Рецензия на «2. Каменный гость. Смерть командора» (Мара Рушева)

Здравствуйте, Мара

И все-таки, у Пушкина, как и в опере Моцарта, статуя оживает, и потом они оба проваливаются. Что это значит? Почему статуя оживает и потом проваливается вместе с Дон Гуаном? По-моему, у Пушкина это не ясно. У Моцарта - проще. Дон Жуан наказан за кощунство. У Моцарта поведение Дон Жуана осуждается. У Пушкина - скорее героизируется. Верил ли Пушкин, что к статуям нельзя приставать?

Марина Сапир   09.01.2023 19:04     Заявить о нарушении
Мне сложно ответить на вопросы… наверное другое восприятие текстов АСП…
Гуан и Альварo: oни оба гордые и смелые, Гуан уважал Альваро, но убил, не будучи знаком с его супругой. Почему убил – АСП молчит, читатели додумывают…
Статую, видимо, закопали где-то – вместе с Гуаном, который стал неуправляем. Исчезновение статуи с пьедестала нужно для создания легенды, как и исчезновение Гуана.
Пьеса АСП не только в деталях отличается от легенды XIV в., но и характеристиками действующих лиц – легендарные персонажи жили четыре с лишним века назад.
АСП был реалистом…

Мара Рушева   09.01.2023 20:22   Заявить о нарушении
Мара,

Я думаю, Пушкин реалистом не был. Я вообще не верю в существование реализма. "Правдивое изображение действительности" невозможно, поскольку автор создает художественнные образы. Романтизм - тоже правдивое. Так они понимали действительность. Кто имеет право решать, что "правдивое" - что нет?
Романтизм соответствовал определенной идеологии. А какой идеалогии может соответствовать реализм? Марксизму только.

Какой же это "реализм", когда они проваливаются в преисподнюю? Какой же это "реализм", когда к гробовщику покойники приходят? Какой же это реализм, когда автор-персонаж говорит, и как он сочиняет Онегина, и о своей дружбе с Онегиным?

Марина Сапир   09.01.2023 20:53   Заявить о нарушении
Реализм – это группа течений в искусстве, стремящихся более или менее отображать действительность (к примеру, реализм в живописи: для меня это и классицизм, и романтизм, и наивный примитивизм).
Реалист в жизни понимает как объективную реальность, так и субъективную. В тексте АСП отражены обе реальности, и в «Маленьких трагедиях» выявлено нечто, не поддающееся однозначной оценке типа хороший или плохой (для меня ступор, если оправдывать Дона Гуана по всем статьям).

Мара Рушева   09.01.2023 22:07   Заявить о нарушении
По-моему, понятие "реализм" неполезно, когда мы говорим о Пушкине.
Он все время старается нас мистифицировать (придуманный автор Белкин, автор-персонаж в Онегине, перевод в Скупом рыцаре) и т.д.
Нет слова для того направления, которое создал Пушкин.

Марина Сапир   09.01.2023 22:26   Заявить о нарушении
Пушкинский стиль: европейский романтизм с фольклорной составляющей и с элементами «натуральной школы» (по Белинскому). Если углубляться в дефиниции, то это восточноевропейский романтизм, в отличие от западноевропейского романтизма, к коему причастны, к примеру, Жуковский и Гоголь (Алов) в поэме «Ганс Кюхельгартен». Не может быть и речи об «азиатском» стиле Пушкина: это неприемлемо и находится в русле рецентного отторжения Восточной Европы, вопреки данным географии, климатологии, ИЕ-языка и истории - с приклеиванием к азиатской части света…

Мара Рушева   10.02.2023 10:14   Заявить о нарушении
Марине: написав: «АСП был реалистом…», имела в виду, что никто, и Дон Гуан, в частности, не проваливался под землю в рукопожатии со статуей, и текст «2. Каменный гость. Смерть командора» разъясняет еще раз не мистификацию Пушкина, а отражение давнего завуалирования испанской короной истинных причин убийств командора и Гуана. В связи с текстом эссе вопрос, почему статуя оживает, а потом проваливается, не имеет смысла. Пушкин – реалист, который представил нам политическую интригу (она прошла мимо внимания рецензии, почему-тo…), смешав её с историей любовных похождений.

Мара Рушева   10.02.2023 10:54   Заявить о нарушении
Белинский - это тот, кто сказал, что Онегин - лишний человек, он был слишком хорош для общества светских паразитов.
У Пушкина конец такой же, как в опере Моцарта.
У Аксельрода есть история Дон Жуанов - со статуей и без. Интересно. То есть идеи статуи, рукопожатия и проваливания в ад постоянно то появляюся, то исчезают.

Марина Сапир   10.02.2023 14:55   Заявить о нарушении
Я думаю, непросто доказать, что "Маленькие трагедии" и "Онегин" - какой-то романтизм. Я не видела ничего на эту тему. А вы? Проще увидеть в них отторжение романтизма. Но и это было бы не совсем правильно, по-моему.

Марина Сапир   10.02.2023 15:30   Заявить о нарушении
«Белинский - это тот, кто сказал, что Онегин - лишний человек, он был слишком хорош для общества светских паразитов». ----------- Oнегин в дискурсе ни причём. Причём Белинский, но тот, который вывел определение «натуральная школа», явившееся определённой предтечей термина «критический реализм». В моём замечании речь шла именно о лит-направлении пушкинских произведении, для которого якобы (по-Вашему) нет слова. Есть слово, однако: романтизм с присущей ему вниманием к фольклору и не без реалий «натуральной школы».
«У Пушкина конец такой же, как в опере Моцарта». ---------------- Причём здесь опера Моцарта? Рецензируемый Вами текст имеет иную направленность, нежели сравнение пьесы АСП с либретто оперы Моцарта. Кроме того, темой не является сравнение концовок всех версий старинной испанской легенды за 500 с лишком лет. Старинная испанская легенда имела послесловие о лживости версии с убийством ожившей статуей, и в пьесе АСП есть детали, указывающие на это. Не проваливался Гуан в рукопожатии статуи – вот вывод Пушкина (в согласии с демистифицированной легендой), если провести детективное расследование этих деталей. Расследование проведено, но рецензия не об этом, и как и что тогда мне отвечать – если мои выводы игнорируются (не рассматриваются и не оспариваются).

Мара Рушева   10.02.2023 16:06   Заявить о нарушении
Мара,

Понимал ли Белинский Пушкина вообще? Существует ли вообще "реализм" и "критический реализм"? Я очень сомневаюсь. Белинский был человеком своего времени и определенных политических взглядов. Понимал ли он писателей с совершенно другим мировоззрением, или он, скорее, интерпретировал их творчество с позиций своей партии? Было бы интересно пересмотреть Белинского на предмет предвзятости и необъективности.

Я понимаю ваше разочарование по поводу "Каменного гостя". Но вы тоже нас поймите: Пушкин повторяет то, что он заметил в опере не за долго до того. Пишет "проваливаются". Но в опере это значит одно, а у Пушкина - другое? У меня лично есть сомнения.

Марина Сапир   10.02.2023 16:45   Заявить о нарушении
1. Пocле классицизма пришла пора романтизма и сентиментализма (классицизм как-то сохранялся еще определённое время) - этому еще в школе учили и учат.

2. У меня нет разочарования по поводу «Каменного гостя», напротив – я очарована информативным минимализмом Пушкина в этой пьесе. Мной написано в статье «1. Каменный гость. Смерть дуэлянта и донжуана»: «В итоге видится возвращение фабулы к изначальной трактовке легенды, где уничтожение убийцы командора было прикрыто мифом о мести каменной статуи в стиле Deux ex machina, эффектной концовки спектаклей в античном театре».

3. В либретто оперы Моцарта «Дон Жуан или наказанный развратник» (автора Лoренцо да Понте по пьесе Саморы): «В зале появляется статуя Командора. Она призывает Дона Жуана к раскаянию, но тот с дерзостью отказывается. Огонь охватывает зал, и фурии утаскивают Дона Жуана в ад. Все остальные предостерегают зрителя — вот, что ждёт всех развратников». Пушкин не к0пир0вал эт0, не смешите…

Мара Рушева   10.02.2023 18:27   Заявить о нарушении
Про либретто оперы Моцарта - очень интересно. Я видела оперу всю несколько раз, ничего похожего на фурий и пламени в зале там не происходило. Оказывается, я не знала очень важного! Спасибо!!

"Пocле классицизма пришла пора романтизма и сентиментализма (классицизм как-то сохранялся еще определённое время) - этому еще в школе учили и учат."
Это точно! Просвещение, потом романтизм соответствовали двум опреденным мировоззрениям, исходящим из противоположгых посылок. С этим все в порядке.

Но что же о реализме? Какой философии он может соответствовать? Я не вижу никакой философии, которая могла бы лежать в основе идеи реализма кроме марксизма-ленинизма. Именно марксизм считает, что мы знаем всю правду и можем ее показать в формах реальности. Нельзя сказать что Пушкин, Толстой, Чехов были марксистами-ленинцами.

Марина Сапир   10.02.2023 18:46   Заявить о нарушении
Слово real имеет значение «настоящий, действительный». Реализм – это группа течений в искусстве, стремящихся более или менее тoчно отображать действительность.
По А.А.Грицанову («Новейший философский словарь. Постмодернизм». Минск, «Современный литератор», 2007, 250 аналитических статей) в ряду исторических типов философствования «классика - неклассика – постнеклассика» классический тип характеризует философию XVII в. – первой трети XIX в., а время философствования неклассического типа условно датируется от последней трети XIX в. до начала последней трети XX в., когда приходит постнеклассическое переосмысление феноменов мировой культуры (вторая треть XIX в. осталась в этом ряду, однако, без четкой принадлежности к историческому типу философствования).
Искусство втoрoй трети XIX в. считается эклектичным, рoмантизм первoй трети XIX в. ухoдит в эклектику.

Мара Рушева   11.02.2023 12:51   Заявить о нарушении
Мара,

Вы пишете:
"Слово real имеет значение «настоящий, действительный». Реализм – это группа течений в искусстве, стремящихся более или менее тoчно отображать действительность."

Для того, чтобы представить себе, что реализм существует, надо во-первых (1) считать, что действительность может быть более или менее точно отображена (2) считать, что некоторые писатели хотят более или менее точно изображать, а другие - не хотят. То есть, в основании "реализма" должна быть определенная гносеология, также, как в основании романтизма или классицизма. Я вижу только одну философию, которая имеет такую тоталитарную гносеологию: марксизм.

Я не знаю, почему вы ссылаетесь на статью о постмодернизме. Но, в соответствии с этой статьей, "Онегин" - постмодернизм. Я связывалась с Марком Липовецким, специалистом по постмодернизму (мама работала с его отцом, Наумом Лейдерманом). Он не соглашается. Считает, что "Онегин" - это романтизм. Но по-моему, он не прав. Может, еще ему напишу.

Марина Сапир   11.02.2023 14:05   Заявить о нарушении
Да, и понятие "реализм" подразумевает, что есть "группа товарищей", которая "знает", какое отображение реальности является "правильным". Некоторый авторитет, определяющий "реальность", встроен в это понятие.

Марина Сапир   11.02.2023 14:24   Заявить о нарушении
Вы неправильнo пoняли цитату из слoваря. "Евгений Oнегин", кoнечнo, в русле рoмантизма. Пoстмoдернизм - примернo! с пoследней четверти XX в. Разберитесь сами, please...

Мара Рушева   11.02.2023 14:24   Заявить о нарушении
"Вы неправильнo пoняли цитату из слoваря."
А это уже не вам решать.
Thank you.

Марина Сапир   11.02.2023 14:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мара Рушева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марина Сапир
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.01.2023