Рецензия на «О самосознании» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Вот пришла сюда, наконец, как и обещала.
Здравствуйте, Дмитрий.

С самого начала понравился стиль изложения,
особенно эта Ваша постоянная «оговорка».))

К делу. Из всего текста остановлюсь на этом:
«…некто со стороны» как бы постоянно присутствует…»
«…откуда и кто этот неуловимый и непостижимый «зритель».
И про доказательство Бога.

Когда случается "переживание", о котором Вы пишете, в нём
разве есть двое?.. разве в нём есть «я» и «зритель»?..
Есть только один… одно… единое...
Нет никакой мысли, а значит: нет интерпретации,
нет никаких определений и самоопределений.
И при этом Вы не умираете, не сходите с ума, у Вас сохраняется
способность при необходимости мыслить и действовать.

Человеческое сознание тем и уникально, что ему доступно…

Дмитрий, я могла бы много здесь написать. Но, опять же,
для меня очевидно, что разговоры ни к чему не ведут, –
ни к чему практическому.
Считаю, что сначала должен быть реальный опыт, а потом уже
можно о нём поговорить, что-то о нём обсудить. Чтобы говорить
предметно.
Для меня только в таком порядке:
сначала собственный опыт, потом разговоры – и никак не наоборот.
Потому что словами и понятиями можно крутиться вокруг этого
сколь угодно долго – не только часами, но и годами... Годами!
Это я уже проходила.))

Я очень хорошо понимаю всю важность этих вопросов для Вас.
Мне очень близки люди, которые не могут успокоиться,
пока не докопаются до сути.
Я бесконечно Вам благодарна за Вашу искренность и честность
в таких вопросах, которые по-настоящему волнуют,
которые вообще самые главные для думающего человека.
Я уважаю Вас за попытку нырнуть в самую глубину…

С благодарностью.

Света Боярина   10.08.2022 18:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Света. Спасибо за прочтение.

Сразу хочу отметить один момент. Это о Ваших словах: "Считаю, что сначала должен быть реальный опыт, а потом уже можно о нём поговорить, что-то о нём обсудить. Чтобы говорить предметно. Для меня только в таком порядке: сначала собственный опыт, потом разговоры – и никак не наоборот".

Совершенно с Вами согласен и это Вы могли видеть изложенным в третьем абзаце статьи. Только собственный опыт, но не просто умозаключения. И мы с Вами, как мне кажется, одинаково почитаем древний индийский принцип "Ачарьи", т.е. "того, кто учит на собственном примере".

Вы остановились на одном моменте из статьи и по нему я хочу дать маленькое пояснение. Для меня в каждом "переживании" есть само состояние, ассоциируемое с так называемым "я", и его восприятие, происходящее по закону объективации. Именно это постоянное отступление вглубь самого себя, при котором в сферу наблюдаемого попадают все более и более глубокие слои сознания. При этом само восприятие остается активным и условно говоря "движущимся" вперед по оси времени. Как пример, приведу случай, когда мы идем по коридору вагона поезда, одновременно мчащегося в обратную сторону. Мы в нашем восприятии "движемся вперед", но при этом ощущаем, что "падаем в какую-то глубину" самих себя. В каждый новый момент времени наше восприятие обновляется, оно не статично. Поэтому мы не можем говорить о каком-то постоянном "зрителе" - он, этот зритель в постоянном процессе самообновления.

Один случай из жизни. Когда-то, очень давно - лет сорок тому назад - один приезжий американский профессор (психологии, если не ошибаюсь) заметил скептически мне на мои раздумья: а вы попробуйте целый день держать в руке счетчик (counter) и нажимать на кнопку каждый раз, как обратите внимание на вот это необычное для вас явление самосознания. Он имел в виду, что мы это просто не замечаем, а я говорю нечто надуманное. Думаю сейчас, что кнопку я бы держал почти все время нажатой. Или, по крайней мере, бОльшую часть времени. Хотя, по правде сказать, какая разница - сколько? Ведь важно само явление, пусть оно даже и редкое.

Еще раз благодарю Вас.
С уважением,

Дмитрий Новиков Винивартана   12.08.2022 02:16   Заявить о нарушении
Про кнопку понимаю.

В своём отклике я остановилась на отдельных фразах,
но он касается всего текста целиком.
Сейчас тоже возьму некоторые фразы. Вот эти:
«…само восприятие остается активным и условно говоря
"движущимся" вперед по оси времени»
«…наше восприятие обновляется…
зритель в постоянном процессе самообновления».

Если говорить о практическом опыте...
Шагнув за пределы самого "восприятия" можно обнаружить
абсолютный покой, ничем не затрагиваемый.
И это – величина неизменная, постоянная.
Всё остальное – продукт ума. И «зритель» тоже.
И любое "переживание" тоже – даже самое возвышенное.

Возможно, наши "опыты" совпадают. Или нет...
Неважно. Однажды всё и у всех совпадёт.))
Вы написали эту статью четыре года назад, так что
допускаю, что за это время могли быть изменения.

Света Боярина   13.08.2022 20:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Дмитрий Новиков Винивартана
Перейти к списку рецензий, написанных автором Света Боярина
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.08.2022