Рецензия на «Внутренний камертон» (Наталия Май)

Есть еще вариант, кто послужил толчком для создания образа Веры - Адель Оммер де Гелль. Какое-то время назад лермонтоведы вроде бы догадались, что Вяземский написал мистификацию, и стали считать, что никаких встреч Лермонтова с Оммер де Гелль в действительности не было. Потом оказалось, что поторопились, и встречи вполне могли быть, а Вяземский в мистификациях основывался не на пустом месте. А княгиня Щербатова? Может она быть отчасти Верой? Пожалуй.

И современники и, похоже, некоторые современные лермонтоведы считают, что писал он буквально с прототипов, а не собирая черты разных лиц и додумывая, как это чаще всего бывает. "Шибко умные".)) Но вот начинаешь искать прототипы персонажей "Героя нашего времени" и... и никто туда буквально и до конца не подходит, так что, возможно, творческий метод Лермонтова был более традиционен, чем о нем думают.

Галина Богословская   14.12.2019 21:01     Заявить о нарушении
Есть любители находить скандальную подоплеку там, где ее нет. Бывает, какой-то сюжет тебя вдохновил - сюжет, может быть, и реальный, но описывает его автор по-своему. И сходство с реальными героями там 50/50. Или в другой пропорции.

Наталия Май   15.12.2019 11:23   Заявить о нарушении
Да. В "Княгине Лиговской" Елизавета Негурова была буквально списана с Екатерины Сушковой, но это - ранняя лермонтовская проба пера, и этот неоконченный роман опубликован при жизни автора не был. "Герой нашего времени" - зрелое творение, там уже совсем иной художественный уровень... Я когда этих "страстей по прототипам" начиталась, да, возник этот иронический вопрос: а вы не думаете, что он мог что-нибудь и выдумать? Ну не без воображения же был человек.))

Галина Богословская   15.12.2019 18:18   Заявить о нарушении
Скажи, а где ты читала Байрона? Не в интернете? Я бы тоже почитала.

Галина Богословская   15.12.2019 18:19   Заявить о нарушении
Помнишь, мы как-то говорили, что все дискуссии по поводу гибели наших поэтов на дуэлях, особенно Пушкина, наталкивают на мысль, что людям хотелось бы их "оживить", но это пустое дело? Но вот нашлись люди, которые этот импульс преобразовали творчески. Сняли фильм "Дуэль. Пушкин-Лермонтов" в жанре альтернативной истории - фантазия, что бы было, если бы оба поэта дожили до 50-х гг., до Крымской войны. Мне понравилось, и удивило кое-что в этом фильме. Если любопытно:

http://www.youtube.com/watch?v=N02bbPEZtRg



Галина Богословская   15.12.2019 18:24   Заявить о нарушении
Нет, я купила книгу Моруа про жизнь лорда Байрона. И вообще скупала биографии Моруа.

Наталия Май   15.12.2019 20:11   Заявить о нарушении
А насчет стихов Байрона - какие-то у нас дома есть, а Чайльд-Гарольда читала в интернете.

Наталия Май   15.12.2019 20:12   Заявить о нарушении
Удивилась, когда спросила в книжном магазине, а мне сказали, что у них нет Байрона. Я думала, это самый обычный запрос.

Галина Богословская   15.12.2019 21:02   Заявить о нарушении
Я посмотрела фильм о Пушкине и Лермонтове. Замысел их я поняла. Но у меня сложилось впечатление, что Лермонтову создатели симпатизируют, а в остальных чуть ли не дураков каких-то видят. Актер в роли Пушкина - карикатура, жутко переигрывает, а Лермонтов крайне выигрышно показан. Грибоедов с Чацким - та же история, что и с Пушкиным, вряд ли он бы дошел до такой крайности, как желание показывать Чацкого много лет спустя таким же наивным юнцом. И естественно, не обошлось без энного количества издевок над этим Чацким. Наталья Гончарова вряд ли бы ездила на могилу Дантеса, нарочито демонстрируя свою скорбь, чтобы в свете об этом шептались, не настолько она была неосторожна. Кроме актера в роли Лермонтова, понравилась дочь Пушкина. У Пушкина, кстати говоря, в творчестве никогда не было женоненавистничества (какими бы комплексами он ни отличался, кстати, он даже превозносил женщин, которые выбирали свободную любовь, а не брак), у Лермонтова я негатив в отношении женщин ощущала в образе Печорина.
Насчет Бенкендорфа - я писала рецензию на книгу "Бенкендорф" для одного издания, это был платный заказ, какое-то время я на них работала. Книга современная: "Александр Христофорович Бенкендорф слишком долго играл роль антигероя отечественной истории. Историки и литературоведы, писатели и сценаристы наделяли его всевозможными отрицательными чертами. Это неудивительно — за полтора века не было написано ни одной заслуживающей внимания биографии Бенкендорфа, а значительная часть его мемуаров заросла архивной пылью. Георгиевский кавалер, разведчик и партизан, боевой генерал, герой войны 1812 года, освободитель Голландии от наполеоновского господства, член Государственного совета и Комитета министров, Бенкендорф попытался создать государственный механизм борьбы с коррупцией и казнокрадством. Он был личным другом таких несхожих деятелей, как император Николай I и декабрист Сергей Волконский; ходатайствовал за Пушкина, Лермонтова и Гоголя; увёл любовницу у Наполеона и пережил трагический роман с той, которой посвящено тютчевское «Я встретил вас».
Книга историка Дмитрия Олейникова рассказывает о том, как жил, воевал, путешествовал, любил граф Бенкендорф".

Так что это была героическая личность, невероятно много сделавшая для страны, и абсолютно недооцененная. Когда я прочла, что он испугался какого-то кота, я в ступор впала. Это противоречит всему, что написано о нем в объективном исследовании его жизни.

Наталия Май   17.12.2019 11:11   Заявить о нарушении
Я сама не все там поняла, хотя главные посылы встретили отклик. Показывая Пушкина, видимо, развивают "неясно-деликатные упреки Лермонтова" (по выражению Розанова):

"Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный".

Такие мысли являлись у части современников Пушкина к моменту его гибели на дуэли. Возрастные трансформации Пушкина и Лермонтова и неожиданны, и понятны одновременно. Пушкина мы часто видим как олицетворение гармонии и уравновешенности (весьма условное понятие о Пушкине, верное лишь на контрасте с Лермонтовым)), здесь показали, что с годами, все больше погрязая в нежелательной для себя среде, он превращается в человека очень нервного, желчного, брюзгу. А от лермонтовских крайностей - его сильнейшей неуравновешенности и желчности в молодости - видимо, нет иного пути, кроме как к спокойному достоинству с годами.

Лично мой путь - лермонтовский, так что мне это очень понятно. Веселая солнечная молодость - разочарованная зрелость, трудная и разочарованная молодость - просветленная до определенной степени зрелость.

А вот про Грибоедова я сильно удивилась... Как-то невнятно с ним обошлись и не по-доброму, и зря.

Наталья Гончарова ходит на могилу Дантеса как истинная христианка.)) Условности жанра сделали ее более свободной в поступках, чем это полагалось бы по условиям света.

Галина Богословская   17.12.2019 20:15   Заявить о нарушении
Николай Первый писал, как они с Орловым кошкой пугали на пароходе Бенкендорфа. Ничего удивительного, фобия и фобия.

Галина Богословская   17.12.2019 20:18   Заявить о нарушении
Где Пушкин превозносил женщин, выбравших свободную любовь? Общепризнанно, что превозносил-то он Татьяну:

Но я другому отдана,
Я буду век ему верна.

Но полная правда, что Пушкин любил женщин, не испытывал в отношении них каких-либо комплексов (как тот же Лермонтов), ставил Женщину на пьедестал.

Мне еще очень понравилось, что он историю России взялся писать, в Пушкине-поэте очень силен историк, это с молодости так.

Галина Богословская   17.12.2019 20:22   Заявить о нарушении
Насчет Пушкина - меня в большей степени не его рассуждения оттолкнули, а просто выбор актера. Другой актер все иначе сыграл бы, там немало интересного текста. А этот все превратил в фарс.

А женщины - Лаура из маленьких трагедий, свободолюбивая цыганка, которая бросила Алеко...

Наталия Май   18.12.2019 06:53   Заявить о нарушении
Да и Дочь Мельника из "Русалки", недописанного произведения (в опере Даргомыжского ей дали имя Наташа). Он ее, конечно, не превозносил, но описал с симпатией. А она была любовницей князя... потом кинулась в Днепр и превратилась в русалку.

Наталия Май   18.12.2019 06:55   Заявить о нарушении
Да, вот сейчас я их всех вспомнила.

Галина Богословская   18.12.2019 10:30   Заявить о нарушении
У него вообще сложное было отношение к жене. Сначала он увлекся Натальей (ей многие увлекались), когда ему дали понять, что она еще не готова к браку, он тут же кинулся искать другие кандидатуры (что не говорит о безумной любви). И с ними тоже не получилось. Его вообще не считали завидным женихом. Но потом все-таки удалось договориться с Гончаровыми, при этом он считал, что женится потому, что вроде как "надо", возраст подошел. И не писал о том, что безумно влюблен, а даже грустил накануне свадьбы. В медовый месяц он обнаружил, что ему с ней хорошо, это состояние даже можно назвать счастьем, и сам отчасти был удивлен. Что испытывала она - это одни догадки, она была очень скромной женщиной, застенчивой, как будто стесняющейся своей красоты. Скорее всего, она его уважала как умного талантливого человека, но была ли по-настоящему влюблена? В ее случае тоже - не нашлось иных кандидатур, потому что в нее влюблялись, а денег особых у ее семьи не было, а Пушкин согласился жениться без большого приданного. Тогда все упиралось в деньги. Потом он стал несколько скучать по обществу женщин, разделяющих его интересы, и жена страдала и ревновала (хотя понимала, что его интерес к ним - чисто интеллектуальный), общался он с очень многими женщинами, включая сестру Натальи Александру (а с кем-то, возможно, не только платонически). Жена рожала, жила детьми. Когда речь зашла о Дантесе, была затронута честь семьи, а, возможно, не безумная любовь с обеих сторон (Пушкина и жены). Скорее всего, с Дантесом она бы счастлива не была, это была краткая вспышка увлечения красавцем, от которого многие были без ума. Но как человек он был ей чужд. А потом ей судьба, наконец, улыбнулась, она встретила Ланского, который идеально ей подошел, - вот любовь ее жизни. Тихий скромный человек, который был с ней прекрасно совместим.

Умирая, Пушкин предвидел, что ее будут потом смешивать с грязью, и жалел не себя, а ее. И его предсказание, к сожалению, сбылось. Ее смешивали все, кому не лень. Но позже возникли и книги, и статьи в ее защиту. Пушкин и Ланской видели в ней "чистейшей прелести чистейший образец", что в ней видел Дантес, не знаю, - может быть, наивную женщину, которую легко обмануть. И наивность, возможно, была ей присуща.

Наталия Май   18.12.2019 11:41   Заявить о нарушении
Может, ты все-таки слегка идеализируешь Гончарову: она наслаждалась тем вниманием, которое привлекала в свете своей красотой, и при пяти детях имела достаточно времени на светские увеселения. Но по большому счету была хорошей женой, и действительно светские клеветники и завистники довели.

Дантес ее считал наивной, вроде бы, крутил роман с Идалией Полетикой, а волокитство за ней использовал как ширму.

В статьях Розанова есть момент, который он цитирует из одного письма Натальи Гончаровой, постараюсь его найти и привести. Но смысл такой (фрагмента этого), что была и наивность, и непонимание, но и желание блистать в свете и наслаждаться своим блистанием, не думая о последствиях, тоже было.

Галина Богословская   19.12.2019 20:36   Заявить о нарушении
Что-то, боюсь, мне не сыскать ту цитату... Но вот статья, которую Розанов практически полностью посвятил семейной катастрофе Пушкина.

http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1900_eshe_raz_o_smerti_pushkina.shtml

Розанова вообще интересовали вопросы семьи, пола (я так понимаю, на стыке веков эти вопросы были поставлены с откровенностью, прежде невозможной для российского общества), и мыслитель несколько использовал частную жизнь Пушкина для того, чтобы порассуждать на свои любимые темы.

Он как-то все-таки холодноват к Пушкину. Розанов писал о гибели и Пушкина, и Лермонтова. И вот в адрес Лермонтова ни единого осудительного слова он не сказал. Только как будто вопрошал своей статьей: "Молодые люди, да что же вы натворили? Беречь надо поэтов, даже с тяжелыми характерами". А вот у Пушкина Розанов нашел серьезные вины, и где-то взял, в известном соответствии с темой, даже и пошлый тон.

Будет время, захочешь - почитаешь, здесь много статей Розанова о Пушкине, около десятка.

http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/



Галина Богословская   19.12.2019 20:55   Заявить о нарушении
О, нашла все-таки!

"Заверяю тебя, Ольга, в присутствии Леона (тут тетка указала на меня) священным моим словом, что я не погрешила и мысленно против Пушкина (тетка всегда называла моего дядю по фамилии, даже и в разговорах с ним), а укоряю себя лишь в недальновидности: по неопытности я не подозревала ничего серьезного, а потому и не предупредила козней его врагов. Но в остальном чем провинилась? Моей привлекательной наружностью? Да не я же себе ее сотворила. Любезным обращением? Да этому виноват мой общительный характер. Остроумием в обществе? Но если острила, то вовсе не с целью обижать кого бы ни было. Наконец, – сказать смешно – неужели моим умением играть в шахматы, за которое получала комплименты мужчин? Да скучно ведь играть в шахматы самой с собою. Но, – может быть, грешу, – никогда не прощу злодеев, которые свели моего Пушкина в могилу, для чего и бесславили меня. Скорбь же моя о Пушкине умаляется при сознании, что я чиста перед ним. Пусть праздные языки толкуют обо мне что угодно. Сами себя марают, а не того, кого чернят".

Вот это приводил Розанов в доказательство, как ему казалось, недалекости и некоторого эгоистического легкомыслия Гончаровой.

Галина Богословская   19.12.2019 21:01   Заявить о нарушении
Мне незачем ее идеализировать, сам Пушкин ее описывал как крайне застенчивую особу. А насчет Дантеса - есть и другие ее строки, где она признается, что что-то испытывала (этого я как раз не отрицаю). Но где найти сейчас это признание... не помню, я читала это еще в школьные годы в книге.

Наталия Май   20.12.2019 08:14   Заявить о нарушении
Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содроганий!

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом все боле, боле -
И делишь наконец мой пламень поневоле
Понятно, что с возрастом она несколько изменилась, ну не сидеть же человеку в четырех стенах, хотелось порой и нравиться и просто с кем-то пообщаться - это можно раздуть и преподнести как какое-то невероятное тщеславие в свете. Есть люди, которые каждый чих раздувают.

Наталия Май   20.12.2019 08:29   Заявить о нарушении
Один из пушкинистов (Гофман) писал:"Жена Пушкина по природе своей не была кокеткой и в своих манерах (по крайней мере до 1934 года) была сдержанна и неприступна и скорее отпугивала от себя своих ревностных поклонников, чем приманивала их". Он утверждает, что до появления Дантеса никакая молва не связывала ее ни с чьим другим именем. Есть высказывание Пушкина, что в его жене, которую считали холодной, первым мужчиной, который что-то в ней пробудил, стал Дантес.
Но это - чисто физически (а жизнь только из этого не состоит). А по-человечески ей был близок второй муж, который, как она говорила, один дал ей счастье без всяких примесей. Но никому не интересна тихая идиллия Ланских, многим надо все время эксплуатировать "жареную тему" Дантеса.

Наталия Май   20.12.2019 09:03   Заявить о нарушении
Откровенно говоря, правда не очень интересно, что она испытывала, чего не испытывала... Обыкновенная женщина, каких миллионы, мне вот не очень интересно.)) Но поскольку она связана с Пушкиным, интерес исследователей в отношении нее простерся очень далеко, распространился даже на ее второй брак с Ланским, то есть, на ту уже часть ее жизни, которая не имеет к Пушкину никакого отношения.

Вот причины гибели Пушкина - глубокие - мне интересно было для себя понять, и я их так поняла, что главным образом они действительно не в жене его.

Галина Богословская   20.12.2019 14:44   Заявить о нарушении
Интересно или нет - это другой вопрос, но преподносить, будто Дантес любовь всей ее жизни и другой никогда не было, я бы в том фильме-фэнтези про дуэль Пушкина и Лермонтова не стала. Я ее заурядной натурой не считаю, не обязательно иметь талант в искусстве, чтобы вызывать симпатию. Многим нравились ее человеческие качества - кротость, нежность, чувство долга, религиозность. А человеком больших страстей она не была, ей был нужен покой.

Наталия Май   20.12.2019 17:43   Заявить о нарушении
А там так преподносили? Мне показалось, на многое там нужно смотреть скорее как на глюки Пушкина, с точки зрения того, как он переживал эту ситуацию, что надумывал себе.

Галина Богословская   20.12.2019 17:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталия Май
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Богословская
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.12.2019