Рецензия на «Железный крест за милосердие» (Олег Каминский)

Когда я учился в ВВАИУ, на одном из занятий по аэродинамике кто-то из курсантов задал вопрос о первых исследователях флаттера (когда на околозвуковых скоростях разрушаются аэродинамические поверхности). Под большим секретом, с просьбой не записывать в конспекты, преподаватель назвал имя Ханны Рэйч (Hanna Reitsch) и рассказал историю, которую я спустя 20 лет прочитал во многих источниках.
При испытаниях ФАУ-1 испытатели столкнулись с доселе неописанным явлением - при достижении скорости, близкой к скорости распространения звука крылья ракеты начинали вибрировать и разрушались. И хоть были кое-какие результаты продувок в аэродинамической трубе (кстати, вывезена немцами из Харькова), полной картины описания процесса не было. И времени на исследования было мало. И тогда лётчица-испытательница Ханна Рэйч вызвалась выполнить пилотируемые полёты в ракете с последующей посадкой на лыжу. Следует сказать, что Ханна была женщиной довольно щуплой, малого роста. Для этих испытательных полётов спешно был создан пилотируемый вариант ФАУ-1, где для наблюдения за аэродинамическими поверхностями были установлены 2 перископа. Ханна выполнила ВОСЕМЬ полётов, определила режимы при которых начиналось вибрационное разрушение крыла, грамотно описала их. Это позволило разработчикам решить проблему за счёт изменения стреловидности и запустить серийное производство. В крайнем полёте в ФАУ-1 Ханна сильно покалечилась при посадке, но уже через 2 месяца приступила к испытательным полётам других типов авиавооружения.
Накануне самоубийства А. Гитлера вместе с фон. Греймом совершила посадку на Шторхе на берлинскую улицу у Рейхсканцелярии, предагала своему фюреру вылететь из Берлина. Гитлер отказался, а Ханна со ставшим фельдмаршалом фон Греймом улетела.
После войны попала в лагерь по денацификации. Но в отличие от Лени Риффеншталь и других кающихся знаковых личностей Третьего Рейха, заявила, что была и остаётся приверженцей идей национал-социализма. Несколько лет пробыла в этом лагере, так как не изменила своим приципам. Видимо в отместку за это её имя победителями в WW2 было вычеркнуто из списка выдающихся лётчиков-испытателей. Типа, ну флаттер, ну открыл кто-то, ну описал..., а кто, когда и как - пофиг.
С благодарностью за освещение замалчиваемых страниц истории,

Сергей Кувалда   23.10.2021 22:57     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за интересную рецензию! Насчёт открытия явления флаттера Ханной Райч я не знал, но давно читал в какой-то книге, что уже после войны при испытаниях Ме-262 впервые с флаттером справился наш лётчик-испытатель А.Г. Кочетков. Вероятно, это тот самый случай замалчивания заслуги Райч...
С уважением и благодарностью,

Олег Каминский   24.10.2021 08:42   Заявить о нарушении
По Ме-262. Вряд ли Кочетков был причастен к "открытию" флаттера.
К моменту, когда Ме-262 пошёл в серию, флаттер уже был достаточно полно описан благодаря Ханне Рэйч и немецким аэродинамикам. Конструкцию ( стреловидность, центровку) изменять не стали, но ввели ограничение: не превышать скорость 900 км/ч. Когда в марте 1945 года у новых самолётов наконец-то изменили стреловидность по передней кромке крыла до 42 градусов, для остальных 1400 выпушенных Ме-262 реализовать эти изменения было невозможно. Война шла к концу, времени на модификацию не осталось. Было ещё одно ограничение по режиму полёта ( к флаттеру прямого отношения не имеет) - на скорости больше 800 км/ч при "клевании" носовой части следовало отклонить руль высоты так, чтобы компенсировать "тяжёлый нос".
Послевоенные попытки наших авиаконструкторов и испытателей "примазаться" к немецким разработкам встречал многократно. Паскудно это и низко.
Ради интереса: сравните на фото аэродинамические компоновки FW Ta-183 (выпушены только опытные образцы) и МиГ-9 (ещё какой серийный...)
С уважением,

Сергей Кувалда   25.10.2021 21:20   Заявить о нарушении
Да, так и было. Спасибо, Сергей!
С уважением,

Олег Каминский   26.10.2021 12:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Олег Каминский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Кувалда
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.10.2021