Рецензия на «Мать обителей земли Русской. Елеазаровский монасты» (Татьяна Сергеевна Дмитриева)

Все-таки советский человек явил миру ехидный образ: на Маркса (Ленина, Сталина и пр.) молился, а Богу крестился.
Впрочем, оговаривают же в народе: «Заставь дурака Богу молиться…»
Я и не знал, что «Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь… по значимости для России, для судеб человечества занимает особое место в мировой истории. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти".
Прочитал, но не понял: где Рим, а где Россия, аж до Полярного круга, включая Колыму и Магадан. Опять же я в Туле родился – а здесь еще помнят Льва Толстого, преданного анафеме. Не слышал, чтобы кто-то простил ему его грехи.
Мой афоризм звучит с подковыкой: “Не ходишь в церковь, не знаешь греха”.
Но другого более свежего текста у автора не нашел. Буду следить за новостями, за новыми текстами, не столь патетически бессодержательными для выпускников МГУ им. М.В.Ломоносова.
Само изложение теософической темы понравилось.
Творческих удач в 2020 году.

Эдуард Скворцов   31.12.2019 22:26     Заявить о нарушении
А Л. Толстого и не предавали анафеме. Что до прощения грехов, то Бог простит.

Лев Ольшанский   01.01.2020 00:25   Заявить о нарушении
Вот уж кого не ожидала в преддверии нового года увидеть на Прозе, так это Вас, Эдуард! Вы ведь очень редкий гость здесь. Впрочем, как и я: в подтверждении своей сформировавшейся позиции относительно мира этого мы не нуждаемся, в самоутверждении тоже.

Одним словом, люди самодостаточные здесь появляются редко. А учить младенца основам математики - дело пустое. Здесь многие самоутверждаются, как младенцы. Встал на ножки - поулыбайся окружающим, получи от них похваляшки. Мол, вот какие успехи я сделал.

Так что предпочитаю не тратить своё драгоценное время на пустое и не объяснять прописные истины тем, кто ещё в младенчестве.

По существу Вашей рецензии, Эдуард.

Именно потому Вы и не знали об исключительной роли Елеазаровского монастыря, что обучались в МГУ им.Ломоносова. Да ещё, вероятно, на фак. журналистики. Где процветал и процветает атеизм.

Вероятно, по этой же причине и в одну кучу свалили земное (материальное устройство мира, Ленина, Сталина и пр.) и духовное, что никогда на этой грешной земле не воссоединится воедино. Как было в задумке Творца, когда он поселил Адама и Еву в Раю.

Но Вы правы: тот, кто не ходит в церковь, не знает своего греха. Ибо потому, что там открываются человеку истины, там человек слышит Бога. А видеть свою греховность надо: именно с видения своей греховности начинается здравие души!

И вам желаю успехов в новом году (успеть доделать то, что архи важно для каждого из нас, для пользы души нашей, до своего усыпения)!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   01.01.2020 13:05   Заявить о нарушении
Спасибо, Лев, за добавление, совершенно с Вами согласна. Толстой не был предан анафеме РПЦ, он САМ отрёкся от церкви, вот официальные данные:

В 1901 г. Синод «лишь констатировал уже свершившийся факт — граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, полностью порвал с ней, чего он не только не отрицал, но и при всяком удобном случае решительно подчеркивал».

Л.Толстой: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо… Я отвергаю все таинства… Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей».

Он сам указал, что с 27 лет «вынашивал идею создания новой веры» и в преклонных годах создал «секту своих почитателей». Главным объектом нападок Л.Н. Толстого становится Православная Церковь. Его высказывания и поступки, направленные против нее, были ужасающи для православного сознания.

Ни до, ни после его смерти никаких «анафем и проклятий», как утверждали сто лет назад и утверждают сегодня недобросовестные историки и публицисты, на него произнесено не было.

Поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Л.Н. Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может.

Это означает, что канонически его церковное поминовение невозможно.

И все же сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе. Но не церковного поминания.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   01.01.2020 13:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Татьяна Сергеевна Дмитриева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Эдуард Скворцов
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.12.2019