Рецензия на «Возвращение» (Ольга Смирнова-Кузнецова)
К.ф.н. преподаватель Вологодского государственного университета Елена Титова об этом стихотворении Возвращение Похоронив страну, отца и мать, среди глухих сугробов сделав тропку, к печи вернулся – помнишь, колупал младенцем анемичную известку? Окно закрыл дырявым кумачом, дрова принес с застылой берестою. И вьётся дым. Морозы нипочём той ниточке меж небом и землёю. Ольга Кузнецова читателям знакома как прозаик: ее рассказы появлялись в региональной периодике и альманахах, с книгой «Солнечная белка» она вошла в число претендентов на Российскую литературную премию «Национальный бестселлер» (2015), известная сегодня и далеко за пределами Вологодской области серия «Том писателей» открылась в том же году изданием «Пастораль», вобравшим двенадцать произведений Ольги Кузнецовой, два из которых(«Онуфрий», «Вертолетино дерево» ) привлекли внимание и других составителей и редакторов, а «Дом на плоту» вызвал довольно жаркое обсуждение в библиотеке им. В.Ф. Тендрякова. Поэтическое же творчество по публикациям – в тени, отдельные стихотворения «спрятались» на сайте Проза.ру, и , чтобы отыскать их быстро, надо знать либо отдельные строчки, либо еще одну, самую распространенную в России, фамилию автора. При этом новых стихотворений, то есть написанных в последние пять лет, немало, и в чтении самой Ольги Кузнецовой некоторые из них не раз звучали на литературных фестивалях, встречах, в передачах вологодского радио и телевидения. Думается, что собранные в отдельную книгу, они помогут открыть читателям поэта, не только умеющего подчинить мелодику внешне зримым образам, но и органично сочетающего размытые акварельные оттенки с резкими и четкими контурами, ассоциативный психологический рисунок – с отчетливой композицией. А представленное выше и доступное по интернет-публикации стихотворение «Возвращение», несмотря на лаконизм формы, более, чем другие, на мой взгляд позволяет ощутить тесную связь художественной прозы Ольги Кузнецовой с мотивами ее лирики, доказывая широкие возможности взаимообогащения двух направлений творчества этого автора. Жесткость и даже публицистическая заостренность первой строки, в которой сказано об утрате не только родителей, но и страны, поддержана наглядным действием и в начале второго четверостишья: «дырявым кумачом», напоминающем о гордом символе советского прошлого, герой стихотворения закрывает окно избы для сохранения рождающегося в ней тепла и одновременно так отсекает весь тот мир, из которого он вернулся домой. Важен и предваряющий этот жест мотив младенческой памяти – первое, что осознал и воспринял: тепло печи и известка, которую «колупал» из-за нехватки витаминов («анемичная» – многозначный эпитет!). Вот почему большой мир, мир той страны, что возникла после похорон прежней, предстает как враждебный и губительный для человека, а оставленное когда- то деревенское жилье, напротив, как спасительное, как восстанавливающее такие естественные и такие простые основы русского быта и бытия: дрова, огонь в печи, тепло родного дома и воспоминаний о тех, кого нет, о том, что никогда не вернуть в действительность, но что невозможно уже утратить духовно. «Дым отечества» в этом лирическом стихотворении Ольги Кузнецовой – тот самый, может быть, единственный в округе дым из трубы, который соединяет земное и небесное начала жизни, возвращая судьбу к ее истоку и сопротивляясь холоду смерти. Для "Комсомольская правда"-Вологда, рубрика Выбор филолога", июнь 2020г. Ольга Смирнова-Кузнецова 25.06.2020 09:49 Заявить о нарушении
Да, что тут скажешь — после к.ф.н.? Если только спросить... А не поздно ли он вернулся? Всех нас ностальгически тянет на старости на малую родину. В рецензии отмечено пафосно и про кумач дырявый, и про потери жестокие. Интересно, автор вкладывал такой глубинный смысл в свои строки? Господи, какой слог в рецензии — «сопротивление холоду смерти». Бррр, самой холодно стало — от этих слов. Лучше бы я не читала рецензию. Но она приведена автором. А стихотворение меня тронуло —душевностью.
Лысенко Светлана 11.08.2021 14:42 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |