Рецензия на «Игорь Муханов. Эпифания комару» (Ирина Петал)
Бесценный материал для написания кандидатской диссертации! А Франсис Понж - класик французской литературы - использовал бы этот материал для своих поэтических, с уклоном в науку, произведений! Полагаю, этот писатель должен быть Вам близок. Он соединил в своём творчестве поэзию и науку и писал в очень необычной манере. Мы с Алёной любим его. Спасибо, очень понравилось! Игорь Муханов 04.05.2020 09:35 Заявить о нарушении
Франсис Понж - впервые слышу. Глянула глазком в Инет... Благодарю за знакомство. Понравился!
«Но и будь у меня время, не думаю, чтобы было еще желание подолгу сидеть над сюжетом, возвращаться к нему по нескольку раз. Важно то, что каждый вечер мне попадается новый предмет, из которого я извлекаю одновременно наслаждение и урок. Учусь и забавляюсь – по-своему, конечно.» /Франсис Понж/ Учусь и забавляюсь – по-своему, конечно. :)) Ирина Петал 04.05.2020 13:54 Заявить о нарушении
В заметке о зиме у Вас, Игорь, ласточки, сидящие рядком на веточке...
А у Франсиса Понжа чудесные зарисовки "Ласточки или в стиле ласточек (налёты)". Каждая ласточка от природы непрестанно бросается – безошибочно упражняется подписывать небеса. Острое перо, обмакнутое в темно-синие чернила – ты пишешься легко! Даже если не остается следа... Или только в памяти – воспоминание о безудержном порыве, чудном стихотворении, С крутыми поворотами, разворотами, стремительными скольжениями на крыльях, ускорениями, нами, акульим плаваньем. О, я наизусть знаю это причудливое стихотворение! но не дам ему долее самому выражаться. Вот слова – мне надо их произнести. (Быстро, проглатывая слова по мере выговаривания). Ласточка: прекрасное слово; гораздо удачнее воронка, инстинктивно отвергаемого. Ласточка – ласкательная, как сама ласка: ластится долу, перекувыркивается – вольное плаванье на спине. Барышня ошалелая: преследуемая/преследующая, в вечном побеге/погоне – пронзительно крича. Робкая стрела (стрела без стержня), и тем более стремительная и прожорливая – дрожь пробегает тебя, когда ты садишься, подмаргивая крылом. Неповоротливая ласточка, когда с краю крыши или провода ты норовишь упасть, тут же вновь взлетаешь! Увертываешься, лишь бы не пасть (как моя фраза). А потом – не забывая о гнезде под балкой крыши, где пищат слова: голодное семейство небольших головастых слов с раскрытым клювом и выпяченными глазами – Снова садишься на провод, где ты призвана создавать численный перевес. (Не спеша, с красной строки). Число их – на фоне светлого неба – разборчиво, как ноты на нотоносце: равномерно распределено на одной-двух строках. Что бы оно могло значить? Не их ли это нотация гимна? (Что было бы не ахти как оригинально). Текст их закона? (Ах, то был бы мой закон!) Неисчислимые в небе – по команде или с вопросом они воротятся на борт. Но – что за волнение разом вдруг их уносит? Все опрометью бросаются неизвестно куда. Они непогрешимы. Каждый из их налетов – как ни были они различны, ни опасны, лишь подтверждает им это. Но, ни одна из них не способна в это поверить, ни запомнить; и все они лишь продолжают без конца упражняться. Каждая, опрометью кидаясь в пространство, на подписание пространства тратит больше всего времени. Стрелы пламени (спиртного) – синие пламена. Одиночные, самовольно далеко забегающие – стремглав и причудливей стрелы. Управляемы ли они изнутри себя, благодаря небольшой грелке с неистощимым в ней запасом спирта? Через эту небольшую грелку – душу и волю, что в них? Или же на расстоянии – через род? Попеременно рассеиваемые и порождаемые на проводах этим любопытным родовым троллейбусом-фантомом. Во всяком случае, это – то пламя, те стрелы, которых мы ближе всего; которые почти присутствуют в нас – наши. Ласточки выделывают в небе то, на что мы не способны и можем лишь об этом мечтать, иметь какое-то представление. Более гибкие, чем наша душа и более жесткие, они, порой, подобны ей – подобны нашему стремлению. Но ласточки не только это, не только идеи или адресованные нам жесты: осторожно! В мире животных, они больше всех других напоминают пламя, стрелу. Стрелу – нами и вовсе не нами запускаемую: довольно, иллюзий! Что было бы, если мы должны были бы делать то же, что они! Ласточки ставят нас, повергают – в роль зрителей. Венецианская маска, или скорее, азиатская. Раскосые глаза, рты до ушей. Как рассеченные саблей – саблей скорости. Каски и костюмы: комбинезоны, в которых очки занимают самое видное место; все остальное, исходя отсюда, вытягивается в сторону висков, ушей – и вплоть до кончиков крыльев! Окажем же ласточкам чуть больше человеколюбия; внимания к ним, уважения, серьеза. А не в том ли, именно, их отдаленность от нас, их разница с нами, что то, что их наиболее с нами сближает – чудовищно притесняется, насилуется другим их родством – родством с абстрактными символами: пламя, стрела? Родство, которого нам удалось избежать, благодаря превосходству, особой способности в нас. А вот, вероятно, что в их условиях существования, поистине чудовищно: они никогда не раздеваются, не разгримировываются! Согласитесь! Докатиться до такого ничтожества принуждает их к этим растяжениям, гримасам. Затянуть себя этак в корсет – без возможности вернуться в какое-то другое состояние... Ой, бедняжки! Жестокий спорт! Не только погоня одна за другой, но и спорт. Две ласточки, летящие бок обок, создают рельсы, визжащие, особенно на поворотах. Но чаще всего они гонятся вереницами одна за другой. Соревнование их возбуждает. Однако, очевидно, они охотно залетают и в самые высшие пласты атмосферы – где спокойнее летать одним. При этом чувствительные к музыке сфер, ласточки тут же отключают свой пищевой режим. Безучастные, праздные (тут уже нет насекомых); плюя на все и на вся, забавы ради разыгрывают нерешительность. Вскоре, после наступления ночи – полумертвые от усталости устраиваются на отдых под крышами и навесами. Страшно мне напоминают электрические вагонетки, расставленные (я это видел у самого поэтического из моих дружков) на этажерках, чуть ли не до потолка. Там-то они и вздрагивают во сне на рассвете. Круги – чуть не сказал "вольтаические", – описываемые ласточками: какое несчастье, доиграться до такого! Счастье-несчастье ласточек. Я их уже называл "бедняжками": а почему? Счастье/несчастье – не связано ли оно с их жестокостью? А значит ли жестокость – счастье-несчастье? Иногда, садясь – тяжело дышат. И вновь ими овладевает отчаяние. Ждут неизвестно чего – с выкаченными глазами. Давайте же, ласточки! Неситесь во весь дух, Вопреки вероломной случайности, Мирясь с неизбежностью. Что знаем, и чего не знаем... Хищные, пронзительно кричащие на рассвете – ласточки. Возбужденные колокольным звоном монастыря невежествующих (людей). Вновь слышны городские и деревенские звуки. Невинные просыпаются – первыми встают. Они одни – до какого-то часа. Включают краны – вода журчит и утекает; заводят моторы, заставляют реветь локомотивы, а между тем – птицы воркуют в прохладе нового дня. Лишь позже – когда газетные крикуны, автомобили, разбросавшие свертки у парадных дверей адресатов, почтальоны, сортирующие телеграммы подготовят им почву – проснутся убийцы и хозяева; протрут глаза, подумают: "Где же мы остановились?" – и снова начнут свое гнусное хищническое дело. Возгласы в вышних! Ласточки – во всю прыть! Освистайте случайность вероломную! Ласточки, давайте же! Ошикайте! Мирясь с неизбежностью. Прибавьте шагу! Усильте крики! Мчитесь, грабьте насекомых небес! Травите ничтожные жизни, Страшите их криками! Травите слова ничтожные, Глотайте строчные буквы, Небесную очищайте лазурь! Взывайте, ласточки! Рассеиваясь в небесах, Уходя, наконец, с этой страницы, Бегите, одна за другой, пронзительно крича! Вот каков в стиле ласточек смысл – на мой взгляд – их неисправимых налетов. /Франсис Понж/ Ирина Петал 04.05.2020 13:58 Заявить о нарушении
Тебе, ласточке
Автор: Николай Рустанович ........«Мы выбираем не случайно друг друга... .........Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании. Фрейд. __________________________ Я понял. Ты – из ласточек. Ласточки не могут взлетать с земли, с плоской поверхности. Селятся на обрывах, вьют гнезда под самыми крышами. Сидят на проводах, - чтобы сначала «камнем упасть» вниз и затем в падении уже расправить крылья. А летаешь – быстро. Не уследить. Мелькаешь! © Николай Рустанович Ирина Петал 04.05.2020 14:04 Заявить о нарушении
Паук
ВСТУПЛЕНИЕ. КУРАНТА. ЗАЧИН (ТЕМА САРАБАНДЫ). КУРАНТА В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ (РАЗВИТИЕ). САРАБАНДА, СПЛЕТЕННАЯ СЕТЬ (ЖИГА ЛЕТАЮЩИХ ВОКРУГ НАСЕКОМЫХ). ФУТА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Несомненно, я знаю (однажды распутав сам? или некогда получив в общих чертах научное разъяснение?), что паук выделяет слюну, выделывает нить для паутины — и его лапки так раскинуты, разведены, а движения так осторожны — лишь для того, чтобы затем по этой сети ползти, проходить от края до края свое изделие из слюны, не разрывая, не путаясь в нем, — тогда, как другие невежи-букашки попадаются, стоит лишь шевельнуться или в отчаянии дернуться, пытаясь сбежать… Но, сначала, как он действует? Делает дерзкий рывок? Или перебирается, не упуская нить своего размышления, дабы затем не раз возвращаться другим путем к отправной точке, причем нет ни одной линии-строчки, которую его тело не прочертило, не протянуло — не произвело с полной самоотдачей — одновременно прядением и тканьем? Отсюда — данное им самим определение для едва задуманной паутины: ЛИШЬ СЛОВЕСА СЛЮНА НА ВЕТЕР НО ПОДЛИННО ТКАННЫЕ — СРЕДИ КОТОРЫХ ТЕРПЕЛИВО ОБИТАЮ — БЕЗ ВСЯКОГО ОСНОВАНИЯ ЕСЛИ ТОЛЬКО НЕ АППЕТИТА РАДИ ЖЕЛАНИЯ ЗАХВАТИТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ. А еще по его поводу — для его образа — мне следует сплетать выражения, исходящие исключительно от меня, достаточно смелые, и в то же время весьма устойчивые — и поступать так легко, чтобы тело мое, не разрывая фраз, на них опиралось, чтобы воображать, задумывать новые выражения, бросать их по сторонам и даже вспять, отчего изделие сплеталось бы столь совершенным, что утроба моя могла бы в нем успокоиться, притаиться, а я призывал бы к ней своих жертв, — вас, читателей, привлекал бы, ваше внимание, — дабы затем пожирать вас в безмолвии (это и называется славой)… Да. Вот так из угла выступаю широким шагом и бросаюсь на вас, читателей; ваше вниманье захвачено, как в ловушке, моим изделием из слюны; это один из самых отрадных моментов игры: я кусаю вас и усыпляю! НЕБЕСНЫЕ СКАРАМУШИ[29] ТОЛКАЮТ КО МНЕ ВАС, ПЛЯШУЩИХ РЬЯНО ДО ПОМРАЧЕНИЯ… Мухи и мушки, пчелы, подёнки, осы, шершни, шмели, клещи, моль, комары, призраки, сильфы и бесы, монстры, чудища, черти, гномы, жулики, людоеды, весельчаки, тени и маны, стаи, клики и тучи, орды, группы и виды, рои, кортежи и толпы, коллежи и сорбонны, учителя и шуты, ученые и шалопуты, остряки, забияки, задиры, проказники, скупердяи, шутники, целестины, серафимы, наемники, рейтары, сбиры и лучники, сержанты, тираны и стражи, острия, дротики, пики, копья, шпаги и сабли, горны, рожки, трубы, флейты и дудки, арфы, фаготы, колокола, органы, лиры, виелы, барды, певчие, теноры, стретты, систры, шумы, гимны, песни, припевы, мотивы, мечтанья, россказни, рулады, белиберда, чепуха, детали, обрывки, пыльца, зачатки, зернышки, сперма, выделения, крохи, крупицы, пузыри, пепел и прах, деяния, вещи и смыслы, сказания, числа и знаки, леммы, номы, идеи, поговорки, центоны и догмы, пословицы, фразы, слова, темы, тезисы, глоссы, РУЛАДЫ, БЕЛИБЕРДА, СХЕМ СМЯТЕНИЕ! И ПУСТЬ СЕКРЕТ СПОРНЫЙ БРЮШИНЫ (ИЗ КОЖИ КОШЕЛКИ), И ПУСТЬ Я ВСЕГО ЛИШЬ СБИВЧИВЫЙ ПИСАРЬ, — ПОКА ЕЩЕ МОЖНО РАСПУТАТЬ ТО, ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ: СДАЕТСЯ, Я — ВАША ПАРКА, ДАЖЕ СКАЖУ, СУДЬБА, И ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО УТРОБУ Я МУСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ КАК (СЕКРЕТОРНЫЙ БРЮШИННЫЙ КОЖУХ ИЗ ШЕЛКА) НЕСЧАСТЛИВАЯ ВАША ЗВЕЗДА НА ПОТОЛКЕ, ЗА ВАМИ СЛЕДЯ, ДАБЫ В ЕЕ ЛУЧАХ ВЫ ПОЗНАЛИ СВОЙ МРАК. Много позднее, когда свою сеть я покину, роса и пыль ее накрахмалят — заставят сверкать, — сделают на иной манер привлекательной… До того момента, когда она, наконец, грозно или гротескно осядет на голову любопытного любителя кустов или чердачных углов, и тот примется ее поносить, но останется околпаченным ею. И это будет конец… Ах, фи! От этого гнусного торжества (цена ему — разрушенье моих трудов) — в памяти не останется ни гордости, ни печали, ибо власть (цель алчного тела) во мне все равно не убудет! И задолго до этого — дабы ее испытать где-то еще — я убегу… * [29] Кроме фонетической игры mouche — муха (жертва паука), Scaramouche — Скарамуш (персонаж из комедии дель арте), вероятна отсылка к пьесе «Сицилиец, или Любовь-живописец» Ж.-Б. Мольера: «Так темно, что хоть глаз выколи! Небо сегодня нарядилось в черное, как скоморох, и ни одна звезда не кажет носа» (перевод З. Венгеровой). Ирина Петал 04.05.2020 14:17 Заявить о нарушении
Франсис Понж.
Это я себе на заметку набросала. Спасибо, Игорь! Ирина Петал 04.05.2020 14:18 Заявить о нарушении
Почему-то подумал: это Вы о ласточках написали! Читал это замечательное произведение и радовался за Вас!
Время Ваше приходит. Творческая половина, живущая в Вас, активизируется. Мохнатые и полосатые гусеницы лени с глазами, как кнопки на п/у, и пауки страха убегают в ночь, понимая свою обречённость. Понж в чёрной вельветовой куртке и средневековых чулках выйдет Вас встретить. Что-то перевернётся в ближайшее время, вспыхнет ярко и взлетит, и Вы станете дважды рождённой. Игорь Муханов 04.05.2020 17:06 Заявить о нарушении
Даже не знаю, радоваться Вашему пророчеству или огорчаться. Но, как говорится, от сумы и тюрьмы не зарекайся. Похоже, от творчества тоже. :))
Ирина Петал 04.05.2020 22:59 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |