Рецензия на «Жизнь призыв» (Борис Силуанов)

Здравствуйте, Борис.

Конечно, чисто теоретически с Вами трудно не согласиться.
Действительно, мир миром, а монастырь монастырём.
Но ведь так видится только со стороны.
Я хочу этим сказать, что со стороны в мире видятся исключительно минусы,
а в монастыре, напротив, видятся исключительно плюсы.
Под минусами, в данном случае, я разумею то, что способствует вечной погибели человека,
а под плюсами – то, что способствует вечному спасению человека.

Да, о мире нам судить не трудно, ибо мы, судящие, являемся мирянами.
И у нас, мирян, относительно мира свой, мирской, суд.
Но мне думается, что у монашествующих (это не обязательно гласно)
относительно мира свой, монашеский, суд, который в чём-то может совпадать
с мирским судом, а в чём-то может расходиться с ним, далеко расходиться.
А, кроме того, много ли мы, миряне, знаем и можем знать о том,
как судят о своей погибели и о своём спасении сами монашествующие?
Ведь то, что они думают сами о себе, может отличаться, и весьма резко,
от того, что мы, мирские, думаем, ч т о они сами о себе думают.
Мы, мирские, можем рассуждать что угодно и как угодно об участи монашествующих,
но ведь мы – реально – лишь, в этом плане, гадаем, ибо точного знания
не имеем и не можем иметь. Потому что как ни верти, но монашеская жизнь
является, в глубине своей, для любого мирянина Тайной за Семью Печатями.

Я всё это к тому, Борис, написал, что полагаю, что все те материи,
которые Вы так логически разложили по Вашим полочкам, требуют
гораздо более осторожного суждения о них [материях] и гораздо более
глубокого проникновения и в мирские погибель–спасение,
и в монашеские погибель–спасение.
А кроме того, мне думается, что не стоит столь однозначно отождествлять
монастыри и монашествующих прошлого и монастыри и монашествующих настоящего,
а тем более монастыри и монашествующих грядущего.

И всё-таки как там ни рассуждай об удобстве погибели и спасения,
а с Божией Помощью всякий человек, реально не равнодушный к своей участи,
и прижизненной, и посмертной, и к таковой же участи других людей
и вообще всего живого, может – так или иначе – спастись,
т.е. оказаться в числе спасённых Спасителем.
А ещё я хочу напомнить о следующих словах, сказанных в своё время
свт. Феофаном Затворником: "У Бога и помышления нет о непомиловании,
а есть одна мысль и одно желание – миловать и миловать... приходи всякий".

P.S. Борис, я на днях надолго уйду и с сайта, и из интернета,
а потому не знаю, смогу ответить на ваши реплики.
Если всё-таки не смогу – не успею, то простите меня великодушно.

С глубоким к Вам уважением,

Владимир Астраков   20.12.2021 14:07     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир, если Вы опять надолго уйдёте с сайта на днях, то очень сожалею, в том числе потому, что тема, на которую вы обратили свой взгляд, для меня очень интересна. Конечно, здесь я сужу совсем сжато, и с Вашими замечаниями согласен. Однако раскрывать вопросы и дальше хотелось бы. Кстати, некоторые монахи, созревшие для общения, рассказывают о себе, в том числе в ин-те. Здесь за основу я брал наблюдение, что при жизни в миру голова настолько погружена в мысли этого мира, что они захватывают тотально и не оставляют возможности для соединения ума с Иисусом Христом. Поучаствовать в литугрии раза два в месяц совсем не достаточно. Всё остальное время ум просеивается через этот мир, и что остаётся после этого в душе? Суета, сумятица, неразбериха, страсти, волнения, пустота, душевные болезни. Наблюдаю это кругом. Если человек сможет найти для себя условия работы, где есть много единомышленников по вере, то это другое дело! Тогда можно духовно расти и надёжно спасаться. А если он работает среди неверующих, то любой человек, почти в 100 процентов случаев, будет утрачивать и ту духовность, что имел. Разумею в первую очередь молодых. Ведь на молодых мир давит со страшной силой. Вопросы веры подвергаются жутким сомнениям и умственным соблазнам. Даже на трёхминутные моления в течение дня нет времени, надо же ещё немного настроиться. Я думаю, что выходы какие-то есть, но эти пути ещё надо проложить. Я взял крайности, если поможете найти оптимальные пути, будет хорошо.

Борис Силуанов   20.12.2021 19:05   Заявить о нарушении
Борис, да какие ещё могут быть оптимальные пути,
кроме богомыслия, богословия и богоделания?
Ведь – в той или иной мере – на это способен каждый человек,
кто бы он ни был, где бы он ни жил, как бы он ни подвизался.

Неужели же лично Вы всерьёз помышляете о какой бы то ни было
реальной, в той или иной степени массовой организации-предприятия
по спасению человеческих душ?
Да ведь на то существует-пребывает Церковь Христова, в мире и выше мира.
И при всём том в Евангелии чётко сказано о Малом Стаде.
И при всём том Спаситель чётко говорит, что, скорее всего,
Он не найдёт веры на земле, когда вновь состоится Его пришествие.
И при всём том Новый Завет оканчивается Откровением св. Иоанна Богослова,
в котором чётко предсказан Антихрист и принятие подавляющим большинством
людей начертания зверя.

Я это не к тому говорю, что не надо ничего делать.
Конечно же, ДЕЛАТЬ – НАДО.
Но при этом не надо строить опасных утопий,
которые только на вид спасительны, а на деле
могут увести от реального Спасения безмерно далеко.

Не может быть в тончайшем Деле Спасения никакой м а с с о в о с т и.
Не может. Да её никогда и не было. И её никогда не будет.

Владимир Астраков   24.12.2021 09:56   Заявить о нарушении
Владимир, я конечно иногда сам подозреваю, что страдаю этакой мечтательностью, но не уверен, может быть и нет. Массовость, не массовость, но Вы же сами писали что Господь призвал и желает спасти всех. Среди моих близких родственников можно увидеть почти все виды веры и безверия, церковности и нецерковности. В первую очередь я заботился о них. Но и о всех. Моё детство пришлось на то время, когда отцы ещё недавно пришли с фронта, и у нас во дворе не было чужих ни родителей, ни детей. И так почти везде в городе. Это наложило отпечаток на всю жизнь. Я и сейчас не могу воспринимать никаких детей как не своих. Тем более, как природный русский чувствую кровную родственную связь со всеми здесь. Но кажется, что наши отцы, победив фашистов, не победили врагов у себя, а немцы хоть и потерпели поражение, сделали, кажется, правильные выводы - в Германии Закон Божий обязателен в школах. А ведь один мудрый сказал, что народ всегда - ребёнок. Он нуждается в правильном управлении. То что творится у нас в плане воспитания поражает своей безумностью. Церковь, да. Но без помощи государства церковь в стране малосильна, она занимает небольшую часть, всё остальное в руках мамоны и ему подобных сущностей. Достоевский говорил, что выпустить молодого человека в жизнь, не дав ему ТВЁРДЫХ убеждений - преступление. Теперь уже не знаешь, что ждать от государства (оно не убивает церковь сразу, просто растворяет её кислотой), поэтому я и "мечтаю", чтобы св. Русь найти и дать ей жизнь и движение где-то внутри себя и народной души, при благодатных таинствах церкви, конечно, но на этот раз охватывая разум и сердце. П.ч. в царские времена сам уклад крестьянской жизни помогал сохранять богообщение, но, как показала история, этого оказалось недостаточно. Иисусова молитва в миру (ну и всяческое образование) подходит для этой цели.

Борис Силуанов   24.12.2021 15:34   Заявить о нарушении
Борис, все Ваши аргументы достаточно весомы. Ибо они по-настоящему выношены и выстраданы Вами.
Конечно, при желании можно устроить дискуссию по каждому аргументу. Но мне думается,
что в этом нет насущной необходимости. А потому я все Ваши аргументы принимаю в принципе и без всякого спора.

Вы действительно реально умный, глубокий, образованный, развитый и развивающийся человек,
и притом человек живой и выстраданной веры. И не просто веры, а веры действительно Евангельской.

Конечно же, в меру – в МЕРУ – всё, обозначенное Вами, совершенно необходимо.
И всё это совершенно необходимо воплощать в реальной действительности.
Всё это и впрямь так или иначе спасительно, а потому так или иначе плодотворно.

Я и сам, поверьте, за ТО ЖЕ.

Единственное, что я хотел сказать моей предыдущей репликой, –
это то, что массовость как таковая абсолютно в любом (как это ни печально) деле
всегда оборачивается профанацией, которая неизбежно приводит к уничтожению ИДЕИ
и к подмене ЦЕЛИ тем или иным средством.
Это было, есть и будет на протяжении всей человеческой истории.
И избавиться от этого невозможно. Ибо профанация порождается человеческой падшестью.
А падшесть идёт и пройдёт вместе с человеком до самого конца человеческой истории.

Единственное спасение от всяческой массовости, а значит и от всяческой профанации –
это подлинная реальная с о б о р н о с т ь. Соборность, объемлющая, проникающая и исполняющая
важнейшие аспекты земного человеческого бытия.
Истинная соборность как таковая совершенно исключает
гибельное влияние массовости и последующей профанации.

Борис, в силу отсутствия времени и в силу моей недостаточной подготовленности,
я не буду развивать эту мою мысль. Вы и сами, в силу своего глубокого внутреннего развития,
прекрасно её разовьёте – в самом себе.

Борис, я очень рад был пообщаться с Вами.
Общение с Вами всегда доставляет реальную пользу душе.
Знайте и верьте: Вы человек НУЖНЫЙ.

До новой (возможной) встречи.
ХРАНИ Вас БОГ.

Владимир Астраков   25.12.2021 11:39   Заявить о нарушении
Борис, все Ваши аргументы достаточно весомы. Ибо они по-настоящему выношены и выстраданы Вами.
Конечно, при желании можно устроить дискуссию по каждому аргументу. Но мне думается,
что в этом нет насущной необходимости. А потому я все Ваши аргументы принимаю в принципе и без всякого спора.

Вы действительно реально умный, глубокий, образованный, развитый и развивающийся человек,
и притом человек живой и выстраданной веры. И не просто веры, а веры действительно Евангельской.

Конечно же, в меру – в МЕРУ – всё, обозначенное Вами, совершенно необходимо.
И всё это совершенно необходимо воплощать в реальной действительности.
Всё это и впрямь так или иначе спасительно, а потому так или иначе плодотворно.

Я и сам, поверьте, за ТО ЖЕ.

Единственное, что я хотел сказать моей предыдущей репликой, –
это то, что массовость как таковая абсолютно в любом (как это ни печально) деле
всегда оборачивается профанацией, которая неизбежно приводит к уничтожению ИДЕИ
и к подмене ЦЕЛИ тем или иным средством.
Это было, есть и будет на протяжении всей человеческой истории.
И избавиться от этого невозможно. Ибо профанация порождается человеческой падшестью.
А падшесть идёт и пройдёт вместе с человеком до самого конца человеческой истории.

Единственное спасение от всяческой массовости, а значит и от всяческой профанации –
это подлинная реальная с о б о р н о с т ь. Соборность, объемлющая, проникающая и исполняющая
важнейшие аспекты земного человеческого бытия.
Истинная соборность как таковая совершенно исключает
гибельное влияние массовости и последующей профанации.

Борис, в силу отсутствия времени и в силу моей недостаточной подготовленности,
я не буду развивать эту мою мысль. Вы и сами, в силу своего глубокого внутреннего развития,
прекрасно её разовьёте – в самом себе.

Борис, я очень рад был пообщаться с Вами.
Общение с Вами всегда доставляет реальную пользу душе.
Знайте и верьте: Вы человек НУЖНЫЙ.

До новой (возможной) встречи.
ХРАНИ Вас БОГ.

Что ж, хотите опять исчезнуть из поля зрения на целый год? Однако время летит быстро, что там год, жизнь может промелькнуть незаметно. В праздник Рождества Христова часто на человека сходит свыше мир, покой и желание всепрощения. А что может быть несбыточного, если Господь наш всесилен? - наверное, всё возможно. Сокровенное дело человека только в том, чтобы быть в Святом Духе. Чего желаю Вам и себе.
До встречи, уважаемый Владимир. Спаси Вас Богъ.

Борис Силуанов   25.12.2021 14:41   Заявить о нарушении
Спасибо, братья.
Соборность, массовость. Какая разница. Господь явил себя нам для просвещения. И ходил по земле, проповедуя. охватывая человеческие массы. Он вооружал нас знаниями. И Святые Апостолы проповедали массово. И надо знания духовные нести массам. Взять пример большевиков. Они реально воздействовали на массы и подняли их на революционные преобразования. И совершили задуманное. И не только внедрили идеологию, но и всячески поддерживали её. поэтому считаю массовое духовное просвещение необходимо. Край как необходимо. И тому пример всего существования человечества. А вот форма. методы. способы...это вопрос другого порядка. Ибо здесь действовать надо разумно. Не навредить1
Что касается результатов, то это уже выбор лично каждого. Но Церковь, Государство, должны сделать максимально возможное для духовного просвещения и быть, при этом просвещении, идеальным примером.
К этому призывал Господь. И призывает. И стучится в наши сердца. И оправдываться низкой результативностью или нашим холодом. ленью.....не дело.
Спасибо. Всем хорошего 2023 года. Мира, счастья, любви.
С уважением войсковой священник. протоиерей Игорь Бобриков. 89184238232


Протоиерей Игорь Бобриков   29.12.2022 21:19   Заявить о нарушении
дорогой Батюшка!
Я ждал живого слова от Брежнева, от Горбачёва, от Ельцина и от Путина. Но не дождался ни от кого - страх иудейский сильнее их. Такое чувство, что наших даже сама война не разбудит. Они опаздывают!

Спаси Господи!

Борис Силуанов   29.12.2022 22:34   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Силуанов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Астраков
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.12.2021