Рецензия на «Хрюкин Т. Т» (Олег Шушаков)

За потопление японского авианесущего корабля Тимофей Тимофеевич Хрюкин получил звание Героя Советского Союза. Вместе с Хрюкиным звания Героя был удостоен флаг-штурман группы бомбардировщиков капитан И. Селиванов, который летал с Тимофеем Тимофеевичем в одном экипаже.
Хрюкин и Селиванов одновременно увидели в глухой бухте, затянутой маскировочными сетями, авианосец «Ямато-мару». Ветер дул с берега, и пелена тумана, закрывавшая судно, медленно отступала в море. Не теряя ни секунды, СБ пошёл в атаку. Иван дал поправку. Тимофей довернул машину и ощутил, как бомбы полетели вниз. На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени. Вторая бомба легла у борта, разорвалась в воде, ниже ватерлинии, и одновременно, как по команде, заградительный огонь прекратился. Одинокая последняя струя трассирующих пуль медленно поднялась в воздух, и все оборвалось. Авианосец начал крениться на левый борт.
Самолет сбросил последние бомбы и лег на курс. Гибнущий авианосец лежал на боку и походил на громадную черепаху, выползающую из воды. Летчики не видели его последних мгновений…
В разведку с аэродрома послали два истребителя. Летчики вернулись и доложили - авиаматка перевернулась вверх днищем и затонула.
«Ямато-мару» представлял собой переоборудованный во вспомогательный авианосец грузовой пароход водоизмещением 9656 тонн, построенный в Италии в 1915 году под названием «Джузеппе Верди». В 1920 году он был куплен Японией. Пароходу срезали трубы, вынеся дымоход к правому борту, и надстроили над его корпусом деревянную палубу, служившую взлётно-посадочной полосой.
Корпус авианосца был усилен, а для повышения остойчивости на нем установили булевые наделки. В качестве зенитного вооружения на «Ямато-мару» были установлены шесть спаренных 13,2-мм пулемётов Гочкисса.
31 мая 1923 года вспомогательный авианосец «Ямато-мару» вступил в состав... японских сухопутных сил. Его самолёты должны были поддерживать войска императорской армии на театрах военных действий, слабо оборудованных аэродромами. Именно из-за принадлежности корабля армии а не флоту, его не находят в списках японских боевых кораблей, и на этом основании всю историю считают вымыслом.

Алексей Николаевич Крылов   16.09.2020 10:24     Заявить о нарушении
Цитата:"Весной 1938 г. возглавлял группу из двенадцати СБ, которым удалось тяжело повредить бомбовым ударом японский легкий авианосец."
Так что о потопление речи не было.
А вики, со ссылкой на источники (см. ниже) дает следующую информацию по упомянутому вами судну:
«Ямато-мару» — океанский пассажирский лайнер, построенный в 1915 году в Италии под именем «Джузеппе Верди» (итал. Giuseppe Verdi). В 1928 году судно было продано японской компании и переименовано в «Ямато-мару». Во время Японо-китайской и Второй мировой войн судно использовалось в качестве войскового транспорта, находилось в оперативном подчинении Императорской армии Японии. Потоплено 13 сентября 1943 года в Восточно-Китайском море американской подводной лодкой USS Snook (SS-279).
«Джузеппе Верди» был построен на верфи Esercizio Bacini в 1915 году по заказу компании Transatlantica Italiana. Спущен на воду 2 августа, постройка завершена в ноябре того же года. Количество мест составило 100 для пассажиров первого класса, 260 — для второго класса и 1825 — для третьего класса. В первый рейс лайнер вышел 4 ноября 1915 года из Генуи в Нью-Йорк с заходом в Неаполь. В течение последующих тринадцати лет «Джузеппе Верди» эксплуатировался на рейсах между Италией и США. В 1928 году лайнер был продан японской компании Kinkai Yusen K. K. и переименован в «Ямато-мару».
В 1937 году, с началом Японо-китайской войны лайнер переходит в оперативное подчинение армии и используется в качестве войскового транспорта. В сентябре 1937 года «Ямато-мару» перевозил части 20-го пехотного полка 16-й дивизии из Осаки в Вусонг под Шанхаем. В октябре перевёз части 150-го полка 114-й дивизии из Осаки в Китай с заходом на острова Гото для формирования конвоя, войска высажены в заливе Ханчжоувань. В сентябре 1938 года компания «Ниппон юсэн» приобрела «Кинкай юсэн» вместе со всеми активами, в том числе «Ямато-мару». В 1940 году на судне убрали одну из двух труб.
В 1943 году «Ямато-мару» снова реквизирован для нужд Императорской армии. В августе того же года «Ямато-мару» был включён в состав конвоя, шедшего из Палау в Хиросиму. 25 августа конвой дважды безуспешно (предположительно из-за отказа торпед) был атакован подводной лодкой USS Tunny (SS-282). 11 сентября «Ямато-мару» вышел с японского острова Муцуредзима в Цзилун в составе конвоя из семи судов в сопровождении эсминца «Сиокадзэ». На борту находилось 916 человек, 3340 тонн груза и 3000 килограмм почты. 13 сентября, перед рассветом, конвой был обнаружен американской подводной лодкой USS Snook (SS-279) под командованием Чарльза Трибеля. «Ямато-мару» был торпедирован и затонул в точке 30°18′ с. ш. 123°35′ в. д., погибло четыре члена экипажа и 29 пассажиров. Эсминец атаковал подлодку глубинными бомбами и ошибочно сообщил о её потоплении.
См. подробнее:
Bob Hackett. YAMATO MARU: Tabular Record of Movement. Combined fleet (2014) http://www.combinedfleet.com/YamatoM_t.htm
United States. Office of the Chief of Naval Operations. Japanese Merchant Ship Recognition Manual: O.N.I. 208-J. — Navy Department, 1942. — 281 с. http://maritime.org/doc/id/oni208j-japan-merchant-ships/pg055.htm

Олег Шушаков   16.09.2020 13:19   Заявить о нарушении
С чужих голосов правды не сыщешь. Поменьше вики. Побольше документов. ГДЕ ДОКУМЕНТЫ ЛЛОЙДА? ГДЕ ФОТОГРАФИИ ОЗНАЧЕННОГО ПАРОХОДА ДАТИРОВАННЫЕ после 1938 года? Вероятно, пароход был поднят. Потом мог иметь и указанную Вами судьбу.

Алексей Николаевич Крылов   17.09.2020 16:31   Заявить о нарушении
По поводу описания самой атаки. Приведённая Вами цитата не имеет атрибутов. Откуда Вы её выдернули я понять не могу. Озаботтесь, плиз, привести боевое донесение Т.Т. Хрюкина, результаты разведки после удара. Ныне, когда дегероизация Красной и Русской армии является ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОКТРИНОЙ США, Ваша статья имеет достаточную для отрицательного отзыва окраску.

Алексей Николаевич Крылов   17.09.2020 17:00   Заявить о нарушении
Будьте так любезны, ознакомьтесь с описанием атаки авианосца самого Т.Т.Хрюкина в газете «Комсомольская правда» от 6 июля 1939 г. (№ 153\4336). На третьей полосе весьма подробно. Успехов.

Алексей Николаевич Крылов   17.09.2020 17:30   Заявить о нарушении
Насчет документов Ллойда. Это не ко мне, это к Ллойду.
По поводу сутьбы парохода. Да, текст из википедии. Но таки не из пальца. См. указанные в комментарии ссылки, а именно:
Bob Hackett. YAMATO MARU: Tabular Record of Movement. Combined fleet (2014) http://www.combinedfleet.com/YamatoM_t.htm
United States. Office of the Chief of Naval Operations. Japanese Merchant Ship Recognition Manual: O.N.I. 208-J. — Navy Department, 1942. — 281 с. http://maritime.org/doc/id/oni208j-japan-merchant-ships/pg055.htm
Что же ксается цитаты, то она из обсуждаемой статьи. А информация о самой атаке взята отсюда: Анфиногенов А.З. Мгновение — вечность. — М.: Московский рабочий, 1994.
И вот как об этом эпизоде рассказывает Артём Захарьевич Афиногенов: «Пошли бомбить переправу через Янцзы, а облачность - до земли, видимость над целью - ноль. Штурман Сухов Иван Степанович говорит: «Командир, вверх по Янцзы погода лучше, пойдем туда...» Чтобы, значит, бомбы домой не привозить...
Японцев врасплох не поймаешь. И не думай! У них все стены с ушами. Хрюкин, хочу сказать, молчать умеет и других приучал... железной рукой. Железной. Надо что обсудить, огласить командирское решение - уходим в поле. «Азия! Восток!» А в столовой или в общежитии разговоры на одни житейские темы... О боевой работе - ни гу-гу. Хрюкин пресекал, вплоть до откомандирования на родину...
Ведь сколько за этой авиаматкой гонялись... Разведка доносит: «Барыня», — это шифр ей дали такой, или прозвище, - «Барыня» стала на якорь в устье...» Наши по газам, мчат в устье, а «Барыни» и след простыл. Один экипаж застукал ее на ходу, а система сбрасывания не сработала... как заговоренная. Водит за нос и не дается, верно, что «Барыня»... А Иван Степанович ее учуял. Замаскирована, конфигурация изменена, наподобие какой-то дамбы с мостками, крейсера ее прикрывают. Сухов вначале-то за крейсер зацепился, его увидел, потом авианосец... «Командир, шесть градусов левее!.. Бьем по «Барыне» с ходу!» «Где?.. Куда?.. Не вижу!.. - это Хрюкин. - Не примерещилось, Иван?»
Про Сухова так говорили: штурман божьей милостью, истинный представитель культурных людей в авиации, но пользуется своими приемами. Прицелу будто не доверяет, бомбит по наитию, через носок унта. Иван Степанович на это обижался: я, говорит, не шаман, я укладываю бомбы на заказ и по науке!..
Крейсера ощерились, шпарят из всех стволов, Иван Степанович клещом в находку впился. «Три градуса, - дышит, - так держать!..» Хрюкин - «Теперь вижу! Есть держать!..»
Наша бомба влетела в дымовую трубу авиаматки. Разведка сразу просигналила, потом японские газеты писали: бомба разорвалась в дымовой трубе... В Ханькоу, когда наградные оформляли, Хрюкин заявил: «Во главу списка поставить Сухова. Принципиально. Поскольку штурман экипажа активным поиском и уверенным маневром обеспечил ликвидацию важного военно-морского объекта».
Японские авианосцы принимали активное участие в войне в Китае. В разное время в китайских водах находились 2 легких («Хосё» и «Рюдзё») и 2 тяжелых авианосца («Акаги» и «Кага»). По японским данным ни один авианосец за время боев в Китае потоплен не был.
Скорее всего, группе Хрюкина удалось повредить легкий авианосец «Хосё», который после возвращения в Японию был поставлен на капитальный ремонт и ремонтировался до октября 1940 г., или «Рюдзё», в конце 1939 г. выведенный в резерв и вновь вошедший в состав флота лишь в июне 1941 г. (см. подробнее: Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под общ. редакцией А.Е. Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002).
На счет боевых донесений Хрюкина. Увы, доступа к архивам не имею. По причине удаленности места жительства.
А за наводку на статью в «Комсомолке» спасибо. Биография Хрюкина была написана мной 20 лет назад. И, конечно, нуждается в правке. Но на основе документов. Как вы совершенно верно отметили.
Что же касается упомянутой статьи в «Комсомолке», то, на мой взгляд, это просто очередной эпизод в информационной войне. Бомбардировка имела место. И попадание, скорее всего, тоже было. Иначе экипаж не наградили бы. Но. Рассказ майора Ху Кин-Тоу явно приукрашен журналистом. Чтобы не сказать больше. С высоты 3 тысяч с горизонтального полета угодить в авианосец сразу тремя бомбами – это просто фантастическая удача! А как бесподобно описана отвалившаяся корма и прочая груда металлического лома! Афиногенов в этом смысле гораздо скромнее. И упоминает только об одном попадании. Наверное, потому что сам – бывший лётчик-штурмовик. Не раз ходивший на боевые задания. Сбитый и горевший.
А впрочем, как сказал генералиссимус Суворов: «Чего их, басурман, жалеть, пиши больше!».

Олег Шушаков   18.09.2020 13:02   Заявить о нарушении
Хрюкин заявил: «Во главу списка поставить Сухова. Принципиально. Поскольку штурман экипажа активным поиском и уверенным маневром обеспечил ликвидацию важного военно-морского объекта». ЛИКВИДАЦИЯ = УНИЧТОЖЕНИЕ. Это из приведённого ВАМИ источника и это там принадлежит перу Т.Т. Хрюкина. Какое там у Вас "повреждение"? В комсомолку материал попал от самого Т.Т. Хрюкина. Поймите, НЕЛЬЗЯ ЗАМАЛЧИВАТЬ НАШИ ПОБЕДЫ. В противном случае Вы для меня ничем не отличимы от власова.

Алексей Николаевич Крылов   18.09.2020 13:46   Заявить о нарушении
Что касается «ликвидации», то, как уже упоминалось, попадание было всего одно. В трубу. А не в пороховой погреб.
Одной «сотки» недостаточно для потопления такого крупного корабля, как авианосец.
А насчёт побед я с вами согласен. Победы замалчивать нельзя.
Однако.
Враньё принижает любую победу. Потому что ставит её под сомнение.
Не стоит лить воду на мельницу фальсификаторов. В противном случае вы мало чем от них отличаетесь.

Олег Шушаков   19.09.2020 12:36   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег! Критерии оценки повреждений, применяемые Вами весьма далеки от грамотных. Домыслы и плетения в хвосте майнстрима не есть достойное для русского человека дела.

Алексей Николаевич Крылов   20.09.2020 19:50   Заявить о нарушении
Насчет «грамотных». Вы бы уточнили, о чем речь. Для начала. А потом. Хоть как-нибудь аргументировали свои утверждения.
Что касается домыслов и прочего «мейнстрима». Не по адресу. Все опубликованные здесь биографии составлены на основе мемуаров героев или их сослуживцев, а также официальных документов. Ссылки на источники приведены в конце каждого очерка.
По поводу «русского достойного» и так далее, и тому подобного. А стоит ли так заноситься? То бишь. Не много ли на себя берете? В смысле. Мир – зеркало. Не зря в народе говорится. Таскал волк - потащили и волка.
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2).

Олег Шушаков   21.09.2020 16:00   Заявить о нарушении
Знаете, уважаемый, я считал Вас серьёзным человеком. Однако... Итак, попадание в дымовую трубу котла неизбежно вызывает взрыв последнего. Сиё сопровождается выходом высокотемпературного пара и ударной волной. Обшивка парохода 10 мм от воздействия вышеизложенных факторов взрыва лопается, в том числе переборки. Борьба за живучесть осложняется многократно, что способствует быстрому затоплению судна.
Бомбовая нагрузка СБ - 1600 кг. Это 16 соток. Можно было брать и полутонные. ГДЕ ДАННЫЕ О ПОПАДАНИИ ТОЛЬКО ОДНОЙ СОТКИ? Тактика бомбометания не подразумевала в то время сброс только одной бомбы. Я лично уверен, что атака была минимум 10-ю бомбами. В газете очерк писался со слов Хрюкина. Я далёк от мысли, что этот человек говорил неправду.
Вы, высунув длинный шершавый язык, взялись вылизывать задницу противнику. С презрением к автору пасквиля на Т.Т. Хрюкина.

Алексей Николаевич Крылов   21.09.2020 16:53   Заявить о нарушении
Насчет «серьезных». Давайте уже без лести. Я не тщеславен.
По поводу взрыва. Если бомба долетит до самого котла, то его взрыв, возможен. Однако…
Во-первых. О «неизбежном».
Вы писали (см. выше): «На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени».
Если бы взорвался котел, не только дымило бы, но и парило.
Во-вторых. Опять таки о взрыве. Но не котла.
Цитата: «Наша бомба влетела в дымовую трубу авиаматки. Разведка сразу просигналила, потом японские газеты писали: бомба разорвалась в дымовой трубе» (см. Анфиногенов А.З. Мгновение — вечность. — М.: Московский рабочий, 1994.)
В трубе взорвалась. Не в котле.
В-третьих. О «затоплении».
Взрыв котла далеко не всегда приводит к затоплению корабля. Ни к быстрому, ни к какому. И примеров этому полно.
В-четвёртых. Про «пароход».
Какой объект поразил Хрюкин точно не установлено. Вашу гипотезу насчет «Ямато-мару» источники не подтверждают. Так что это вполне себе могло быть не судно, а корабль. В смысле. Легкий авианосец «Хосё», который после возвращения в Японию был поставлен на капитальный ремонт и ремонтировался до октября 1940 г., или «Рюдзё», в конце 1939 г. выведенный в резерв и вновь вошедший в состав флота лишь в июне 1941 г. (см. подробнее: Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под общ. редакцией А.Е. Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002).
В-пятых. О бомбовой нагрузке.
В Китай в конце 1937 – начале 1938 года поставлялись бомбардировщики СБ 2М-100. Бомбовая нагрузка - 600 кг. То бишь. Шесть «соток».
В-шестых. О тактике.
Вы можете быть уверены во всём, в чём вам заблагорассудится. Даже в атаке минимум. 10-ю бомбами. Дело хозяйкино. Однако…
И в-седьмых. О сбросе «только одной» бомбы.
Никто и не утверждал, что была сброшена только одна бомба. Просто привел цитату о попадании только одной бомбы. Если вы, конечно, улавливаете разницу.
Ясен хрен. Одной бомбой никто цель не атакует. К вашему сведению. Поскольку. Бомбометание. Производится. Как минимум. Двумя бомбами. Одновременно. Конструктивные особенности такие. У бомбосбрасывателей.
Матчасть изучайте. Тщательнее.

Что же касается «шершавых». Остерегитесь, сударь. Не стоит здесь горло драть. И не таких хамов осаживали.
А, впрочем, этот визг свидетельствует лишь о беспомощности.

Олег Шушаков   21.09.2020 18:46   Заявить о нарушении
Абсолютно бездоказательная эмоциональная болтовня.
Да, в подольском архиве материалы китайско-японской войны имеют гриф до сих пор.
Однако, есть вполне открытые и указанные Вам источники. Вы их игнорируете, ссылаясь непонятно на что, полухудожественные измышления какого-то Тараса...
Позиция автора, не знающего основы тактики применения бомбардировщиков в указанной китайско-японской войне, абсолютно незнакомого с устройством боевого корабля, непонимающего отличие гражданского парохода от специально спроектированного судна весьма показательна и смешна.
Приведите доказательно свою позицию, опираясь на источники с подробными ссылками.
Осаживать пока приходится таких ламмеров, как Вы, апологет вероятного противника, вероятно не безплатный.

Алексей Николаевич Крылов   29.09.2020 18:38   Заявить о нарушении
Из мемуаров Полынина (Полынин Ф.П. Боевые маршруты. — М.: Воениздат, 1972.):

По сигналу ракеты 28 тяжело груженных бомбардировщиков один за другим поднялись в воздух. Мы сбросили на Формозу 280 бомб, и большинство из них точно угодили в цель.
На аэродроме меня спросили:
— Сколько килограммов может поднять бомбардировщик?
— Одну тонну.»

Надеюсь, считать ещё не разучились? Сколько соток каждый из СБ привёз на Формозу?
Теперь удары по кораблям:

«В реку Янцзы из Восточно-Китайского моря вошла эскадра, насчитывающая 30 военных кораблей. Они обстреливали позиции китайских войск с тыла, высаживали десанты.
Когда в Китай прибыл первый отряд советских скоростных бомбардировщиков, нас попросили задержать продвижение японских кораблей вверх по Янцзы. Хотя опыта бомбометания по таким целям у нас не было, мы сразу же приступили к разработке операции.
Наши воздушные разведчики установили, что в заливе Ханьчжоу сосредоточено около 20 вражеских кораблей, а выше его, на реке Янцзы, находятся еще 10. Суда стояли скученно. О нападении с воздуха японцы, видимо, даже не помышляли.
Для удара по японскому флоту наше командование выделило две группы бомбардировщиков. Одну шестерку водил Ф. И. Добыш. Внезапным налетом были выведены из строя восемь вражеских кораблей, два из которых затонули.
В ответ на это японцы в тот же день подвергли бомбежке наш аэродром в Наньчане. Нам пришлось перелететь на другой аэродром, расположенный в шестистах километрах от фронта.
Очень эффективным был налет звена наших бомбардировщиков на японский военный корабль, стоявший в 15 километрах от г. Уху. Маскируясь облаками, самолеты появились над целью внезапно и сбросили бомбы с высоты 900 метров. Вскоре от командующего Центральным фронтом к нам поступила телеграмма: «От лица всех войск фронта приношу благодарность авиации за бомбардировку японского военного корабля, причинившего нам много бед. Через 20 минут после бомбардировки он затонул. Затонул также и стоявший невдалеке от него японский военный катер. Желаю вам новых успехов».
Летать приходилось много, самолеты изнашивались. В июне 1938 года нам предложили перебазироваться в Ланьчжоу, чтобы заменить моторы. А там меня ожидало новое распоряжение: самолеты передать Т. Т. Хрюкину, прибывшему с новой группой летчиков-добровольцев, а самому возвращаться на Родину.»

Алексей Николаевич Крылов   29.09.2020 19:07   Заявить о нарушении
При бомбометании с высоты 3000 м и прямом попадании «сотка» с донной установкой взрывателя замедленного действия пробивала верхние этажи и взрывалась на нижнем, почти полностью разрушая каменный многоэтажный дом.
Технические характеристики:

ФАБ-100М черт. 3-0766
Общая длина (ок. снар.) - 1045...1052 мм;
Диаметр корпуса - 280 мм;
Размах оперения - 310 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 295 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 103,72 кг;
- взрывчатого вещества - 32,04 кг;
Используемые взрыватели (1 штука) - АПУВ, АПУВ-1, АПУВ-М

ФАБ-100М черт. 3-01079
Общая длина (ок. снар.) - 1045...1058 мм;
Диаметр корпуса - 280 мм;
Размах оперения - 310 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 300 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 103,30 кг;
- взрывчатого вещества - 32,02 кг;
Используемые взрыватели (1 штука) - АПУВ, АПУВ-1, АПУВ-М

ФАБ-100М черт. 3-01178
Общая длина (ок. снар.) - 1031...1053 мм;
Диаметр корпуса - 280 мм;
Размах оперения - 308 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 368...372 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 103,56 кг;
- взрывчатого вещества - 49,93 кг;
Используемые взрыватели (2 штуки) - АПУВ, АПУВ-1, АПУВ-М

ФАБ-100М черт. 3-01178
Общая длина (ок. снар.) - 1034...1058 мм;
Диаметр корпуса - 280 мм;
Размах оперения - 308 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 368...372 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 93,58 кг;
- взрывчатого вещества (жидкого) - 39,73 кг;
Используемые взрыватели (2 штуки) - АПУВ, АПУВ-1, АПУВ-М

ФАБ-100М черт. 3-01270
Общая длина (ок. снар.) - 1036...1060 мм;
Диаметр корпуса - 280 мм;
Размах оперения - 308 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 348...352 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 101,98 кг;
- взрывчатого вещества - 49,93 кг;
Используемые взрыватели (1 штука) - АПУВ, АПУВ-1, АПУВ-М

ФАБ-100М черт. 3-01270
Общая длина (ок. снар.) - 1036...1060 мм;
Диаметр корпуса - 280 мм;
Размах оперения - 308 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 348...352 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 92,18 кг;
- взрывчатого вещества (жидкого) - 39,91 кг;
Используемые взрыватели (1 штука) - АПУВ, АПУВ-1, АПУВ-М

ФАБ-100М черт. 3-01630
Общая длина (ок. снар.) - 1028...1052 мм;
Диаметр корпуса - 280 мм;
Размах оперения - 308 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 348...350 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 92,15 кг;
- взрывчатого вещества - 39,91 кг;
Используемые взрыватели (1 штука) - АПУВ, АПУВ-1, АПУВ-М

Источник: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.

Алексей Николаевич Крылов   29.09.2020 19:48   Заявить о нарушении
ОБЪЯСНИТЕ ПОДРОБНО, ПОЧЕМУ ВЫ ИГНОРИРУЕТЕ ПРИВЕДЁННЫЙ ИСТОЧНИК:
"Ведь сколько за этой авиаматкой гонялись... Разведка доносит: «Барыня», — это шифр ей дали такой, или прозвище, - «Барыня» стала на якорь в устье...» Наши по газам, мчат в устье, а «Барыни» и след простыл. Один экипаж застукал ее на ходу, а система сбрасывания не сработала... как заговоренная. Водит за нос и не дается, верно, что «Барыня»... А Иван Степанович ее учуял. Замаскирована, конфигурация изменена, наподобие какой-то дамбы с мостками, крейсера ее прикрывают. Сухов вначале-то за крейсер зацепился, его увидел, потом авианосец... «Командир, шесть градусов левее!.. Бьем по «Барыне» с ходу!» «Где?.. Куда?.. Не вижу!.. - это Хрюкин. - Не примерещилось, Иван?»
Про Сухова так говорили: штурман божьей милостью, истинный представитель культурных людей в авиации, но пользуется своими приемами. Прицелу будто не доверяет, бомбит по наитию, через носок унта. Иван Степанович на это обижался: я, говорит, не шаман, я укладываю бомбы на заказ и по науке!..
Крейсера ощерились, шпарят из всех стволов, Иван Степанович клещом в находку впился. «Три градуса, - дышит, - так держать!..» Хрюкин - «Теперь вижу! Есть держать!..»
Наша бомба влетела в дымовую трубу авиаматки. Разведка сразу просигналила, потом японские газеты писали: бомба разорвалась в дымовой трубе... В Ханькоу, когда наградные оформляли, Хрюкин заявил: «Во главу списка поставить Сухова. Принципиально. Поскольку штурман экипажа активным поиском и уверенным маневром обеспечил ликвидацию важного военно-морского объекта».
Анфиногенов А.З. Мгновение — вечность. — М.: Московский рабочий, 1994.

Алексей Николаевич Крылов   29.09.2020 19:52   Заявить о нарушении
Взрыв ФАБ-100 в дымовой трубе неизбежно поразит осколками паровой котёл, брони там нет. Только по официальным данным американской статистики в США с 1816 по 1838 год ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ кораблей погибло от взрывов паровых котлов во время гонок. В одном только районе Нью-Йорка в 1825-1826 годах из-за взрывов паровых котлов погибло шесть пассажирских пароходов, при этом число жертв составило почти 500 человек.
Возьмём теперь взрыв котла на британском броненосце "Тандерер" в 1876 году во время ходовых испытаний. Один из котлов рванул так, что погибли по разным данным от 36 до 45 человек, в том числе командир броненосца, зачем-то оказавшийся в тот момент в котельном отделении.
В методическом пособии "ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЗРЫВОВ", в параграфе 4.2 взрыв парового котла считается по методике ГОСТ Р 12.3.047-98 Приложение Ж: "Метод расчета параметров волны давления при взрыве резервуара с перегретой жидкостью или сжиженным газом при воздействии на него очага пожара"
Разрыв резервуара в очаге пожара с образованием волн давления получил название BLEVE (Boiling Liquid Expanding Vapour Explosion - взрыв расширяющихся паров вскипающей жидкости).

Алексей Николаевич Крылов   29.09.2020 20:16   Заявить о нарушении
20 февраля 1935 года на авиазавод № 22 имени С.П.Горбунова были сданы чертежи СБ. Этот завод был выбран головным для серийного выпуска СБ и подготовка к выпуску первого серийного самолета началась еще весной 1935 года. Одновременно под руководством В.Я. Климова велись работы по запуску в серию и совершенствованию двигателя Испано-Сюиза ("Hispano-Suiza 12Ybrs"), который получил в СССР обозначение М-100. Его выпускали на авиамоторном заводе № 26 в Рыбинске.
После испанских боёв 1936 года стало ясно – бомбовая нагрузка недостаточна, а двигатели весьма посредственны. Конструкторы создали полностью свой отечественный двигатель М-103 и доработали сам самолёт.
В сентябре 1937 года завершились испытания новых вариантов СБ. На них установили более мощные наши моторы М-103, созданные на производственной базе сюизного испанца М-100А, получив номинальную мощность до 960 л.с.. Доводка и отладка проводилась на трех опытных экземплярах СБ бис (плотная масса до 6426 кг), СБ бис-2, СБ бис-3 (полетный вес до 6000 кг). Они различались в основном формой гондол двигателей, когда водорадиаторы системы охлаждения размещались лобовым или туннельным способами. Применялись держатели наружной подвески бомб. Кабину штурмана увеличили, оснастили ее спаренным управлением. Усовершенствовали шасси, закрылки, створки капотов двигателей и многое другое, подсказанное испанским опытом. 2 сентября 1937 года летчик М.Ю. Алексеев установил на СБ бис новый международный рекорд. Он поднял груз 1000 кг на высоту 12245,6 м.
Для серийного производства выбрали самолет СБ бис-2 с лобовым размещением водорадиаторов в гондолах двигателей. На машине увеличили запас прочности планера, дооборудовали кабину летчика бронеспинкой. Также установили наружные держатели для подвески авиабомб массой до 500 кг. Максимальная бомбовая нагрузка увеличилась до 1600 кг. С нормальной полетной массой, увеличившейся до 6175 кг, самолет развивал скорость - 419 км/ч. Скороподъемность не отличалась от присущей СБ с моторами М-100А.
Максимальную полетную массу с бомбовой нагрузкой в 1500 кг при максимальной заправке горючим довели до 7750 кг. Радиус действия составил 600 км.
В 1937-1938 годах на серийных заводах производилось до 13 таких СБ в сутки.

Алексей Николаевич Крылов   30.09.2020 10:24   Заявить о нарушении
Насчет ТТХ бомб. То, что вы начали изучать источники, а не только газеты, это уже хорошо. Однако. При чем тут верхние этажи и каменные дома?

Что касается бронированных котлов. Толщина котельного железа составляет от 6,4 до 25,4 мм (см. подробнее: Эвальд В. В. Строительные материалы. Их приготовление, свойства и испытание. Ленинград, 1930 г. Типография изд-ва «Лен. Правда»). Это, конечно, не броня. Хотя за неимением лучше довольно часто котельное железо использовалось вместо неё. Например, в британских броневиках Standard Beaverette Mk I времен Второй Мировой войны. Использовалось котельное железо и в строительстве БЕПО. Не от хорошей жизни, ясен хрен. Но сам факт говорит за себя.
По поводу взрывов паровых котлов. Как уже упоминалось ранее. Взрыв котла далеко не всегда приводит к затоплению корабля. Ни к быстрому, ни к какому. И примеров этому полно. В том числе, упомянутый вам, взрыв котла на британском броненосце «Тандерер» в 1876 году во время ходовых испытаний. Вырвавшийся из лопнувшего котла горячий пар и раскалённые газы из разрушенной топки заполнили котельные и машинные отделения броненосца. Потери экипажа оказались тяжёлыми: погибли, по одним данным, 36 моряков, по другим — 45 (вторая цифра была приведена, в частности, в авторитетной газете «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» за 2 сентября 1876 года), при этом 10 чел. погибли сразу, остальные скончались позже от ожогов. Однако. Авария котла не привела к затоплению корабля. А всего лишь вызвала задержку ввода броненосца в строй.

Также, обращаю ваше внимание на упоминание о «вырвавшемся из лопнувшего котла горячий пар и раскалённые газы из разрушенной топки». При взрыве котла это неизбежно. Однако. Как уже упоминалось ранее. О «неизбежном». Вы писали (см. выше): «На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени». Если бы взорвался котел, не только дымило бы, но и парило.

Насчет поставок СБ в Китай. «Осенью 1937 г. Советский Союз отправил в Китай 225 самолетов, в том числе 62 бомбардировщика СБ и 89 авиационных специалистов для обучения китайских летчиков. Советские летчики на СБ-2М-100А перелетели из Иркутска на аэродром Вухань (Wuhan) в провинции Хупей (Hupei) в несколько этапов через Dalan Dzagada и Ulan Bator. В ноябре 1937 г. первая группа советских летчиков-добровольцев прибыла в Китай на своих самолетах» (см. подробнее: Иванов С.В. СБ гордость советской авиации. Часть 2. «Война в воздухе» № 65, 2001).СБ-2М-100А, Карл!

И ещё пара цитат.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Пушкин: «Весной 1938 года меня в составе большой группы летчиков-бомбардировщиков вызвали в Москву… Командовать нашей группой назначили того же капитана Хрюкина… Добирались мы до нового места службы долго... Кое-как дотянули до Ланьчжоу... Единственным промышленным предприятием в округе была ремонтная мастерская, где мы восстанавливали оставшиеся от предыдущей советской группы поврежденные самолеты. Тут мы смогли оценить, насколько нелегко пришлось нашим предшественникам, - многие бомбардировщики СБ жестоко пострадали от вражеского огня и при вынужденных посадках, так что приходилось не только менять разбитые моторы и заново клепать помятые фюзеляжи, но буквально собирать из двух-трех подбитых самолетов один исправный. Причем у нас не было в достатке ни запчастей, ни материалов, ни хотя бы современных инструментов - все приходилось делать вручную. В середине мая 1938 года мы, наконец, вылетели на отремонтированных бомбардировщиках на фронт... (см. подробнее: Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура //Сост. А. Кошелев. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.). На отремонтированных, Карл!

В августе 1938 г. китайское правительство Чан-Кай-Ши обратилось с просьбой к СССР предоставить новую партию самолетов (см. подробнее: Иванов С.В. СБ гордость советской авиации. Часть 2. «Война в воздухе» № 65, 2001). В августе, Карл!

Так что. Весной и летом 1938 года советские лётчики летали в Китае на СБ-2М-100А. Бомбовая нагрузка – 600 кг. Повторяю по буквам. Для особо продвинутых. Шестьсот килограмм. Шесть-сот, Карл!

Матчасть изучайте тщательнее.

Олег Шушаков   05.10.2020 06:59   Заявить о нарушении
Понятно. Интернет-лётчик, как токующий глухарь видит и слишит только себя. Отечественные источники игнорирует, тащит только то, за что заплатят. Мерзкая картина.
Итак, сей грантоед утверждает, что летавший в китайско-японскую войну предшественник Хрюкина, передавший ему самолёты и написавший изданнцю в 1972 году книгу не знает бомбовую нагрузку самолёта, на котором он успешно отбомбился по Формозе. (Полынин Ф.П. Боевые маршруты. — М.: Воениздат, 1972.)
Для интернет-лётчика ФАБ-100 не бомба, котельное железо - вполне надёжная защита.
Описание и результат атаки он всячески перевирает (авианосец не утоплен, а всего лишь повреждён), сначала утверждая, что попала в цель и нанесла повреждение только одна бомба, потом виляет, что-то бормочет о матчасти (абсолютно игнорируя внешнюю подвеску бомб на СБ).
Сын Т.Т. Хрюкина, прочитав бредни этого интернет-лётчика поведал мне, что "этих" развелось сегодня, как блох на дворовой собаке, и не стоит тратить время.
Однако, обращаясь к читателям (к токующему глухарю обращаться безполезно), сообщу, что Т.Т. Хрюкин совершил во время китайско-японской войны выдающийся воинский подвиг, не повторённый до сих пор. Т.Т. Хрюкин добился уничтожения авианесущего корабля одиночным самолётом! Это-то и коробит интернет-лётчиков грантоедов, содержанок американского госдепа. Это в рамках государственной программы США по дегероизации прошлого России и выполняет по методичкам Сороса мой оппонент, разумеется не даром.
Атака производилась на ожидающий приём своих самолётов японский авианесущий корабль, над которым не было маскировочных сетей, почему он и был обнаружен.
Атаковало 2 самолёта СБ. Ведущий прорвался сквозь заградительный огонь. Ведомый был сильно повреждён и вышел из боя. Хрюкин делал 2 захода с 3000 метров. Сначала освободили внешнюю подвеску и 4 сотки ушли к цели. Потом авианосец получил и остальные гостинцы. В очерке "Гибель японского авианосца" Хрюкин пишет о попадании 3-х бомб, о сльном кормовом дифференте, крене, пожаре с выбросом большого количества огня и дыма на главной цели - авианосце, о гибели крейсера эскорта, которому бомба попала в артиллерийский погреб. Понятно, что после вылета Т.Т. Хрюкин написал боевое донесение, которое нынче хранится в подольском архиве. Там же есть и фотографии авиаразведки, полностью подтверждающие донесение Хрюкина. Материалы эти родственники Хрюкина видели. На них до сих пор стоит гриф секретности, чем пользуются соросовские грантоеды.

Алексей Николаевич Крылов   05.10.2020 08:31   Заявить о нарушении
Вот уж, действительно, пора опустить завесу жалости. Поскольку пациенту ничего уже не поможет.

Оставьте свои трескучие фразы для дворовых митингов, сударь.
И не надо прятать собственную безграмотность за громкие слова о дегероизации и прочем грантоедстве. Матчасть тщательнее изучайте. Тщательнее, Карл!

Попадание в судовую трубу соткой с горизонтального полёта с высоты трёх тысяч метров - это не искусство, а везение. Потому что не полигон. А боевой вылет. И самолет трясет от зенитных разрывов. Не по-детски. Плюс ветер. И прочее вероятные отклонения. И невероятные.
Подробнее о рассеивании при бомбометании см.: Соловьев М. П., Арбузов А. И. Основы бомбометания. — М.: Военное издательство НКО СССР, 1940.

Насчет соросовских методичек не знаю. Не читал. В отличие от данного комментатора, который, судя по всему, не просто их проштудировал, а взял на вооружение. И трещит теперь как на майдане.
А, вот, что касается дегероизации, то тут, как говорится, диагноз ясен. Ибо. На воре шапка горит. Потому что, именно дегероизацией этот псевдопатриот в своих комментариях и занимается. На радость Соросу. А, может, за его деньги.
Ибо. Как выше уже упоминалось. Враньё принижает любую победу. Потому что ставит её под сомнение. И льет воду на мельницу фальсификаторов.

На сем дискуссия закрывается. Ибо об авианосцах и их котлах и трубах сказано уже достаточно. Источники находятся в свободном доступе. И могут быть изучены желающими. А все последующие комментарии данного псевдопатриота будут удаляться, как пустопорожние. Пустопорожние, Карл!

Олег Шушаков   04.11.2020 13:48   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Олег Шушаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Николаевич Крылов
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.09.2020