Рецензия на «Две Леры» (Александра Казакова 2)

Выбор имён главных героинь символичен. Во-первых, ассоциации с Валерией Левитиной - её жизнь загублена из-за несоответствий чужим требованиям, две Леры чудом этого избежали. Во-вторых, Таира неслучайно назвала вторую дочь таким же именем, как первую - проект по созданию идеальной (с таириной точки зрения) семьи с первого раза не удался, надо его свернуть и начать заново. Сюжет, где боящаяся старости женщина продлевает свою молодость за чужой счёт и делает дочь заложником своих интересов, немного напомнил мультфильм "Рапунцель: запутанная история". Параллели с книгой "Похороните меня за плинтусом", которую упоминает другой рецензент, тоже есть, но там бабушка была психически больна, а Таира просто злая. Хорошо, что у второй Леры была семья отца и друзья, а то с такой матерью, как Таира, можно с ума сойти. Понравилось, что при всей назидательности истории персонажи - не эталоны, а люди с разными судьбами - у Ларисы добрачная связь (что не одобряется) обернулась созданием семьи и самопожертвованием, вторая Лера смогла, несмотря на комплексы, стать счастливой (вообще я скептически отношусь к мезальянсам, но некоторым людям такая модель отношений подходит, да и Василий смог стать для Леры не только супругом, но и значимым взрослым - у неё же мать злая, а отец равнодушный), несостоявшаяся самоубийца выжила и не лишилась надежды. Конец, несмотря на трагичность, всё же светлый - ранняя смерть двух Лер и Ларисы привела их родителей к покаянию. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был прав, когда сказал, что желанные дети абортниц принесут им скорби, и здесь эти скорби выглядят не как наказание за грехи, а как путь к исправлению (а то, что Таира убила собственную дочь, выглядит и как жестокая ирония судьбы, и как обстоятельство, заставляющее открыть глаза на собственную деятельность - абортированные дети были бы ничем не хуже Леры). Важный момент: при всех разговорах о том, что те, кто рожает детей, плодят нищету, семья Славика и Наташи не выглядит малообеспеченной, а клиентки Таиры могут позволить себе предметы роскоши, что не мешает им избавляться от детей. Я вообще замечала, что нищими себя любят называть люди со средним достатком. Нищета - это крайняя степень бедности, это когда человек берёт у знакомых деньги в долг, не зная, когда сможет отдать, и думает, нормально поесть ему впервые за много дней или за жильё заплатить, чтобы на улице не оказаться. А когда люди говорят, что они нищие, потому что у них один компьютер, а им хочется два (образно говоря), то сразу вспоминается пословица о мелком жемчуге и пустых щах. Система ценностей в описываемом обществе явно искажена - про материальные блага я уже писала, учёба воспринимается не как получение знаний, а как показатель престижа. Вторую Леру мучают (вспомнилась фраза из книги Людмилы Матвеевой "Мы в пятом классе": "Когда дети жалуются друг на друга, это называется ябедничать, а когда взрослые жалуются на детей, это называется родительское собрание"), Ларисе родители не дали специальность получить (лучше бы она стала хорошей акушеркой, чем полгода проболталась в этом вузе), зато к таким, как Платон и его друзья, никаких требований не предъявляют. Отношение героев к религии тоже символично - Таира называла себя атеисткой, но с каким-то упоением рассказывала о том, что все попадут в ад, как будто не боялась, а хотела туда (у её реально существующих единомышленников в соцсетях изображения сатанинских пентаграмм), а положительные персонажи (ну, кроме второй Леры) не испытывают никакого невротического страха перед Богом.

Анастасия Реброва   16.01.2023 17:13     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александра Казакова 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анастасия Реброва
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2023