Рецензия на «В грозовом мешке» (Виталий Буняк)
Диспетчер не давал добро на посадку до тех пор, пока не убедился, что экипаж справится, и дал его практически на выравнивании: перестраховался. Если бы не справились, он сказал бы, что разрешения не давал, что вы приняли решение садиться... Однажды было дело с этой грозой, в тёмное время суток, Ан-26... Вырулили на взлёт, а диспетчер говорит: взлёт запрещаю, гроза над точкой. Мы посмотрели по бортовому локатору и говорим: разрешите взлёт, по курсу засветок нет. (Их по курсу взлёта действительно не было, но этот просвет быстро сужался.) Тот не соглашается. Мы опять своё... На третий раз отвечает (буквально): "Под вашу ответственность взлёт разрешаю. Ветер такой-то (предельный), видимость..., облачность..., нижний край..." Такого в Руководстве не было - "под вашу ответственность", ну да ладно - главное разрешил. Даём взлётный, разбег, отрыв, набор высоты... Смотрим внимательно в сужающийся просвет, летим ровно в центр, предупредив диспетчера об изменении курса. Только заняли высоту круга - отказ локатора! И тут началось... Гроза страшная, кругом темно, молнии сверкают со всех сторон. Выпросили, называется. Но назад проситься - тоже фигня получается. Да и они сразу закрылись. Мы, как те слепые котята: где сверкнёт - туда и летим, понимая, что до следующего разряда у нас есть какое-то время... Короче говоря, когда вышли из фронтальной грозы, у нас коленки дрожали. ...Такого ещё не было, чтобы локатор отказывал в самый ответственный момент. Валерий Ветер 14.05.2020 11:52 Заявить о нарушении
Благодарю, дорогой коллега, за посещение и внимательный отзыв! Представил описанную Вами ситуацию. Тем, кто не летал может показаться, что просто повезло.
Но мы то понимаем, что спасло хладнокровие и мастерство. С добрыми пожеланиями, Виталий Буняк 16.03.2020 20:04 Заявить о нарушении
И смекалка, свойственная нашему брату (Особенно тем, кто имеет инструкторский стаж).
Валерий Ветер 16.03.2020 22:46 Заявить о нарушении
Валерий, получается, что диспечер с вышки видел Ан-2, и таким образом перестраховался?
Как интересно! Я не пилот, в качестве "пассажира" довелось летать и прыгать, но в таких экстремальных ситуациях не бывал. Впрочем, МИ-8 в Афганистане... но там была другая "гроза", от которой хотелось укрыться тремя бронежилетами, и еще один под задницу сунуть )) Героическая у Вас профессия! Как же мы молились на Вас в Афгане и Чечне, чтобы довезли и высадили благополучно. Слава Богу, и доблестным нашим пилотам, из всех команидровок я возвращался в целости и сохранности. С уважением, Юрий Воякин 13.05.2020 11:57 Заявить о нарушении
Да, Юрий, так часто бывает. Особенно, когда в сложных метеорологических условиях на базу возвращается свой экипаж. Диспетчер проявляет максимум стараний, чтобы его посадить, не отправить на запасной. Он-то обычно видит метку на локаторе. И если отклонения по курсу и глиссаде при заходе на посадку не выходят за пределы допустимых вплоть до ближнего привода (и даже ниже), а экипаж докладывает "полосу вижу", - даёт добро на посадку.
Афган - отдельная тема. Но и раньше, во время Великой Отечественной, наши лётчики совершали чудеса. Я имею ввиду не только бомбандировщиков, штурмовиков и истребителей, но и тех, кто вывозили раненых, под бешеным зенитным обстрелом врага, доставляли боеприпасы партизанам, в тыл противника... Советую прочесть замечательную книгу героя Советского Союза Василия Гладкова "Десант на Эльтиген". Заодно вспомнишь свою - афганскую эпопею. Книга - лучшая из всех, что мне приходилось читать. А читал я много подобной военной документалистики. Вот электронный вариант: http://royallib.com/book/gladkov_vasiliy/desant_na_eltigen.html Валерий Ветер 14.05.2020 12:10 Заявить о нарушении
Эх, ребята, а сегодня печальная новость пришла, где-то в тех же местах разбился АН-26, совсем старенький был самолет, много молодых ребят-курсантов погибло.
Чисто по человечески жаль, горе родителям и головняк руководителям. Дай Бог всем чистого неба и мягкой посадки! С уважением, Юрий Воякин 27.09.2020 00:37 Заявить о нарушении
Странно, что катастрофой стал отказ левого двигателя. Учебная программа подготовки пилотов должна включать отработку действий при отказе силовой установки на всех этапах полёта: включая предпосадочное выравнивание и отрыв от ВПП на взлёте после прохождения скорости принятия решения. Но экономическое положение Украины и внутренний раскардаш, коррупция и отсутствие Идеи приводят к тому, что профессиональное качество лётного состава естественным образом резко упало в сравнении с недалёким прошлым, когда оно (как и образование в целом) считалось лучшим в мире.
Валерий Ветер 27.09.2020 21:26 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |