Рецензия на «Каким путём идти России» (Котенко Татьяна)

Здравствуйте.
Если позволите, начну с малого, и это будет откликом только на название.

Первое. Там подразумевается отождествление "я=Россия". А это большая ловушка, если сравнить с реальностью. То есть, это проблема.

Второе. Очень высокий риск попасть в сеть уже существующих штампов, или просто мнений, среди которых есть и интересные, но всё-таки все они чужие.

Проблема со вторым заключается в уникальности. Все мнения - это мнения отдельных личностей. Даже если они прикрываются мнением какой-то традиции, философии, школы или партии. Это всё ж таки выбор каждого, куда примкнуть. Или - идти самому, самый нечастый выбор. Каждый человек уникален, даже если он так называемая серая масса. Это так только кажется. Существует ещё и нечто, называемое иногда дух времени. И от этого не деться никуда и никому. Даже если человек делает какой-то выбор, он делает его в атмосфере своего времени. Во всяком случае, так обстоит дело с большинством.

Теперь, с учётом Вашего вопроса в названии, я отвечу (пока) вопросами на вопрос.

- А можно ли вообще такие вещи планировать? Или есть другой путь, не такой простой с виду, но единственно верный? Путь для каждого человека.

- А верно ли так формулировать в принципе: "путь России"? Что это такое? Тут же, в ответ на этот вопрос, насыплют мыслей известных. С очень умным видом и очень авторитетным тоном.

Но толку? Ко всем тем, кто так авторитетно рассуждает, у меня один вопрос. Что же тогда до сих пор ни у кого (во всём мире) не получилось идеального государства? Кроме, может быть, каких-то маленьких исключений, навроде Швейцарии. Да и то, если присмотреться, та же Швейцария смогла такой стать только благодаря тому, что окружащие существовали и были глупее - то есть, воевали (а Швейцария держала нейтралитет), и так далее и тому подобное (чтобы не рзмазывать ещё длиннее).

Ко всем (почти), кто предлагает использовать чей-то там опыт, вопрос тоже есть: а как же уникальность ситуациии? Россия уникальна (как любая страна). Опыт зарубежья следует учитывать с этой поправкой. А умеем ли мы так делать? И что для этого нужно? Ответ: как минимум, знать себя и свою страну. Знать - это очень ёмкое слово. Совсем не то же самое, что выучить в учебнике и повторить. Знать в реальности, как есть. Ведь только такое знание приводит к "любить".

И вот тогда, зная и любя, и только тогда, и может открыться какая-то перспектива пути.

Феронин   11.03.2020 13:12     Заявить о нарушении
Уважаемый г-н Феронин, вечер добрый!

Прошу простить за задержку с ответом (всему виной школьная напряжённость), хотя прочла отзыв в тот же день и ознакомила с ним девятиклассников на факультативе. Они предположили, что Вас в школе учил явно не лучший учитель русского языка и литературы. Думаю, это была шутка с их стороны.

"Каким путём идти России?" - это одна из тем уроков литературы в 10 классе по прграмме Лебедева. Наши классики - славянофилы,почвенники и западники - действительно предлагали три варианта пути развития России.Об этом писали учебники лет двадцать назад. (Боже, как давно это было! Самой страшно стало от давности лет).В годы перестройки дети на уроках ещё могли спорить и рассуждать. Сегодня литература - не экзаменационный предмет,поэтому "читать и учить её нет необходимости".Это позиция современных школьников, поэтому я и взяла фразу в кавычки.

"Существует ещё и нечто, называемое иногда дух времени. И от этого не деться никуда и никому", - как точно Вы подметили: - дух времени! Сегодня в школах - сплошная бездуховность, т.к. воспитание изъяли из Конституции и общества. Куда мы идём с 93-го года, - я не знаю. На каких идеалах воспитывать молодёжь, - я тоже не знаю. В общем-то, на свой страх и риск, как говорится, я воспитываю своих учеников на тех идеалах, на которых сама выросла.

"Знать - это очень ёмкое слово. Совсем не то же самое, что выучить в учебнике и повторить",- это вторая Ваша позиция, с которой я согласна и которая мне нравится. Хочу вас уверить, что на своих уроках литературы я работаю только по источникам - текстам писателей и поэтов. Прививаю, так сказать, любовь к СЛОВУ. Учить учебник или конспектировать его - я не задаю. Если честно, то есть уроки, напоминающие "театр одного актёра". Это когда класс не готов и в главной роли в течение сорока минут - учитель.Но у меня есть свой метод лечения. Я не возмущаюсь и говорю, что сама расскажу д/з, но всем в столбик поставлю "три": думаю, на "три вы усвоили.
Эта фраза помогает. Вот таким путём мы и идём по жизни."И вот тогда, зная и любя, и только тогда, и может открыться какая-то перспектива пути".

Благодарю за отзыв.
Удачи в творчестве.
С признательностью,



Котенко Татьяна   25.03.2020 00:48   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна. Мне интересно узнать, что Вы думаете о том, почему те, кто стали писателями, ими стали.

Феронин   05.04.2020 02:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Котенко Татьяна
Перейти к списку рецензий, написанных автором Феронин
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.03.2020