Рецензия на «Этика старообрядческого предпринимательства» (Кузьма Калабашкин)
Здравствуйте. Насколько я вас понял, мы с вами - единомышленники. Нехорошее слово, конечно, двусмысленное в своей единой мысли, но уж что есть. Шутка. Теперь серьёзно: сильно я вас критиковать не стану. Потому как - единомышленники. Однако же: с чего вы взяли, что в дониконовские времена не существовало никакой правды, кроме религиозной? Тем паче - понятия о добре и зле? Аввакума, к слову, его же духовные дети за что били-колотили? За то, что он их неправильно учит? То-то же. Далее: на мой взгляд, вы крайне мало уделили внимания разночтению между старопечатными книгами и их никоновскими "инвалидами". В этом смысле представляется более уместным цитировать дореформенные тексты, а ещё лучше - в сопоставлении с современными каноническими. Чтобы читатель видел, где собака (в прямом смысле слова) порылась. Следующее, уже насчёт старообрядческих купцов и иже с ними. О Лютере писать особо нет времени, хотя лично его взгляды были очень близки к православным и сводились к принципу - делай, что должен, а там - как Бог рассудит. Очень близко к православию, не так ли? Однако его последователи превратили его взгляды в то, что звенит и шуршит, потому - туда им и дорога. Теперь о наших купцах: да, не было у старообрядческих купцов безумной жажды денег и власти. И - да, она была, но она была умная. Дураков среди старообрядчества было мало. По моим подсчётам, что я вёл в архиве, около 80% старообрядцев начала 19-го века были грамотными. Потому понимали, в чём их жизненное предназначение - служение Богу. Умножение таланта, данного человеку при рождении. Иначе нечем будет оправдаться. Христос посреде нас! Дмитрий Криушов 18.01.2021 02:18 Заявить о нарушении
Вы пошутили, я тоже посмеялся.
С Крещением Господним! Кузьма Калабашкин 18.01.2021 21:23 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |