тут было не подумать, что без участия нашего земляка тут не обошлось...
После 15 съезда писателей России состоялся Пленум СП. В интервью Иванов Н.Ф. назвал номинанта на премию Гумилёва Сорочкина и поэта из Орла Фролова. Я поинтересовался у Николая Фёдоровича, за какие заслуги наш земляк получит эту премию, если в его творчестве просматриваются черты русофоба и послал ему стих Сорочкина «К России»? Наш именитый земляк ответил: «Сорочкина выдвинул на эту премию комитет премии Н.С. Гумилёва».

Но как распределяются все премии нам давно известно. Свои своего видят издалека. Как говорится, если кого хулят, то и будут поносить, если кого-то награждают, то и будут награждать, даже если этот человек того совершенно не заслуживает. Срабатывает закон цепной реакции.

А тут должно было начаться заседание в областном суде и очень даже кстати очередная награда для Сорочкина как укрепление его иммунитета о неприкосновенности…
С 2012 года Сорочкин, кроме издания своих кроссвордовских и сканвордовских газет, тем только и был озабочен, как укреплением своего кресла – местного писательского божка, то есть самого себя. А то, что он это умеет делать, в этом уже нельзя усомниться. И не будет ничего удивительного в том, если, в доказательство, что он действительно народный поэт, Сорочкина наградят премией или медалью им. Н.А.Некрасова, коли таковая существует.
Но то, что у нас нет настоящих критиков уровня В. Белинского или Н.Добролюбова, а то и Д. Писарева, это уже давно известно.

В «Брянском рабочем» любят Сорочкина, там была помещена однажды заметка о его лауреатской книге «Потаённое небо». Мы её как-нибудь разберём по строчкам, и покажем, чего она стоит на предмет наличия в ней поэзии в понимании нашего «брянского лирика». И вообще, не прочь показать какой он лирик, или только сочинитель вирш. Для начала возьмем стих Сорочкина под названием «Потаённое небо», оно открывает его книгу, причём довольно убедительно доказывает, насколько Сорочкин умело способен затуманивать настоящий смысл любого своего стихотворения.

Потаённое небо...

Потаённое небо вишнёвого цвета
Разольёт осторожно – волна за волной –
Тёплый чай утонувшего в зелени лета –
Терракотовый, терпкий, тугой, травяной.

Что за тени толпятся за нами, пугая?..
Ничего ты не скроешь: таи – не таи...
Как горьки на беспечных губах, обжигая,
Родниковые, глупые слёзы твои.

Улыбнись! – и не будь так строга и предвзята. –
Уходя, я навек забираю с собой
Глаз бесценных твоих акварельную мяту,
Смолянистый чабрец, золотой зверобой.
И о чём конкретно это стихотворение, ведь его название нисколько не отражает содержания? Сорочкин в «потаённом небе» (почему именно «потаённое»?) видит то, чего не замечает читатель. И оно для него таковым и остаётся. Что оно по воле автора хочет сокрыть от нас, чего мы не видим, тогда как автору мнится какая-то тайна? Скорее всего, Небо и Бог как одно и то же явление, а скрыта там тайна «богоизбранных». Их миссия для автора понятна, а читатель не должен догадываться, что они делают на земле. Уж лучше пусть у него рождаются сонные ассоциации необычных окрасок трав, которые к небу никакого отношения не имеют.
И вся его последняя книга с тем же стихотворным названием по содержанию ничего общего не имеет. Видно, мутной натуре Сорочкина удобна позиция сокрытия настоящего смысла, дескать, чем загадочней пишет поэт, тем он быстрей вызовет интерес у читателя. Но эффект получается обратный: стихи не вызывают никаких чувств, даже фантазий, кроме недоумения. И ему видится только необычный подбор слов, которые не волнуют, не будоражат...
Чего не выдержит творчество Сорочкина? Квалифицированной критики! И чего-чего, а на предмет выявления у него народности, он потерпит полный крах, чего я и пытался доказать, разбирая его стихи…

Владимир ВЛАДЫКИН

г. Брянск

Владимир Владыкин 2   26.08.2019 21:26   Заявить о нарушении
Согласен с Вами. У нас, к сожалению, много графоманов, то и дело получающих премии.

Валерий Хатюшин   26.08.2019 21:46   Заявить о нарушении
Ваше замечание очень ценно. Спасибо! Вам успехов.

Владимир Владыкин 2   27.08.2019 00:19   Заявить о нарушении
Спасибо тебе, Валерий Хатюшин!

Непременно внесу исправление в "Евгения Онегина":

Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.

С благодарностью равному талантом собрату по перу,

А.С. Пушкин

Дан Берг   14.11.2020 13:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Хатюшин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Владыкин 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.08.2019