Рецензия на «5. 10. О Максимилиане Волошине» (Евгений Говсиевич)
Фэндом Серебряного Века Евгения Говсиевича Крым. Коктебель. Августовская ночь. Полнолуние. Мастерская Максимилиана Волошина. Призрак поэта сидит в барочном кресле и привычно любуется лицом царевны Таиах. Лунный свет заливает всё помещение отчего улыбка солнцеликой богини кажется еще более чарующей. Неожиданно Волошин встает, приподнимает свои огромные плечи и свою и без того высоко поднятую грудную клетку и начинает, томно завывая, читать стихи: Войди, мой гость: стряхни житейский прах И плесень дум у моего порога… Со дна веков тебя приветит строго Огромный лик царицы Таиах. Мой кров — убог. И времена — суровы. Но полки книг возносятся стеной. Тут по ночам беседуют со мной Историки, поэты, богословы. В это время на лестнице появилась призрачная фигура Анны Ахматовой, кутающаяся в кружевную шаль. Поэт одета в белое платье и белую широкополую шляпу с большим белым страусовым пером. Анна осторожно ступает по ступенькам, боясь наступить на сопровождающую её бульдожку Молли и при этом декламирует певуче-дрожащим голосом: Я над будущим тайно колдую, Если вечер совсем голубой, И предчувствую встречу вторую, Неизбежную встречу с тобой. Остановившись перед опешившим Волошиным, поэт сказала: - При жизни не довелось встретиться. Причину знаете, хотя письмо-приглашение от вас получила в своё время. Не скрою была удивлена и обрадована. Но не сложилось... Максимилиан вскочил и жестом предложил даме сесть в кресло, а сам пересел на стоящий рядом табурет. Анна Андреевна плавно села на только что освободившееся кресло, и положила голову на левую руку, приставив пальцы ладони к виску и задумчиво глядя на Волошина сказала: - Знаете, а вы в этом хитоне похожи на античного грека из Фив. И тут же без паузы продолжила: Все, всё предать огню! И царь перечислял И башни, и врата, и храмы — чудо света, Как будто для него уже иссякла Лета, Но вдруг задумался и, просветлев, сказал: "Ты только присмотри, чтоб цел был Дом Поэта." Лицо Волошина расплылось в самодовольной улыбке, как когда-то при чтении своей лекции " Пути эроса", но глаза при этом остались грустными: - Во мне семь пудов мужской красоты! Обманите меня… но совсем, навсегда… Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда… Чтоб поверить обману свободно, без дум, Чтоб за кем-то идти в темноте наобум… И не знать, кто пришел, кто глаза завязал, Кто ведет лабиринтом неведомых зал, Чье дыханье порою горит на щеке, Кто сжимает мне руку так крепко в руке… А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман… Обманите и сами поверьте в обман. Анна Андреевна осталась невозмутимой и продолжала молча сидеть, не меняя позу. Заметив на открытой крышке бюро за спиной Волошина ноутбук, с любопытством спрашивает: - Простите, а что это за устройство? Макс, повернувшись на секунду к ней спиной, чтобы понять о чем она спрашивает, тут же начинает оживленно объяснять: - Не знаю как называется и принцип работы тоже, но это заменяет нынешним людям газеты, книги и журналы. Фигура Ахматовой окутывается дымом и Волошин замечает с удивлением в её руке, появившуюся ниоткуда папиросу: - И что же читает нынешнее поколение? Максимилиан досадливо отгоняет рукой призрачный дым, пахнущий почему-то сандалом, пачули и ещё чем-то знакомым, осторожно интересуется: - Странный запах какой-то у ваших папирос. Ахматова загадочно улыбнулась: - Это" Идеал", запах моей молодости. Но вы не ответили! - Ах, да! Читают мало. В основном пишут. - И что же, например?! - О нас с вами пишут. - И что же? Дурное? Хорошее? - Разное. Исследуют наше творчество. Пропагандируют. Двигают в народ, одним словом. - И кто же этот подвижник? - Некто Евгений Говсиевич. - Позвольте, я вам прочитаю, что он пишет о вас, Анна Андреевна? Ахматова кивнула и снова окуталась облачком дыма. "Анна Ахматова – худая, бледная, бессмертная, мистическая. У нее длинное лицо, губы тонкие и немного провалившиеся, сильно развитые скулы и особенный нос с горбом, серые глаза, быстрые, но недоумевающие. У нее тонкие и изящные руки. Очень гибкая..." - Тут и про творчество ваше есть,- Волошин вопросительно посмотрел на Ахматову, не зная, стоит ли читать далее и получив утвердительный кивок, продолжил чтение. Когда закончил, то поднял глаза на Анну Андреевну, ожидая реакции. - Не Николай Владимирович* , конечно, но в целом мне понравилось, - ответила Ахматова после небольшой паузы. - Как говорит моя подруга Чарли**, чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть. Волошин в знак согласия потряс косматой головой и на этот раз без обычного подвывания стал читать свои стихи: Земная смерть есть радость Бога: Он сходит в мир, чтоб умереть. И мы, как боги, мы, как дети, Должны пройти по всей земле, Должны запутаться во мгле, Должны ослепнуть в ярком свете, Терять друг друга на пути, Страдать, искать и вновь найти… Возникла долгая пауза... По мере того, как рассвет вступал в свои права призрачные фигуры поэтов теряли резкость, таяли как утренняя дымка, пока не исчезли совсем. И только принцесса Таих продолжала улыбаться, той удивительной, бесконечно обаятельной, чистой и ясной улыбкой, какой улыбается человеку сама Поэзия. ---------- ------------------ -------------------------- *Николай Владимирович Недоброво - литературный деятель, критик ** Чарли - прозвище Фаины Раневской, данное ей Ахматовой Александр Секстолет 19.11.2020 16:30 Заявить о нарушении
Дорогой АС, ошеломили, подкосили, вызвали горючую и горячую смесь «фрустрации с эмпатией». Рефлексирую до сих пор, а отвечать-то надо.
Скажу так: любой ответ будет ниже уровня исходного текста. Вы меня загнали в «цугцванг» и поставили в «Положение «Буриданова осла». Согласен быть ослом, а как же помирать…??!! Помирать-то нам рановато, ведь есть у нас ещё на прозе дела))): обещан «К-10», «запуск» которого через пару дней. Что мне делать? Как скажете, так и будет. Если успею, приведу 2 ремарки. 1) Хорошо, что этот «Фэндомист», давая характеристику А.А.А. не скопмпилировал Бунинские стихотворные строки. 2) Сравнение оценки творчества А.А.А., данной «подвижником» с оценками самогО Недоброво, даже несмотря на то, что и проигрывают, безусловно, ему льстят. Поэтому, возможно, шанс на выживание остаётся)). Что скажете Маэстро? Евгений Говсиевич 14.11.2020 21:26 Заявить о нарушении
"Маэстро" АС банально к вам подлизывается, Евгений.Здравствуйте! Чувствую себя без вины виноватым потому, что перестал участвовать в ваших замечательных и безусловно полезных для всех конкурсах по причине банальной лени. Вот и искал повод, чтобы как-то засветиться на вашей страничке, не потеряв лицо. Знаю вашу искреннюю, можно сказать врождённую любовь к поэтам серебряного века, спрятался за широкой спиной Вакса Калошина и, взяв в заложники Акуму состряпал нелепый фанфик и принёс его вам, как сакральную жертву. И похоже это сработало и вы не гоните меня " ссаными тряпками" со своей странички. Простите, что в очередной раз пользуюсь вашим благородством и человеколюбием, но я человек ветреный и непостоянный. Стрелец неприкаянный
АС Александр Секстолет 14.11.2020 21:44 Заявить о нарушении
Эпиграмма Ивана Бунина многими приветствуется, так как любителей рубенсовских женщин не впечатляют анорексичные представители слабого пола. И хотя на вкус на цвет товарищей нет, но доска она и в Африке доска))))))
АС Александр Секстолет 14.11.2020 21:51 Заявить о нарушении
Дорогой «АС», какие счёты?! Ваше участие в любом конкурсе повышает его уровень и ожидаемо любым Организатором.
Но в любом случае, ваш экспромт-минька «блистательна», независимо от причины её сочинения. С уважением и ожиданием встречи на «конкурсной площадке». Уверен, что вам есть что сказать и о чём пофилософствовать)). С ув.Ев. Евгений Говсиевич 14.11.2020 22:40 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |