Рецензия на «О женах неверующих и мужьях служащих в Церкви» (Алексей Малышев Сказитель)

Отречение от духовных идеалов, измена нравственным принципам - всегда огромная трагедия и личностный кризис! И – горе, если причиной отступничества стали женские чары: искусительная красота и страстное влечение плоти… По словам великого духовного учителя прп. Иоанна Лествичника: «Можно оставить одно добро ради другого большего добра. Так поступил свт.Григорий Чудотворец, который бегал мученичества не по страху, но для пользы спасаемых и просвещаемых под его руководством». Только такая святая жертвенность ради ближних может оправдать отречение от сана и нарушение монашеских клятв. А с другой стороны страшно подумать, сколько беды может распространиться в мире от одного недостойного священника, ложного монаха, сколько такой лжепастырь наполодит духовных калек! Горе тому, кто искусит малых сих – лучше уж тогда напересный крест снять… Поэтому, не зная истинных причин оставления сана, не следует скороспело судить – оставим сей суд Богу единому, уповая на Его милосердие… Однако отступивший в Великом, будет ли верен малой своей Церкви?

Но куда страшнее наказание для отступника душевными муками… Процитирую, для примера, отрывок из воспоминаний духовного писателя Сергия Фуделя: "...Помню, о. Владимир Криволуцкий мне рассказывал, как его однажды позвали причащать умирающего, который за много лет перед этим снял сан священника. “Когда я, - рассказывал о. Владимир, - поставил на столике у кровати дароносицу и все приготовил, умирающий вдруг чуть приподнял голову, точно потянувшись к столику и вдыхая запах святыни, сказал: “ Боже, Боже, чего я себя лишил!”

Плохо, если человек уходит от Божьего призвания, не сделав своего. Но можно попытаться доделать это и вне сана, и в браке – искуплением греха. Есть замечательный отечественный фильм «Грех. История страсти», в котором осмысливается отречение от сана, искупление и грех… Когда двое людей вступают в бракообщение, чтобы помочь друг другу в спасении, а если один из супругов не помогает, а то и прямо мешает другому в его духовном восхождении, то семейная лодка будет бросаема мирскими волнами вплоть до кораблекрушения, особенно если один из супругов действует в противовес законам Церкви. И, если кто-то из супругов, обременен культом сиюминутного страстного наслаждения, желанием обладать предметом любви, то это на самом деле обман, это любовь к себе, к тому как тебя любят – ведь истинная Любовь «не ищет своего…»(1Кор.13:5) Да и первая заповедь «возлюби Бога твоего всем сердцем, всею душою, и всею крепостию своею»(Мф.22:37) в действительности означает, что только черз Бога-Человека можно принять человека.Только влюбившись в Бога можно влюбиться в человека, а не наоборот, потому что только тогда догадываешься, что в человке не только тело, но в человеке – Бог.

Вот как проблему христианского выбора любви решил некий ныне уже немолодой служитель Престола Божия. Незадолго до рукоположения, к нему, уже женатому, в душу, как свежий ветер в распахнутое окно, ворвался обольстительный образ милой, доброй и рассудительной женщины. Но любой союз с ней стал бы каноническим препятствием к священному служению, эгоистическим предательством брачных клятв и прямым нарушением седьмой заповеди. После долгих мучительных колебаний, поездок к духоносным старцам, и наложенной ими ептимьи, был сделан единственно правильный выбор – любовь к Богу выше всех земных привязанностей.И, парадоксально, что спустя многие и многие годы, любовь к его земной женщине никуда не ушла, но очистившись от всего плотского, стала безгрешной и радостной, питая его светом великой милующей любви ко всем людям. И он выразил это святое чувство в мудрых и прекрасных стихах:

Кончается любовь, летит прозрачным пухом,
Как с дерева, цветка - щекочущий озноб.
Я дух перевожу и постепенно Духом
Спокойным становлюсь, прижав к лазури лоб.

Я знаю, что скажу, откроюсь - не сегодня,
Немного погодя, но именно, как есть:
Теперь я не с тобой, - у Алтаря Господня,
И глаз тебе моих, как раньше, не прочесть.

В них влага полных рек, иных миров скольженье,
Двух ласточек игра и Божья благодать.
Теперь мне ни к чему твое отображенье
Держать перед собой и все им заслонять.

Ты только не скорби по поводу разлуки,
Ведь у земных разлук свой привкус высоты...
От сердца отвожу ладонь, раскинув руки,
И пробую обнять весь мир, где есть и ты...

Протодиакон Сергий Шалберов   27.10.2019 10:17     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Малышев Сказитель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Протодиакон Сергий Шалберов
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.10.2019