Рецензия на «О самосознании» (Дмитрий Новиков Винивартана)
Вот пришла сюда, наконец, как и обещала. Здравствуйте, Дмитрий. С самого начала понравился стиль изложения, особенно эта Ваша постоянная «оговорка».)) К делу. Из всего текста остановлюсь на этом: «…некто со стороны» как бы постоянно присутствует…» «…откуда и кто этот неуловимый и непостижимый «зритель». И про доказательство Бога. Когда случается "переживание", о котором Вы пишете, в нём разве есть двое?.. разве в нём есть «я» и «зритель»?.. Есть только один… одно… единое... Нет никакой мысли, а значит: нет интерпретации, нет никаких определений и самоопределений. И при этом Вы не умираете, не сходите с ума, у Вас сохраняется способность при необходимости мыслить и действовать. Человеческое сознание тем и уникально, что ему доступно… Дмитрий, я могла бы много здесь написать. Но, опять же, для меня очевидно, что разговоры ни к чему не ведут, – ни к чему практическому. Считаю, что сначала должен быть реальный опыт, а потом уже можно о нём поговорить, что-то о нём обсудить. Чтобы говорить предметно. Для меня только в таком порядке: сначала собственный опыт, потом разговоры – и никак не наоборот. Потому что словами и понятиями можно крутиться вокруг этого сколь угодно долго – не только часами, но и годами... Годами! Это я уже проходила.)) Я очень хорошо понимаю всю важность этих вопросов для Вас. Мне очень близки люди, которые не могут успокоиться, пока не докопаются до сути. Я бесконечно Вам благодарна за Вашу искренность и честность в таких вопросах, которые по-настоящему волнуют, которые вообще самые главные для думающего человека. Я уважаю Вас за попытку нырнуть в самую глубину… С благодарностью. Света Боярина 10.08.2022 18:58 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Света. Спасибо за прочтение.
Сразу хочу отметить один момент. Это о Ваших словах: "Считаю, что сначала должен быть реальный опыт, а потом уже можно о нём поговорить, что-то о нём обсудить. Чтобы говорить предметно. Для меня только в таком порядке: сначала собственный опыт, потом разговоры – и никак не наоборот". Совершенно с Вами согласен и это Вы могли видеть изложенным в третьем абзаце статьи. Только собственный опыт, но не просто умозаключения. И мы с Вами, как мне кажется, одинаково почитаем древний индийский принцип "Ачарьи", т.е. "того, кто учит на собственном примере". Вы остановились на одном моменте из статьи и по нему я хочу дать маленькое пояснение. Для меня в каждом "переживании" есть само состояние, ассоциируемое с так называемым "я", и его восприятие, происходящее по закону объективации. Именно это постоянное отступление вглубь самого себя, при котором в сферу наблюдаемого попадают все более и более глубокие слои сознания. При этом само восприятие остается активным и условно говоря "движущимся" вперед по оси времени. Как пример, приведу случай, когда мы идем по коридору вагона поезда, одновременно мчащегося в обратную сторону. Мы в нашем восприятии "движемся вперед", но при этом ощущаем, что "падаем в какую-то глубину" самих себя. В каждый новый момент времени наше восприятие обновляется, оно не статично. Поэтому мы не можем говорить о каком-то постоянном "зрителе" - он, этот зритель в постоянном процессе самообновления. Один случай из жизни. Когда-то, очень давно - лет сорок тому назад - один приезжий американский профессор (психологии, если не ошибаюсь) заметил скептически мне на мои раздумья: а вы попробуйте целый день держать в руке счетчик (counter) и нажимать на кнопку каждый раз, как обратите внимание на вот это необычное для вас явление самосознания. Он имел в виду, что мы это просто не замечаем, а я говорю нечто надуманное. Думаю сейчас, что кнопку я бы держал почти все время нажатой. Или, по крайней мере, бОльшую часть времени. Хотя, по правде сказать, какая разница - сколько? Ведь важно само явление, пусть оно даже и редкое. Еще раз благодарю Вас. С уважением, Дмитрий Новиков Винивартана 12.08.2022 02:16 Заявить о нарушении
Про кнопку понимаю.
В своём отклике я остановилась на отдельных фразах, но он касается всего текста целиком. Сейчас тоже возьму некоторые фразы. Вот эти: «…само восприятие остается активным и условно говоря "движущимся" вперед по оси времени» «…наше восприятие обновляется… зритель в постоянном процессе самообновления». Если говорить о практическом опыте... Шагнув за пределы самого "восприятия" можно обнаружить абсолютный покой, ничем не затрагиваемый. И это – величина неизменная, постоянная. Всё остальное – продукт ума. И «зритель» тоже. И любое "переживание" тоже – даже самое возвышенное. Возможно, наши "опыты" совпадают. Или нет... Неважно. Однажды всё и у всех совпадёт.)) Вы написали эту статью четыре года назад, так что допускаю, что за это время могли быть изменения. Света Боярина 13.08.2022 20:45 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |