Рецензия на «Урок музыки» (Виталий Мур)

А урок-то Вы завалили, уважаемый Виталий)
Завалили бы, не будь он выдуман от начала до конца. Одно есть истинная правда: Вас попросили о замещении коллеги, Вы согласились. Но и здесь есть вопрос. В советской школе пение в отсутствие специалистов часто вели сами учителя начальных классов, методика преподавания этого предмета входила в их обучение в училищах и институтах. Учитель прекрасно с этой задачей справлялся сам или просто занимал урок под другие свои задачи. В третий класс, таким образом, Вы попасть не могли. Весь дальнейший ход урока подтверждает это. Говорить девятилетним малышам (советским!) о наркотиках, получать от них бодрое перечисление их названий - это нонсенс! Этого не могло быть по определению. А дальше они просто остолбенели бы, слушая лекцию с неизвестными им сложными терминами ( а ну-ка, прозоряне, навскидку: Es-dur, Cis-moll - это что?) и с просторными, умными без спору, взрослыми рассуждениями о музыке без какого-либо музыкального подтверждеения тому. И это после баяна пьющего Николая Николаевича. Перголези, Соломон, химеры... Уровень Народного университета для взрослых)
Главное действующее лицо на уроке музыки - звучащая в классе музыка. Логичней было бы спеть детям Вашу любимую песню и рассказать о ней. Палочка-выручалочка всегда с любым из нас! Дети, даже сегодняшние, любят слушать и петь песни Великой Отечественной войны. А сколько песен было о нашей прекрасной стране! - Только начни - подхватят.

Заговорили о рождении музыки - прекрасно! Только рождалась она, как любое божественное дитя, не сразу. С ритма, с гортанных, неоформленных ещё звуков человеческой речи у пещерных костров. Вот тут к месту с ребятами и похлопать, постучать, потопать в едином ритме, даже покричать. Почувствовать начало музыки!
А дальше и опять попеть, хоровод вокруг парт повести. "Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла..." С детского сада знакома всем. А Вы!...
Погребли детей под собой. И если они молчали, слушая Вас, то только от беды нашей школы: мало в ней мужчин, одним своим видом... мобилизующих.
Слова, которые Вы написали о музыке в своём рассказе, хороши, правильны и...почти банальны, пусты для детей. У композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского есть замечательная книжка "Как рассказывать детям о музыке" - очень рекомендую всем!
Думаю, рассказ Ваш появился не случайно, а как неизбывное воспоминание-урок самому себе. Выстояли, как оловянный солдатик, 45 минут. Победа! И цена ей есть. Все последующие годы Вы шли к тому, что сегодня знаете и цените в музыке - именно об этом Вы и написали. А тогда, в далёком- далеке, когда Вы были молоды и ещё заглядывали, волнуясь, в вырез кофточек молодых коллег и не вспоминали о том, как недавно "скрипели" на скрипке в музыкалке, Ваша музыка только шла Вам навстречу.

С уважением
Эн.

Эн Штейнберг   29.10.2020 08:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Эн, за рецензию! Она вызвала у меня восторг, даже не как рецензия. Она похожа на отдельное блестящее эссе о музыке, о педагогике, о жизни поколений. Конечно, не со всеми замечаниями я согласен. Но с главным согласен. С тем, что это выдумка моя. В реальности такой урок не мог состояться, наверное. Согласен и с тем, что на уроке пения большинство третьеклассников, слушая учителя о Перголези, Соломоне, Бетховене и пр. будут зевать. Но небольшой части детей это могло быть интересно. Почему? Потому что дети любят, когда с ними говорят о новом, и говорят по-взрослому. Может быть, урок мог состояться уже хотя бы заинтересованностью одного ученика - Колыбанова. Насчет того, что урок пения мог провести любой учитель начальных классов, согласен. Но в рассказе была экстренная ситуация, попросили того учителя, который оказался рядом. Насчет ритмов, гортанных звуков и прочее - не знаю. Думаю, об этом сложно сейчас судить. Машина времени рассудила бы. Попасть бы в эти древние времена и послушать, как зарождалась первая музыка. С наркотиками я несколько перегнул палку. Хотя, я, например, будучи в третьем классе, в шестидесятых годах уже знал о таких наркотиках, как LCD, гашиш, героин (о них во всю ивановскую шла пропаганда по телевизору об их употреблении во Вьетнаме американскими солдатами, а веществом LCD американские войска еще и травили вьетнамцев). А телик мы уже тогда смотрели постоянно, во все глаза, как что-то модное, новое и интересное. Насчет водки и сигарет, да, согласен, я не прав. Мы, дети, тогда еще не знали, что это наркотики. Но не буду более спорить. Во многом Вы правы, все-таки. Спасибо Вам, еще раз за искреннюю рецензию. Буду думать о переделке рассказа. С огромным уважением, Виталий.

Виталий Мур   29.10.2020 13:45   Заявить о нарушении
Я очень рада Вашему отклику)
Спасибо за понимание!

Эн Штейнберг   29.10.2020 15:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виталий Мур
Перейти к списку рецензий, написанных автором Эн Штейнберг
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.10.2020