Рецензия на «КРАХ» (Светлана Лескова)

рискну предложить вам прочесть мое стихотворение "Ну, почему я не художник!". Мне кажется, что оно созвучно вашему рассказу. Я благодарен вам за прекрасное исследование человеческой психики. Вероятно, любому человеку хочется добиться в любимом деле наивысших результатов, хотя, на самом деле, все человеческие достижения, в том числе и выдающиеся, зиждются на пирамиде более мелких свершений, которая дает основание для продвижения вверх. Сонм не особо выдающихся специалистов работают на достижение некоторого уровня , основываясь на достижениях которого дело двигается дальше. И там, на новом уровне все опять повторяется. Множество уже более сильных и продвинутых специалистов некоторое время снова нарабатывают некий новый уровень, основываясь на котором кто-то сможет сделать еще один шаг к совершенству. Так что без всех этих "середнячков", обеспечивающих некий средний уровень достижений на данном отрезке времени в той или иной области- неважно, музыка это, живопись, наука, литература спорт или межицина, не произойдут качественные изменения. Закон перехода количества в качество работает вне зависимости от нашего желания, а переход от первобытно-общинного строя к коммунизму или капитализму, минуя все остальные стадии - это только в горячечных революционных мозгах... Отмечаю зеленым "понравилось" С уважением, Ю.Я.

Юрий Яесс   23.11.2020 13:50     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо Вам за интересный и развернутый комментарий! Добавлю лишь то, что во многих областях, даже при наличии таланта, многое зависит от личностных качеств, и часто от физиологии. О чем я и поведала в своем рассказе.

Светлана Лескова   24.11.2020 15:53   Заявить о нарушении
Несомненно, Светлана, именно так. Но, как мне кажется, не следует отдельно говорить о физиологии. Это входит, на мой взгляд, в понятие таланта. Говорить, например, о таланте пианиста или гитариста с маленькой рукой и короткими пальцами как-то даже несерьезно. Аналогично и с музыкальным слухом. Если от природы его нет, то уже нет и таланта, как бы не были развиты руки и память, мало вероятно при отсутствии слуха играть на скрипке или альте. Если природа не одарила соответствующими физическими данными, например, сильными, но тонкими ногами, мощным плечевым поясом, то сколько не тренируйся, а стать чемпионом в боксе не получится, даже если есть быстрая реакция и умение "держать удар."

Юрий Яесс   24.11.2020 19:17   Заявить о нарушении
ну пусть человек как пианист не достиг совершенства и славы. руки подвели. не стал как пианист интересен. и получается, что он более интерсен наложением на себя рук. вряд ли окружающие это оценят.

Леонид Колос   02.03.2021 13:46   Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид! Я, честно говоря, не совсем уловил связь ваших слов с обсуждаемым произведением. Слово "самоубийца" в авторском тексте отнюдь не говорит о том, что герой рассказа "наложил на себя руки". В данном контексте, которого вы, увы, явно не поняли, речь идет о том, что отчаявшийся человек убил в себе дар, который был ему дан от рождения, убил достаточно обычным для человечества, в особенности, для наших соотечественников, способом. Это и есть "самоубийство" . А насколько подобное действие привлечет внимание окружающих - это, разумеется, большой вопрос. Тут вы правы. Скорее всего никто действительно этого не заметит. Но, на мой взгляд, герой к этому и не стремился. Его разочарование и алкоголь уничтожили былые желания и осталась только затуманенная спиртным устаклость.

Юрий Яесс   02.03.2021 17:55   Заявить о нарушении
Юрий. А я и не имел в виду, что обязательно физически умертвить себя. хотя такое и случалось. это один из видов безответной любви. так бывает у экзальтированных и нервных: смотрите я стреляюсь. типа Маруся отравилась.
в отвлечении от темы хочется добавить, что когда мужчине женщина не отвечает взаимностью, или наоборот. то отвергнутый часто не виноват. мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает. а когда я например - чайник, то виноват только я. и еще хочу сказать. не ищите в моих замечаниях, точного обсуждения смысла произведения или просто похвал. может быть автору это интересно. но мне интереснее увести затронутую автором мысль куда -нибудь в темный переулок, который автору в следующем произведении стоит осветить. на манер венка сонетов.

Леонид Колос   03.03.2021 15:08   Заявить о нарушении
Ой, какие, однако, у вас, уважаемый Леонид, любопытные желания. Однако же, честно говоря, я бы поостерегся за вами следовать. Кто знает, что там таится в том темном переулке?! И стоит ли вообще его освещать?! Может лучше и не видеть, что там скрывается?!

Юрий Яесс   03.03.2021 15:43   Заявить о нарушении
тогда достаточно писать в "Московский комсомолец" и дамские журналы. да еще и в журналы про НЛО. я кстати, читая многие публикации Прозы Ру подумываю, а не филиал ли тут этих журналов. а Пастернак писал. "во всем мне хочется дойти до самой сути"
а не Горький ли сказал, что писатель это инженер человеческих сердец. не в смысле блондинковских ахов и охов

Леонид Колос   03.03.2021 23:00   Заявить о нарушении
В принципе, Леонид, никто вам не запрещает заняться именно тем, что вам интересно, делать то, к чему у вас лежит душа и освещать любые темные тупички и закоулки, но... Желательно это делать самостоятельно, а не скорбеть о том, что этим не занимается кто-то другой. Это и правильнее, и , наверное, честнее, ибо тогда ваше желание разглядеть содержимое темных уголков будет удовлетворено, а главное, вы будете уверены, что там именно то, что вы увидели, а не то, что вам кто-то рассказал. Удачи вам в этом нелегком, но, несомненно, благородном деле. С наилучшими пожеланиями, Ю.Я.

Юрий Яесс   04.03.2021 13:52   Заявить о нарушении
Юрий. ирония по отношению к тому. с кем говоришь, может послужить барьером к пониманию. тут есть два пункта на которых нужно остановиться.
1. как говорил, кажется, Декарт, перед спором или обсуждением нужно определиться с понятиями. я чувствую из вашего письма, что вы понятие "темный уголок" рассматриваете, как нечто непристойное.ну по крайней мере, то, о чем неудобно упоминать на людях. на самом деле я имел в виду несколько другое. писатель может написать, что произошло с его героями. но я думаю более талантливый и внимательный к жизни писатель, показывает почему герои ведут себя именно так, а не иначе. и как говорится, голод и похоть правят миром. в большинстве случаев в побудительных мотивах героев эгоистичные мотивы либо преобладают либо представляют клубок впутанный с альтруистическими мотивами. есть в эпосе герои, подобные Прометею и Данко. и если писатель пишет сказку или эпос вполне возможны такие герои. но в реальной жизни устроено иначе. человек живет страстями человеческими. и это верно подмечали и Толстой, и Голсуорси, и Сервантес, и Мопассан. возьмите, например "Милый1 друг " Мопассана. история возвышения, если не негодяя, то не очень порядочного человека. Но внешне его поступки вполне пристойны. задача писателя показать внутренние пружины этих поступков. или взять "Анну Каренину" тут уж вполне нормальная женщина ничем не хуже остальных живет своей жизнью. каковы мотивы ее действий7 каковы мотивы действий других героев? Толстой на то и великий писатель, что глубоко всматривается в эти мотивы, различает их, и описывает. или возьмите "Сагу о Форсайтах" не всегда писать "Подняту целину" где наши благородны а враги мерзки. и на этом точка. мотивы героев Толстого и Голсуорси, Мопассана и Золя, Бальзака и Флобера, даже Пушкина. совсем не презренные мотивы. это просто жизнь людей. но люди не всегда выпячивают, почему они сделали то или это. и вот это самое, не выпяченное, совсем не презренное, зато настоящее, я и назвал бы темными уголками человеческой души. а вовсе не то, на что вы намекали в своей рекомендации мне заняться этим.
2 каждый пишет рецензию, повторюсь, так, как ему угодно, как он видит. Один рассыпается в похвалах и любезностях. Другой ругает. Я предпочитаю не давать оценки, если сочинение нормальное. а, прочитав, увидеть как бы неосвещенный поворот, куда можно свернуть. И предложить автору заглянуть и туда в следующем произведении. так художник пишет натуру с разных углов осмотра. право автора туда не заглядывать и к этой теме не возвращаться. мое право предложить, указать на то, что может оказаться интересным для психологического анализа. вы говорите. обсуждайте только то что написано. но я думаю, вы нередко ныряете в интернет. выбираете тему, и тут перед вами раскрывается окно, которое предлагает ответвление этой темы. оно вам кажется интересным. вы ныряете и туда. а там новое окно.вы так никогда не делали. так вот я предлагаю автору дополнительную форточку. захочет ли он ее открыть, это его дело. а толпиться у форточки и обсуждать: открывать или нет, занятие бесплодное.
С уважением. Леонид Колос.

Леонид Колос   04.03.2021 16:52   Заявить о нарушении
Леонид, вы, несомненно правы, когда вспоминаете о необходимости определения значения слов при начале разговора или дискуссии. Ног вы глубоко заблуждаетесь, приписывая мне то, чего я не имел ввиду. Я понимаю, что вам интересно рассмотреть под микроскопом "тайники души" героев, но, извините, это ведь не ваши герои. Автор - хозяин созданных им персонажей и препарирует их в той степени, в которой считает необходимым и интересным. Причем интересным, в первую очередь, ему самому, а не неизвестному читателю. Тем более, что у каждого потенциального читателя наверняка, сыщется свой взгляд на характер, поступки и мысли авторских персонажей. Вот, например, вы вспомнили роман "Милый друг" и называете его героя "не очень порядочным человеком". А по мне - так это отъявленный негодяй, соблазняющий жену единственного друга, который, собственно говоря, ввел его к себе в дом и в приличное общество. Абсолютно бесчестный человек, который в погоне за деньгами, затем меняет эту женщину на дочь богатого и высокопоставленного чиновника( не помню точно кем он был, но, кажется, членом правителшьства. То есть мсье Дюбуа - типичный Альфонс, живущий за счет женщин, не испытывая к ним при этом никаких чувств кроме желания наставить рога их мужьям. При этом вы его подлецом не считаете. Так спрашивается, зачем вам нужно, чтобы автор высвечивал эти темные закоулки души своего героя?. Разве недостаточно того, что автор рассказывает о поступках этого человека, предоставляя вам самому право и возможность решить- подлец, негодяй или нет? Автор вполне вправе рассчитывать на адекватное восприятие своего читателя и на его способность самостоятельно делать выводы. Разумеется, у разных читателей выводы будут разные, зависящие от их воспитания, уровня образования, отношения к людям, понятий о добре и зле и т.д. и т.п. Вот и мы с вами неодинаково воспринимаем мсье Дюбуа.
2. Я не уверен, что перечисление величайших литераторов, признанных миром в качестве знатоков человеческих душ, уместно при обсуждении рассказа непрофессионального автора, не претендующего на то, чтобы встать в один ряд с этими мастодонтами от литературы. Разумеется, можно всегда сказать, что "нет, это, конечно, не Толстой, и даже не Булгаков" И труба пониже, и дым пожиже!, как говорил Конецкий. Но, с другой стороны, написаны тысячи страниц с критикой как Толстого, так и Голсуорси или Диккенса. Многочисленные "критики" неоднократно давали советы и говорили, как следовало писать Чехову, Горькому или Флоберу. А уж Золя не ругал только ленивый. Фаддей Булгарин, тиражи его романа "Иван Выжигин", которого по меркам его времени просто зашкаливали, публично, через литературные журналы, учил Пушкина, как надо правильно писать, чтобы остаться в памяти потомков...
3.Леонид, конструктивная критика только тогда имеет смысл и несет пользу, если в ней присутствует конкретика, а не общие фразы о необходимости показывать мотивы поступков. Между прочим, если вспомнить исходный литературный материал, послуживший основой для нашего разговора, то следует признать, что Светлана Лескова вполне даже подробно и понятно рассказала о всех событиях, приведших ее героя к кульминации действия рассказа, и я не вижу зачем нужно исследовать в данном случае что-то еще более глубинное. Для понимания мотивов сюжетной линии и действий героя этого, на мой взгляд, вполне достаточно. Я не спорю, наверное, можно построить на базе данного сюжета ДРУГОЙ рассказ иили даже более крупную форму, где новый автор смог бы более, возможно, глубоко забраться в дебри сознания героев. Оджнако, опасаюсь, что в этом случае он рисковал бы пойти по пути Достоевского, с его, на мой взгляд, извращенной и больной психикой, упаси литературные боги!( в других, увы, не верю. Как-то вот так. ИМХО. В заключение, хочу выразить вам глубокую признательность за интересную дикуссию и напомнить, что мы ее ведем на чужой странице без разрешения автора, а это не совсем этично, на мой взгляд. Посему, предлагаю на этом диспут завершить и взаимно раскланяться. С уважением, Ю.Я.

Юрий Яесс   04.03.2021 18:58   Заявить о нарушении
Не дочитав до конца отвечу про Дюбуа. Я писал не так
Он конечно мерзввец. Но на то и Мопассан классик. Он показал, как мерзавец лезет вверх при том, что со стороны все кажется очень благопристойно. Сам Дюбуа себя постоянно оправдывпет тем, что это женщины так хотели. Вот тут и раскрывается талант писателя: препарировать и вывернуть наружу побудительные мотивы действий человека, при том, что он вам с трибуны расскажет. Какие благородные чувства его толкают на то и на это. Это то, что касается такого, как Дюбуа. У нас их сейчас много ходит. Не обязательно поодвигаютсяъ через дам. А через приятелей по кооперативу, через старые связи.

Леонид Колос   04.03.2021 23:13   Заявить о нарушении
Теперь дочитал до конца. Я же для Вас именно написал, что я не занимался критикой или разбором произведения. Я просто робко упомянул: а не думаете, что могло подучиьься интересно если плкопаться тут или тут. Кстати классикам кто-то советовал.с чем-то они соглашались, с чем-то нет.тот вариант произведения, который мы видим в результате очень часто обглодан и цензурой и редактурой.произведение выдерживает правки, добавки, купюры.

Леонид Колос   04.03.2021 23:21   Заявить о нарушении
Леонид, согласно найденному мною в сети определеннию, "Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п." И именно рецензией называется раздел, или публикация, которая дала толчок нашим прениям, если отвлечься от самого исходного литературного произведения. Не знаю, может быть я неверно понимаю смысл данного жанра( а это один из признанных жанров литературной критики или журналистики, но, на мой взгляд, пишущий рецензию должен прежде всего говорить о том, что написано, а не о том, что бы ему хотелось видеть. Для того, чтобы воплотить на бумаге желаемое надо не читать, а писать! Вы, разумеется, абсолютно правы, говоря о том, что, вероятно, и классикам кто-то что-то советовал. Иногда мы даже знаем кто именно. Но при этом не следует, например, путать советы редакторовотавших с произведениями и вносившими некие правки с рецензентами, высказывающими свое видение. Свое видение, повторяю, в своих произведениях и никак иначе. Иначе это уже не авторский текст. В общем, кажется, тема пошла по кругу, а повторяться нет желания. Пусть каждый из нас остается при своем понимании этого вопроса. У меня нет намерения в чем-то вас убедить или переубедить. Ангалогично, и меня , в данном случае переубедить явно не получится. Повторю сказанное вчера - мерси за любопытнучитывая, ее бесперспективность с точки зрения нахождения некой истины, а также соображений неэтичности диалога на чужой странице, предлагаю все-таки на этом дискуссию завершить. Я в дальнейшем постараюсь не поддаваться на вызовы и провокации и отвечать не буду. ВЫсех благ, а, главное, здоровья. С огромным уважением и к вам, и к вашим взглядам, но с невозможностью с ними согласиться, Ю.Я.

Юрий Яесс   05.03.2021 15:04   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Светлана Лескова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Яесс
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.11.2020