Алекс Манфиш - полученные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Алекс, вы встали на скользкий лёд. Причём как это всегда делают ваши соплеменники, вешать собак начали на моих соплеменников. Вы вообще то на российском - русском сайте. На сколько я знаю, в коренных русских губерниях еврейских погромов практически не было. Погромы устраивали украинцы, белорусы, молдаване, даже грузины, а крайние как всегда у евреев русские. Забавно. Ссылка, на то что Империя была Российской, а потому русские козлы отпущения для евреев, не состоятельна. Украинцы, белорусы, молдаване и грузины давно независимые государства образовали независимые государства. Обращайтесь с этими претензиями к ним. Мы причём? Вот и разместите свою работу на украинском ресурсе и потребуйте у украинцев покаяния за погромы. Не разместите, потому как вас там с дерьмом смешают. А тут на Прозе можно всех собак на русских повесить и ни чего. Конечно, у нас есть антисемитизм, как и у большинства евреев русофобия, особенно на этом сайте. Только кто в чём виноват в этой ситуации, чуть ли не сто лет назад подробно рассказал Соломон Лурье.
Меня вообще то не тревожит то, что в писании написано. Я знаете ли Достоевского читаю по этому вопросу, Толстого, Лескова, и о ужас, Солженицына. Всех их, как и многих других русских писателей и мыслителей евреи занесли в антисемиты. А мне, как то в этой компании комфортно, нежели в компании Гозмана и других евреев русофобов.
Алекс, я задам вам вопрос, после которого, практически все евреи сайта заносили меня в антисемиты. Вам не кажется странным, что где бы не появились евреи, там сразу возникает антисемитизм? Может дело не в русских, испанцах, византийцах, персах, поляках, казаках, а в ВАС самих?
Геннадий Коваленко 1 29.09.2016 22:30 Заявить о нарушении
Во-вторых, то, что я на «российском-русском» сайте, обязывает меня лишь к одному: к использованию в своих публикациях русского языка. Но ни в коем случае не к соблюдения «лицеприятной политкорректоности». На украинских ресурсах мне делать нечего, поскольку я укр. языком не владею. А на тему хмельничины и её зверств обменивался мнениями в том числе с украинскими собеседниками. И соблюдался тон вполне корректный. Не полит-, а просто корректный (см. Форум «Новый Геродот», раздел «Общие вопросы», тема «Иудаизм, христианство и атеизм», стр. 4-7). Я писал туда под ником «Новый».
В-третьих – невзирая на тон, всё же отвечу по сути вопроса. Уж больно концентрированно в вашем письме подаются всё те же штампы. Антисемитизм – это наркотик, о чём я и пишу в этой своей работе. Вы спрашиваете не в «НАС» ли самих дело? Да конечно же, в нас! Упомянутый вами Лурье ломится в открытую дверь. Это аксиома социологии: любая сильная и сплочённая общность, пребывающая внутри численно большей популяции и не желающая в ней раствориться (а с чего бы желать?), вызывает раздражение и неприязнь. Ну, так и что же? «Коль не нравимся мы вам, - не ходите в гости к нам». Нас никто не обязан «любить», и мы этого, честное слово, совершенно не просим. Мерзость заключается не в «неприязни», а в попытках оправдать этой самой «неприязнью» погромы и наветы.
(Кстати, в скобках - насчёт «сильной и сплочённой общности». Именно так. Я сам не люблю это еврейское нытьё о том, что, дескать, битые мы да гонимые... Нет – сильные, умеющие побеждать, жившие и живущие обычно лучше, светлее, содержательнее тех, кто нас окружает. Ибо сумели ещё с древних времён разработать и систему почти всеобщей грамотности – что очень помогает жить, - и принципы взаимопомощи и самоорганизации. И драться всегда умели: бывали подло избиваемы, когда в меньшинстве и почти безоружными оказывались, а если равным оружием, то били сами, и так, что мало не покажется...)
Антисемитизм имеет, конечно, и метафизические основы, но не в меньшей степени – житейские. А именно – зависть. Вы, что характерно, в перечне упомянутых вами общностей («русских, испанцев, византийцев, персов, поляков, казаков») не упомянули итальянцев. И правильно сделали, что не упомянули: в Италии антисемитизм был крайне мало выражен. А почему? А потому, что итальянцы были ещё в Средние века, наряду с евреями, на голову культурнее, образованнее прочих европейских народов (включая застойную Византию) – и, соответственно, жили лучше. Из них тоже выходили банкиры (само слово «ломбард» - от «ломбардцев»), врачи (фамилия «Медичи», кстати, означает «медики»), и т. д. У них не было причин завидовать евреям, они сами жили не хуже. И настолько мало у них было антиеврейской настроенности, что и при Муссолини Италия совершенно не участвовала в Холокосте (были, в силу зависимости от Гитлера, репрессии, но не массовые убийства) – напротив, спасла множество евреев.
Кстати, встречный вопрос: а упомянутая вами русофобия (хотя и не знаю я, кто такой этот Гозман) – это хорошо, это правильно? Ведь такие высказывания о русских и России можно найти, что и мне – не русскому, - обидно становится, потому что я в России и на русской культуре вырос... И вот тут, интересно, в ком «дело» - в ВАС самих или в ком ином? А прочие «фобии» - это как?..
Евреи никогда не желали ни в ком «ассимилироваться», это правда. А зачем? Это не мешало дружелюбным отношениям с окружающими народами в те периоды, когда то или иное государство само нормально к ним относилось. Пример – Россия со времён Екатерины 2-й до окончания царствования Александра 1-го. Огромное множество евреев оказалось подданными Империи в силу разделов Польши. Евреи имели, разумеется, своё вероисповедание, свой уклад. Всё это сложилось очень давно, не во зло России и не в пику ей. И всё это – поначалу, - уважалось. И подданные иудейской веры были благодарны России за прекращение гайдамачины, лойяльны, а во время войны 1812-го года оказали русским войскам немалую помощь (об этом много материалов есть, почитайте...) Всё было именно нормально; и черта оседлости тоже не была злом, если учесть специфику эпохи и государства... Ну, а потом Николай 1-ый решил евреев «ассимилировать» - по угрюм-бурчеевскому способу сведения мира к одной прямой линии. Вот с этого-то весь антагонизм и начался. Можете почитать – это не засекречено, - про институт кантонистов (не только для евреев, но для них преимущественно), про завышенную ПОЧТИ ВТРОЕ (!) по сравнению с христианским населением рекрутскую повинность – да ещё и без равных перспектив продвижения... Потом, при Александре 2-ом, эта жуть, правда, было отменена; но дискриминация осталась: офицером еврей, если не крестился, мог стать только по особому постановлению.
И вышло это всё, естественно, - боком, как всегда, если нечто подобное затевается.
И до чего же это надо не уважать... нет, не евреев – САМИХ СЕБЯ, - для того, чтобы утверждать, что некая общность, относительно немногочисленная, взяла и погубила большой и могущественный народ. Споили, дескать (надо же, а?.. вот так русских обвиняли в «спаивании» коренного населения Сибири, будто бы сам конкретный якут или тунгус не должен быть в ответе за то, что, допустим, спился), сетями опутали... и хоть бы уж решили наконец - революцию мы устроили или, наоборот, СССР развалили? И «Христа распяли» или, наоборот, навязали «жидовское христианство» (у язычников так считается). Как-то нелогично – надо бы уж тогда или одно, или другое...
Если вы читали Лескова, - душевно рад за вас. Только что конкретно из написанного им вы читали? Ибо если его, Лескова, кто-то там – еврей или нет, - занёс в «антисемиты», то это – омерзительная клевета. Лесков написал в 1883-м году замечательное – честное, вдумчивое и в высшей степени грамотное, поскольку он изучил предмет, - исследование «Еврей в России». Напечатаете название на поисковой полоске, – эта вещь сразу выскочит. Там и о погромах есть – в Балте и Нежине (часть 2, параграф 8). До более страшных он не дожил... Как бы то ни было, мне странно, что вы его поместили в данном случае в одну компанию с Толстым, Достоевским и Солженицыным.
Да и этих троих объединять – всё равно что ставить в один ряд пингвина с троллейбусом. Толстой не удосужился сколько-нибудь значительно откликнуться на еврейские погромы, - что ж, его дело, он на своей великописательской (без кавычек, писатель-то и вправду великий) совести много чего имеет; но ничего специально охаивающего он – надо отдать справедливость, - о евреях не писал. Отношение к евреям Достоевского было метафизично и предвзято, но он при этом – опять-таки, отдалим должное, - не притязал на видимость наукообразия, а эмоции – дело опять же личное... А вот Солженицын... Ему место рядом с другими – с Кожиновым и Буровским. Он занимается форменной «нормализацией» погромов – дескать, что уж такого особенного, - попутно, кстати, ещё и издеваясь над русским языком («поднимаясь на всемирный огляд», Россия «вдвинулась» в японскую войну...) По Кишинёвскому погрому надо читать современников – тогда тоже кое-что писали, не эпоха мамонтов, чай, была... Если не Бялика или Жаботинского. – им вы едва ли поверите, - то, например, Короленко.
Насчёт того, на кого я собак вешаю, - их вешать было бы, даже если бы я и хотел, невозможно, они, знаете ли, давно уже сами висят. За те погромы в ответе, к сожалению, именно Россия. В собственно российских губерниях погромов было меньше по той «уважительной» причине, что там и евреев было очень мало. В городах же, включая те, что были в пределах черты оседлости, - особенно в крупных, -среди христианского населения преобладали русские («великороссы» по тогдашней терминологии), а не украинцы, молдаване или кто-то ещё. По демографии тех времён надо читать не словарь Брокгауза и Эфрона, а материалы переписи 1897 г. И нечего прятаться за «Паволаки» Крушевана – он возглавлял бессарабское отделение Союза РУССКОГО (а не молдавского) народа... Этак можно было бы сказать, что основной ансамбль московского Кремля – итальянская архитектура (проектировали-то Фиораванти и Алевиз Фрязин)... Аналогия исчерпывающая, только с противоположными знаками.
И самый кровопролитный из погромов «первой волны» (девять убитых) был, увы, в Нижнем Новгороде (в июне 1884 г.)
Если явление носит общегосударственный характер, то субъект его – позитивно оно или негативно, - всегда государствообразующая нация, и от этого никуда не деться. Я же не «вешаю» на Россию ни хмельничину, ни гайдамачину, ни петлюровщину-атаманщину, ни украинских или прибалтийских полицаев.
И в заключение. Я, конечно же, не оправдываюсь (зачем бы мне это надо было?), но как занятный курьёз отмечу: та моя работа, на которую вы поспешили именно таким вот образом отреагировать, написана как раз (прочтёте полностью – увидите) в опровержение тенденции (и в самом деле возмутительной) припутывать Россию если не к прямой, то к косвенной ответственности за Холокост. И замалчивать сделанное ею в те годы (именно ею, ибо Советская империя тоже была Российской) великое (серьёзно, без кавычек) добро.
Алекс Манфиш 02.10.2016 06:33 Заявить о нарушении
На счёт Италии и отсутствия там антисемитизма, В XVI веке, сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы, евреям было предписано жить в особых кварталах — гетто, которые отделяли бы их от остального населения.
Что бы вы не обвинили меня во лжи приведу цитаты из труда еврейского историка Леона Полякова:
"Возьмем для примера XIII век, когда влияние папства достигло своего апогея. Публикуя буллу покровительства "Sicut Judeis", папа Иннокентий III предпослал ей следующую преамбулу: "Хотя неверность евреев заслуживает бесконечного осуждения, тем не менее, верные христиане не должны их преследовать слишком сильно. Ибо в Псалмах сказано:
"Не убивай их, чтобы мой народ не забыл этого". Иначе говоря, не следует полностью уничтожать евреев, чтобы христианам не угрожала опасность забыть Закон, который неумные (эти евреи) хранят в своих мудрых книгах...".
"Бог сделал Каина скитальцем и беженцем на земле, но Он наложил на него свою печать в виде дрожания его головы, чтобы его не убили. Так же и евреи, против которых вопиет кровь Христа, хотя они и не должны быть уничтожены, чтобы христианский народ не забыл Закон Божий, но они должны скитаться по земле до тех пор, пока их сердца не наполнятся стыдом, чтобы они искали имя Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому хулители христианства не должны получать поддержку христианских государей в деле угнетения рабов Господа".
"В 1553 году начались сожжения еврейских книг;
в 1554 году обязанность содержания приюта для новообращенных, которых к тому времени насчитывалось более ста, была возложена на евреев, остававшихся верными Закону Моисея.
После своего избрания на трон Святого Петра в 1555 году Павел IV провозгласил в своей булле "Cum nimis absurdum", что абсурдно позволять евреям жить в лучших городских кварталах, нанимать христианских слуг и вообще позволять им злоупотреблять христианской добротой. В результате он принял против них суровые меры, прежде всего включавшие их проживание в стенах тесного и нездорового гетто, а также запрет любой коммерции, кроме торговли подержанной одеждой. В основном, эти постановления представляли собой лишь свод канонического законодательства прошлых столетий, нежесткий Павел IV, вопреки практике всех своих предшественников, собирался применять их с буквальной точностью, Все евреи должны были переехать в свое гетто, пала сжег два десятка марранов в своем городе Анконе".
"Но каковы бы ни были отныне папы, судьба евреев оказалась предопределена. Пий V изгнал их из всех городов папского государства, за исключением Рима и Анконы; Григорий ХШ ввел "predica coattiva" - обязательное еженедельное посещение проповедей, во время которой невнимательных слушателей наказывали палками; и даже Сикст V, правивший в конце XVI века, который был доброжелательно настроен к евреям и окружал себя еврейскими советниками, почти ничего не изменил в их новом положении".
И с Лесковым у вас промашка вышла Алекс. Может бы вам и не хотелось его причислять к антисемитам, но это сделали за вас ваши соплеменники в 19 веке после публикаций "Владычного суда", "Жидовской кувырколлегии" и
"Ракушанского меламеда".
Алекс, ну честное слово, я не хочу с вами ссориться. Я хочу получить ответ на вопрос, почему появился антисемитизм. И я вас спрашиваю как учёного историка, а получаю ответ местечкового еврея. Мол все народы ленивые и завистливые, одни евреи трудолюбивые и преисполненные чистых намерений. Если продолжить логическую цепочку рассуждений, то из этого следует, что евреи богоизбранный народ, раз все остальные бяки и редиски. К тому же, давая столь стандартный и ожидаемый ответ, вы не уважаете не только меня, но и себя как учёного и историка.
Геннадий Коваленко 1 02.10.2016 16:16 Заявить о нарушении
Потом продолжу более подробно.
Алекс Манфиш 02.10.2016 17:26 Заявить о нарушении
Я вообще считаю, что мировое еврейство потеряло моральное право вообще в чём либо упрекать не только нас, русских людей, но и кого бы то ни было. Как, возмутитесь вы?! Да в виду событий 2013 - 2016 года. Вообще то, осенью 2013 года в ряды майданутого отрепья из откровенно фашистских организаций типа УПА, УНА-УНСО и др. встала еврейская религиозная молодёжь с благословения киевского раввина. Может вы Алекс вдруг запамятовали, что нацистские молодчики из этих организаций украинских националистов вырезали 1 млн. евреев на Украине? И что только за 2 дня в Бабьем яру они расстреляли 30 тыс. евреев? В курсе. Вообще евреи любят по поводу и без, кричать о холокосте и о том, что вы этого ни когда не забудете и не простите. И что?! Что я вижу?! А вижу я беснующуюся еврейскую молодёжь скандирующую вместе с укронацистами: "Слава Украине - героям слава". Это как понять? Что в Израиле об этом ни кто ни сном ни духом. Под этот девиз укронационалисты резали евреев, а теперь евреи вместе с ними его скандируют? Может израильское правительство возмутилось и предало анафеме отступников? Нет, правительство Израиля, что то невнятно проблеяло и заткнулось. А чего собственно ему возмущаться, если под контроль Израиля попадёт одна из крупнейших стран Европы. Ведь майдан то возглавляют ЕВРЕИ! Может вы не в курсе, что Порошенко еврей, да и Коломойский, да и прочие другие. А когда дело доходит до денег и власти, еврею наплевать на холокост и память предков. Вы её предали. Может вы так же не знаете, что многие нац. батальоны на Украине воевали под гитлеровской свастикой и символикой СС? Да знали вы всё. А то, что евреи Одессы то же решили сформировать еврейский батальон и воевать вместе с укронацистами против потомков тех, кто в 41 - 45 спас евреев от физического уничтожения, вы то же не знали?! У меня вот вопрос, у ВАС господа ЕВРЕИ СОВЕСТЬ вообще есть? Тут, правда Израиль цыкнул, так как назревал скандал и еврейские укропатриоты разбежались по украинским нац. батальонам воевать против москалей под знамёнами и штандартами СС.
Может российские евреи возмутились? Я почему то этого, то же не слышал. Мало того, многие российские евреи, как и их укро соплеменники поддержали все эти Правые секторы, УПА, УНА-УНСО и прочие. Расскажу, что видел собственными глазами, на митинге так называемой российской либеральной оппозиции в Москве, когда я там был по делам. А кто в этой самой оппозиции задаёт тон? Правильно Алекс, евреи, приспешники драпанувшего еврея Березовского. Может вы и его не знаете? Так вот, все эти добрые, славные, трудолюбивые евреи, русские либерасты, и просто пидерасты и лесбиянки, размахивая желто-блакитными знамёнами незалежной неньки Украины, верещали как резанные тот же девиз украинских националистов, девиз под который те расстреливали из пулемётов евреев в Бабьем яру и по всей Украине: «Слава Украине – героям слава!». Лично у меня это вызвало шок. Одно дело смотреть весь этот шабаш по ТВ, и другое видеть всё это собственными глазами и слышать собственными ушами. И верещали этот лозунг вполне известные в России евреи, которые часто по ТВ распинались по поводу холокоста. Нет конечно есть в России евреи, которые поддержали Донбасс: Соловьёв, Кабзон и т. д. Но! Ни от одного российского еврея я не услышал голоса возмущения по поводу этого про нацистского шабаша. И московский раввин почему то этих евреев не осудил и не предал анафеме, как изменивших памяти предков. Ворон ворону глаз не выклюет. Так кто вы господа евреи после этого. А ведь именно с вашего молчаливого согласия и твориться этот шабаш.
Может ещё одну историю рассказать про партию «Парнас», где так же ну очень много евреев. Она себя дистанцирует как либерально-демократическая партия. В Думу у нас выборы были недавно, может слышали? Входят в эту партию все те же персонажи во главе с Мишей Касьяновым и Гозманом, что и верещали бандеровский девиз, а так же сексуальные меньшинства. Короче говоря этакая карликовая маргинальная партия, финансируемая евреями и Госдепом. Они прекрасно понимали, что за них мало кто пойдёт голосовать и решили объединиться. Алекс, ну спросите меня с кем! Я вам отвечу: с русским нацистом Мальцевым и его отморозками скинхедами и прочей падалью, а так же с казачьим нацистом Мелиховым. Он как и Мальцев ранее состоял в Баркашовской РНЕ. Вы думаете я шучу?! Да Боже упаси. Всё это вы проверить можете. Итак евреи, гомики и русские либерасты Парнаса объединились с теми, кто в 90 годы прошлого века открыто кричал: «Бей жидов, спасай Россию»! Может часть сынов древней Иудеи оскорбилось таким объединением? И толпы евреев со скандалом повалили из Парнаса в знак протеста с объединением обыкновенными фашистами? Я почему то об этом не слышал. И после этого, ты Алекс будешь мне что то объяснять?!!! А что ты тут объяснишь?! Что евреи стали в один строй с фашистами для борьбы с Россией и русским народом? Да нет, такие как ты, для себя конечно найдут объяснение этому скотству и оправдание. Как вы евреи нашли его для полицаев из юдератов еврейских гетто, которые в поте лица помогали СС морить своих соплеменников в газовых камерах и сжигать в печах крематориев. Не припомните Алекс, что там написано в оправдательном приговоре по делу об этих полицаях? Напомню: они, де, убивая других евреев, спасали тем самым для будущего, каплю своей еврейской крови. Причём убивая, как истинные сыны своего народа, делали и на этом гешефт. Хочешь жить – заплати полицаю юдерата, и в душегубку пойдут дети сироты и одинокие старики. Потом пойдут бедняки. Потом средний класс и т. д.
Конечно, нам, диким русским Иванам не понять логики столь древнего народа изгоя. Да ладно, под конец несколько утешу вас. Евреи для меня в числе негативных приоритетов не на первом месте. Больше я не люблю своих доморощенных нацистов казакийцев, русских и украинских фашистов. Вы еврейские националисты или нацисты для меня уже давно не актуальны.
P.S.
В Германии за последнюю 1000 лет только изгоняли и высылали евреев из Германии 37 ! раз. Громили, резали, сжигали на кострах 45 раз, то есть, каждые 20,5 лет. У ЕВРЕЕВ к НЕМЦАМ претензий нет. Виноваты только русские и Россия. То же практически по всем странам Европы, но самые отъявленные антисемиты конечно русские.
Да, совсем забыл. Во Франции, кичащейся своим демократизмом и толерантностью идут еврейские погромы.
B Лионе автомобиль врезался в синагогу и поджёг её.
В Монпейе зажигательная бомба была сброшена на еврейский религиозный центр, а также на синагоги в Страсбурге и Марселе, а также на еврейскую школу в Кретей - и всё это недавно.
Еврейский спортивный клуб в Тулузе атаковали «коктейлями Молотова», а на статуе Альфреда Дрейфуса в Париже намалевали слова «грязный жид».
В Бонди 15 человек напали на участников еврейской футбольной команды и избили их палками и металлическими прутами.
Школьный автобус с еврейскими детьми в Обервийе подвергался атакам трижды за последние 14 месяцев.
По данным полиции, в городской черте Парижа за последние 30 дней наблюдалось от 10 до 12 анти-еврейских атак В ДЕНЬ.
Стены еврейских кварталов изуродованы надписями: «евреев - в газовые камеры» и «смерть евреям». Вооружённый мужчина открыл огонь по кошерной мясной лавке (и конечно по её владельцу) в Тулузе.
В городе Вийорбан 5 мужчин напали на молодую еврейскую пару, которым было слегка за 20, и избили их. Женщина была беременна. В городе Сарсель вандалы вломились в еврейскую школу и разгромили её.
Всё это произошло лишь за последнюю неделю».
Но виноваты всё равно в антисемитизме русские.
Геннадий Коваленко 1 04.10.2016 20:06 Заявить о нарушении
Да, был юденрат, я и сам это упоминаю в своей работе. Да, были среди евреев те, кто выслуживался на чужой крови. Ну и что же? Другим можно иметь своих подонков, а нам нельзя? А про зондеркоманду СС 10-а читывали? А про Локотское самоуправление, про 29-ую гренадёрскую дивизию СС (т. н. "русскую № 1; она, в отличие от 30-ой, состоявшей в основном из украинцев и белорусов, включала довольно много русских)? А про 15-ый казачий (кстати о казаках) кавалерийский корпус СС? Ну, так чем вы лучше?..
Да, имеются евреи, поддерживающие украинские националистические течения, идеологические восходящие к хмельничине, гайдамачине, петлюровцам, полицаям… И опять-таки – почему на СЕБЯ не оборотиться (в коллективном смысле сего местоимения? Вы в Москве видели митинг, - о-кей, я тоже кое-что видел. Русских молодцов со свастиками (про нациков знаете, чай)? Спросите – где? Отвечаю: в Ленинграде (да, ещё до переименования, в 89-ом), близ Казанского собора в скверике. Там тогда часто ошивались всевозможные мальчики-неформальчики. И эти, судя по обличию, были ещё и не из "основных" – так, притусованные… И в Белоруссии это бытовало, в той самой Белоруссии, где Хатынь была (фильм такой есть перестроечных времён, "Меня зовут Арлекино", там представлен эпизод с нациком, у которого серьги свастичные)…
А что скажете насчёт воспевания Наполеона… нет, не люмпенами, а представителями русской творческой элиты, начиная с Пушкина и Лермонтова? Они чествовали Наполеона, чьи солдаты оставили нечистоты в гробницах Успенского собора (см. "Записки" Бенкендорфа – очень интересно).
Вот так-то оно. Разница в том, что я, в отличие от вас, не обобщаю и не объявляю русских, в связи с этими фактами, народом, которому "плюнь в глаза – Божья роса". Потому что понимаю – люди в любой общности очень и очень разные, и настроения у них тоже всякие порой бывают, в том числе и у самых лучших… Я в божественность Иисуса Христа, как вы понимаете, не верую, но его слова "Не судите, и не будете судимы" очень стоит помнить, они к данному случаю вполне приложимы…
И вы почему-то именно такие факты предпочитаете в качестве "репрезентативных" в том, что касается евреев. А не то, например, что во время теракта на Дубровке, когда множество заложников было взято, на второй день на переговоры с террористами от Госдумы… кто, вы думаете, рискуя жизнью, пошёл? А пошёл Иосиф Давыдович Кобзон. И вывел оттуда русскую женщину с детьми. Вы на такое решились бы? Не мне ответьте – сами себе…
А этот нонсенс с "погромом 1113 года", который был якобы из-за "еврейских ростовщиков"? Да вы знаете, что всё это из пальца высосано? Это вы, наверное, Карамзина читали, который некритично подхватил псевдонаучную реконструкцию Татищева. В летописи сказано буквально следующее: "Кияни же разъграбиша дворъ Путятинъ, тысячького, идоша на жиды и разграбиша я. И послашася паки кияне к Володимеру, глаголюще: Поиди, княже, Киеву; аще ли не поидеши, то вѣси (знай, пойми), яко много зло уздвигнеться, то ти не Путятинъ двор, ни соцькихъ, но и жиды грабити, и паки ти поидуть на ятровь (вдовую невестку) твою и на бояры, и на манастырѣ , и будеши отвѣтъ имѣлъ, княже, оже ти манастырѣ
разъграбятъ". Вот и всё! И даже неясно, евреев грабили, или была просто потасовка в квартале, называемом "Еврейским"… Обо всём этом – см. В. Я. Петрухин, "Киевское восстание 1113 года и еврейский погром (в интерпретации В. Н. Татищева)", "Славяноведение", № 2, 2013, стр. 3-11.
Насчёт Лескова. "Кувырколлегия" и всё сопутствующее – вещи малоприятные, согласен, но Лесков вообще был склонен к "карикатуризму", и ещё куда мизерабельнее выглядит немец в "Железной воле", который умер, блином подавившись, из-за пустого гонора. Евреи, изображённые им, если и вели себя порой жалко и неэстетично, то, по крайней мере по очень серьёзным причинам. Будешь тут унижаться и кровавым потом исходить, когда твоего семилетнего (!!!) сына гребут в рекруты!.. Скажете, смешны евреи-симулянты? Ну, так а русские нешто от рекрутчины не бегали? В школе учили "Кому на Руси жить хорошо"? Почему Матрёну Тимофеевну, при её тяжелейшей жизни, "ославили счастливицей"? Да потому, что мужа от забрития лба отстояла… Дело понятное, кормилец семьи… но всё-таки Филипп её не пропал бы на службе – взрослый, здоровый и сильный парень , не подросток 12-14 лет, а то и меньше; глядишь, ещё и крест Георгиевский получил бы, дворянкой Матрёнушку сделал бы… Евреям ничто подобное не светило, а светило, что будут тыкать "жидом", и на хлеб-воду – малолетних, - сажать, пытаясь принудить к крещению… У них вдесятеро причин было уклоняться!
Но, как бы то ни было, ПОЗИЦИЯ Лескова отражена в публицистической работе, которую я указал. И называть его "антисемитом" – та же самая предвзятость.
Я не утверждал, что в Италии совсем не было проявлений антисемитизма. Просто их было мало, и они, что самое важное, не носили кровопролитного характера. Указы о гетто – скорее стремление к религиозной сегрегации; а к тому же евреи и сами тяготели к кучному и обособленному проживанию, и это объясняется спецификой религиозной традиции. Вот, кстати, почему еврейские погромы были, а немецких – не было. Немцы жили рассредоточенно. При этом, однако, у того же Некрасова, и в рассказе о той же Матрёне Тимофеевне, читаем о дедушке, который рассказывает ей, что он "… в землю немца Фогеля Христьяна Христианыча живого закопал…" (именно так!)
И все эти россказни о некоем особо злостном еврейком ростовщичестве – тоже миф. Потому что в природе явления разобраться не грех, динамику общественных отношений учесть. За одалживание денег либо принятие их на хранение проценты брали не только евреи – все, кто занимался этим. Потому что это – риск, а риск должен оплачиваться. Но "банкиры" евреи были, представьте себе, наиболее "удобны", поэтому к ним чаще всего и шли, и они оказывались то и дело (коллективно) вне конкуренции. А чем они были так удобны? Да в силу той самой общинной спайки, столь не любимой антисемитами. Еврей на общину опирался очень надёжно, и от неё же зависел. Так вот, "банкир" – это тот, кому, в случае надобности вверяли деньги на хранение, и у кого, соответственно, и ссуды брали. А сдать на хранение еврею считалось наиболее надёжным. Во-первых, потому, что ему некуда было деться от общины, к которой он принадлежал; труднее ему было, чем иному кому, взять деньги и умотать куда-то в отдалённые края, с семьёй или без оной… А христиане иногда так делали – это ж не 19-ый век, когда паспортная система уже была и куда бы смылась та самая процентщица Алёна Ивановна… Во-вторых, если у него, скажем, дом погорел со всеми сундуками, так ему та же самая община вскладчину соберёт, чтобы вернуть мог. Наконец, что касается ссуд, - евреи хорошо знали друг друга, и тот, кто не был в состоянии одолжить сам в конкретном случае, всегда мог порекомендовать кого-то поблизости… Вот так и получилось, что банковскими операциями занимались в основном евреи. Их сначала в этом амплуа предпочитали, а потом уж и ошельмовывать начали… Кроме того, денежная наличность ещё и потому играла в их жизни роль, которая может – если судить предвзято, - показаться чрезмерной, что они периодически подвергались изгнанию. В иные же края мельницу или кузницу не возьмёшь – что в котомке, то и твоё…
"А напоследок я скажу", что этим предъявленным вами перечнем различных нападений на евреев в западных странах вы ломитесь в открытую дверь, как делал когда-то Лурье. Я никогда не считал и не писал, что антисемиты – "только русские" или "в основном русские", и не утверждал, что "русские Иваны" хуже других и во всём виноваты. Если вы увидели у меня нечто подобно, то, значит, читали не по-настоящему, а, наверное, как-то уж очень по диагонали.
Засим остаётся пожелать всего доброго.
Алекс Манфиш 05.10.2016 11:07 Заявить о нарушении
Геннадий Коваленко 1 05.10.2016 20:17 Заявить о нарушении
В одном согласен: действительно мимо кассы. Но дело не во мне. Дурку я включил раньше - когда в первый раз ответил. Не стоило. Я не властен ни переубедить вас и вам подобных, ни запретить вам исходить злобОй (ударение именно на последнем слоге) и источать её. Вы не откажетесь от неё, поскольку, пребывая в этом состоянии, видимо, ловите, какой-то кайф, которого мне, каюсь, не понять. Ибо антисемитизм - это наркотик. И даже не только антисемитизм, а - шире, - вообще ксенофобия.
От этого пристрастия я не в силах вас избавить. Посему - как выразились бы столь взысканные вашим вниманием господа укропатриоты, - здоровеньки булы.
Алекс Манфиш 06.10.2016 08:43 Заявить о нарушении
Геннадий Коваленко 1 06.10.2016 18:42 Заявить о нарушении
(Кстати, в скобках: название "иудеи" - не от того Иуды, а от "ветхозаветного", одного из праотцов, в чью честь и тропарь православный поётся; а к тому же есть ещё и канонизированный Иуда Маккавей, и даже ещё один апостол Иуда, чьё послание входит в НЗ... Так что даже как-то странно, когда люди, называющие себя христианами, столь ненавидят это имя... И надо же, что именно мне приходится это писать!..)
Аргументов у меня очень много, я их приводил пунктуально и последовательно, но вы не желали в них вчитываться, зациклившись на этих митингах и партийных манипуляциях, которые я должен, по-вашему "комментировать". Да что там "комментировать"-то? Ведь всё это - пиар, примитивная реклама, практикуемая для формирования "общественного мнения", т. е. именно тех самых настроений котрыми вы проникаетесь. Для того, чтобы на неё именно покупались - чего делать не советую. Кому-то надо было показать - "евреи тоже за нас"; ну, и прикупили оперативно тех, кто там плясал или прапорами махал... Да вы, кстати, откуда знаете, что все эти "изображавшие евреев" евреями и были?
И это не только в России делается - везде. Кстати, и в Израиле тоже свои митинги, свои тусовки; и меня тут по электронной почте достают рассылками на эти темы всякие подсевшие на пиар-политику - стирать не успеваю...
И потом, почему вы столь избирательно прибегаете к обобщениям ("вы... ваш народ", и т. д.) именно там, где дело касается евреев? Вы же не назовёте свой собственный народ "народом нацистов и предателей" из-за того, что энное количество его представителей ходит со свастикой, а семьдесят пять лет назад и сотрудничало с нацистами!.. Двойной стандарт у вас получается.
Алекс Манфиш 07.10.2016 11:15 Заявить о нарушении
А аргументов по главным заданным вопросам у вас вообще нет. Вы что то там мямили про митинги и политику. Откуда я знаю что израильскими и украинскими флагами размахивали именно евреи? Всё очень просто. В последние годы они так намозолили глаза по ТВ, что не узнать их трудно. А видел я там Борю Акунина, Гозмана, Шевчука, Венедиктова. Так что я ещё раз констатирую, совести у вас нет. И с этим согласны даже некоторые ваши соотечественники.
Пишет zloy_israelit (zloy_israelit)
2014-04-13 18:10:00.
Я их уважаю, вас Алекс нет, как и подавляющее большинство евреев.
Далее, вы ударяетесь в откровенное враньё: "Вы же не назовёте свой собственный народ "народом нацистов и предателей" из-за того, что энное количество его представителей ходит со свастикой, а семьдесят пять лет назад и сотрудничало с нацистами!.. Двойной стандарт у вас получается".
Не называю, так как в % отношении у нас нацистов доли процента и они маргиналы. На Украине и в России (в Израиле то же) большинство евреев поддержало майдан и укро фашистов. И я в комменте тка же выражал своё мнение по поводу русских фашистов. Или опять провал в памяти? Напомню:
"Да ладно, под конец несколько утешу вас. Евреи для меня в числе негативных приоритетов не на первом месте. Больше я не люблю своих доморощенных нацистов казакийцев, русских и украинских фашистов. Вы еврейские националисты или нацисты для меня уже давно не актуальны".
И последнее, когда я читал материалы по Бабьему Яру, у меня волосы на голове шевелились от ужаса происходящего. Я до утра не мог заснуть от потрясения. Там убивали моих соотечественников, какой бы национальности они не были. Убивали их украинские нацисты из УПА, УНА-УНСО и т. д. Убивали по приказу начальника Киевской полиции пана Орлика, чей бюст "героя" Украины сейчас стоит у киевской оперы. Еврей Порошенко любит бывать в опере и его кортеж часто проезжает мимо этого бюста и у еврея Порошенко совесть молчит, как молчит у еврея Манфиша. Может и еврей Манфиш, как и Порошенко, то же скандирует "Слава Украине - героям слава"? Лично я не удивлюсь.
Геннадий Коваленко 1 09.10.2016 10:58 Заявить о нарушении
Я не разражаюсь ответной бранью в ответ на вашу, не желая вам уподобляться, и ничего оскорбительного о русском народе не напишу. Ибо я-то не стану предателем и не плюну в колодец, из которого пил, - уважая себя и своих родных, выросших в России и на русской культуре.
Алекс Манфиш 09.10.2016 20:56 Заявить о нарушении
"Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле". Ю. Фучик. Но вы не равнодушный даже, вы пособник. А всё остальное лишь сотрясение воздуха Господин Манфиш.
Геннадий Коваленко 1 10.10.2016 07:07 Заявить о нарушении
Михаил Каплан 28.03.2017 09:32 Заявить о нарушении
Геннадий Коваленко 1 28.03.2017 17:30 Заявить о нарушении
Это было до разбиения второго Храма, то есть до необходимости появления религиозных систем, как в форме обрядов и традиций.
Раби Акива был из "гоев".
Это величайший мудрец.
Если читать тексты мудрецов без
Ключа,буквально, то это кошмар.
Кровь, ложь, предательства,убийства,шовенизм и пр.
А ведь там, методика развития,взращивание особой чувствительности.
Чувствовать как бы единство формы.
Есть форма желания -нежива
Есть форма желания- растительная,животная,человеческаяи форма, которая называется -говорящий.
Все это оазные меры взаимодействи,взаимопонимания и взаимовключения.
Этническая и национальная составляющая вообще нипричём.
Это путь как отдельной часички(души) так и всей системы,
Которая имеет интегральную Природу иразвивается по незыблемым законам. Нарушение равновесия в системе,ощущается как страдание.
Ну это же просто.
Страдание оно в месте несоответствия.
Важно то, что происходит в сердце человека, вместе где он чувствует. Развивая ощущение взаимовязий и взаимозависимостей человек наполняется любовью, обогощается ей. Отдаляясь и разделяясь теряет меру ощущения.
Скажем родители наслаждаются успехаи и достижениями своих детей, и чем больше детей, больше радости счастья и любви.
Как только человек начнет чувствовать, что все что его окружает это части его самого, он раскроет другой мир чувств,познаний,постижений.
Напр.стая птиц, косяк рыб,муравейник...единая система способна на то,на что не способна частность этой симтемы.
Нас ждет интересное будущее.
Мы сегодня наблюдаем как человечество просыпается.
Мы на пороге фазового перехода в осознании реальности.
И не стоит замыкаться в себе.
Мешает,замедояет темп развития.
Удаи нам достоверный. Да, если будет любопытно, посмотрите книгу:М.Бруштейн " Антисемитизм как закон природы".
Хорошо написан. Материал достоверный.
Михаил Каплан 29.03.2017 09:03 Заявить о нарушении
А что? Очень даже может быть: тождество имён великих со схожими местами, героями...! Спасибо, Александр, позабавили своими изысканиями, особенно с "нефер" и "Эх, на Дон!"))
Эльвира Мухвалеева 24.12.2015 23:36 Заявить о нарушении
Алекс Манфиш 25.12.2015 16:57 Заявить о нарушении
Эх, преподавали бы так историю в школе и не было ни второгодников ни двоечников!
С уважением,
Доротея Литвак 24.12.2015 00:05 Заявить о нарушении
Я Вас и себя поздравляю, с тем, что Вы нашли меня, то есть еще одного Вашего читателя! С восхищением! Удач - творческих в том числе!!!!
Александр Казак 2 10.09.2014 14:51 Заявить о нарушении
Должен сказать, что буквально вчера я опубликовал здесь же, на сайте, новую, недавно оконченную, книгу на ту же тему. По сути - и критическое, и развивающее переосмысление той, пролог к которой Вы читали. Концепция - совершенно та же самая, но усилены аргументы, и я отказываюсь от целого ряда построений, оказавшихся неверными в свете определенных материалов, которых я не знал, работая над первой книгой. Эта моя новая работа - "самодостаточна", в ней всё изложено с учётом того, что читатель может быть незнаком с предыдущей (на которую я то и дело ссылаюсь, но это "расширительные", а не ключевые для понимания ссылки). Но, может, быть, всё-таки стОит прочесть сначала первую, некоторые моменты в ней рассматриваются подробнее.
Ещё раз надеюсь, что Вам понравится. С уважением
Алекс Манфиш 10.09.2014 15:18 Заявить о нарушении
Это было бы так смешно, если б не было так печально. Шарлатанов в этом мире развелось хоть пруд пруди. Их как мух в ином сортире, а учёных не найти.
Геннадий Коваленко 1 02.08.2014 19:08 Заявить о нарушении
Алекс, меня покоробила одна ваша фраза: "И вот мы видим: этот мотив безусловной, чистейшей женской любви к человеку далеко не безупречному, - то, что звучит в плаче Ярославны, - продолжал жить в преданиях мрачной и малокультурной Московии". Мрачная, малокультурная Московия, можно подумать, что в "светлой и культурной" Европе не свирепствовала вплоть до начала 19 века, во всём своём мракобесии святая инквизиция. В парламентской Англии не вешали каждый год сотни крестьян, только зато, что их изгнали с арендованных участков земли и они были вынуждены бродяжничать. А во время Варфоломеевской ночи, в "культурной и посвещённой" Франции, разве не зарезали 4000 гугенотов, а это столько сколько отправил к праотцам "сумасшедший тиран" Иван Грозный почти за 40 лет своего правления. Может вы припомните, с каким исступлением "культурный" герцог Альба резал голландских протестантов?
Вы действительно так думаете или машинально произошло досадное недоразумение?
Геннадий Коваленко 1 11.05.2014 08:40 Заявить о нарушении
Во-первых, о жестокости. В Варфоломеевскую ночь зарезали, кажется, куда больше гугенотов, чем 4000 (убивали же не только в Париже, и каков процент учтенных?), но и количество жертв Новгородского похода Ивана Грозного не исчерпывается тем, которое указано в царском синодике. Да к тому же резали еще и в Твери, и в Клину, и в Торжке - по пути... У Ивана было, конечно, тяжелое детство; ну, так и у французских королей, включая Карла 9-го, - не лучше. В Лувре был такой же террариум. Запад в отношении всевозможных свирепостей был не лучше и не хуже России. Альба резал, и русские рати в Казани и в Ливонии резали (согласно "ливонской хронике"; но ведь и насчет Альбы мы всё это видим во враждебных ему источниках). И немцы, шведы, французы во время Тридцатилетней войны были не гуманнее...
Если без двойных стандартов, то именно так: не лучше и не хуже. Там инквизиция, тут крепостных псами травили.
Но надо определиться, что и когда подразумевать под культурой. В древнем Риме классического периода не только бои гладиаторов были, но еще и бросали связанных пленников - любого пола и возраста, - на растерзание зверям. На потеху публике. Ни в Галлии, ни в Британии, ни во Фракии не было ничего подобного. Там убивали, но НЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ...
Но кто был "культурнее"? В Риме были, наука, философия, развитая литература. Вергилий, Гораций, Петроний и т. п.
Я в данном случае под культурой имею в виду уровень образованности общества и объем творческих свершений. На Западе в 16-ом веке были Леонардо Да Винчи и Микеланджело, на рубеже 16-го и 17-го - Шекспир. Во второй половине 17-го - Лейбниц, разработавший основы математического анализа. На Западе с 12-го -13-го столетий работали университеты. В допетровской же России не было даже зачатков светского академического образования. Потом - наверстали, это дело другое...
Конечно, в большей части стран Восточной Европы дело обстояло похоже. И Россия уже в средние века создала значительную религиозную и историческую литературу - в отличие от многих соседей. Но ведь сравнивают-то обычно с классическими западными странами - Францией, Англией, Италией Германией. И в этом случае утверждать, что культурный уровень в 16-ом - 17-ом веках был сопоставим, - к сожалению, самообман.
Алекс Манфиш 11.05.2014 14:07 Заявить о нарушении
Геннадий Коваленко 1 11.05.2014 15:43 Заявить о нарушении
Поехали по пунктам. Во-первых, отдельной русской цивилизации нет, поскольку та русская культура, расцвет которой пришёлся на 19-ый век, и по стилю, и по жанрам, и по своим, скажем так, мировоззренческим акцентуациям – совершенно европейская. Она, конечно, своеобразна во многом, но, в конце концов, французская, английская, немецкая литературы тоже значительно отличаются одна от другой; так же точно - испанская и голландская школы живописи, немецкая и итальянская оперы, и т. д. Но у всех этих народов – общие культурные основы (христианство и античность), предопределившие общее по большому счёту направление развития и общие области творчества и познания, в которых эти народы (кто-то в чём больше или меньше, но в русле общей всё же тенденции) себя проявляли и проявляют. Россия в эту европейскую сферу быстро и успешно – так, что сумела не только учиться, но и сама очень сильно повлиять, - встроилась. В 18-ом веке, когда приобщилась к той самой европейской системе образования. И это - признак ее органической принадлежности именно к европейской цивилизации и ни к какой иной.
Казалось бы, можно возразить, что и Япония "европеизировалась" точно так же. Но в том-то и дело, что не "так же". Иначе. Да, в экономике и технологии японцы, заимствовав западные основы, модернизировались куда успешнее русских и многих других европейцев; но возьмём гуманитарную сферу, и мы увидим у них совершенно иные типы культурного творчества (кроме, правда, некоторых – и то не всех – литературных жанров). А в России – помимо литературы, - театр, симфоническая музыка, опера, балет, живопись и архитектура европейского типа, религиозная и социальная философия… Да и фундаментальная наука тоже, между прочим; а это именно в Европе всегда культивировалось (у японцев и китайцев больше технологических разработок, но "чистой наукой" они занимаются меньше, а это зависит во многом от подхода, от "менталитета").
И что можно было бы найти в русской культурной жизни такого, что позволяло бы позиционировать её в качестве отдельного "цивилизационного континента"? У Японии, Китая, Индии – иной фундамент, начиная ещё с древности. И прежде всего – иные религиозные основы, и в результате – иное мировосприятие. А у России – те же, что и у Запада.
Пункт второй. Я не согласен, что Россия "моложе" Европы. В чём эта молодость (или "подростковость", как вы пишете) заключается? Да и вообще, что такое "молодой" народ или этнос? Поздно осознавший себя единством? Но национальное становление у русских происходило ничуть не позже, чем у западных народов. В "Слове о полку Игореве" уже сплошь и рядом "Русская земля", и это 12-ый век; примерно с той же самой эпохи можно говорить и о французах, англичанах и т. д. (а не о франках, галло-римлянах, саксонцах…) И окончательная централизация состоялась практически синхронно (Московия – Иван 3-ий, присоединение Новгорода; Англия – война Алой и Белой розы, в итоге – воцарение Тюдоров, стабилизация страны; Франция – Людовик 11-ый, присоединение герцогства Бургундского; Испания – объединение Кастилии и Арагона, завершение реконкисты…) "Молодой народ" не создал бы довольно устойчивое государство (с элементами империи, поскольку начиная с 15-го столетия у Москвы уже были иноязычные владения), попросту не управился бы с такой сложной структурой. Так же, как, допустим, "подросток" не смог бы, наверное, водить грузовик (тем более автобус – до 21-го года, кажется, не дают прав?)
(В скобках: в термине "Московия" нет ничего негативного. Сами русские именовали свою страну Московским царством: "Ино едет собака крымской царь ко силнему царству Московскому". Этот обыгранный в "Иване Васильевиче" текст был записан в 17-ом веке по просьбе некоего англичанина Ричарда Джемса. Потом запись этой песни вместе с пятью другими нашли в Лондоне, и эти материалы были переданы Российской академии наук. "Московское царство" – это аналогично "Римской империи". Видимо, сказалась именно эта, римская по истокам, идея "царствующего града")
Продолжение следует, не получается сразу послать весь текст.
Алекс Манфиш 09.09.2014 16:02 Заявить о нарушении
Но зрелость и образованность – не одно и то же. Там, где вы усматриваете "подростка", мне видится вполне "взрослый человек", во всеоружии зрелого разума", но до поры до времени – с четырьмя классами образования. Который, правда, потом всё-таки, уже во взрослом возрасте, "экстерном", доучился и даже диссертацию защитил. Но лет в 40, а не в 22 или 23.
Если глянуть предысторию, то, конечно, славяне изображаются теми, кто о них писал, не шибко культурными (например, Прокопий Кесарийский, кн. 3 "Войны с готами", гл. 14). Это 6-ой век.
(Если будете искать, то иногда этот отрывок значится в кн. 7, а не 3 – это если ссылка даётся на всю трилогию о войнах с вандалами, персами и готами. "Война с готами" – третья, заключительная её часть)
Дело, однако, в том, что и германские народности в этом плане сильно от них не отличались. Те же франки (уже формально крещеные) в том же 6-ом веке, в 539-ом году, одержав в битве победу над готами, принесли в жертву божеству реки захваченных готских женщин и детей (тот же самый Прокопий, "Война с готами", кн. 2, гл. 25). А если почитать, что помянутый автор пишет о народности "эрулов" (герулов), то… вообще кошмарное описание (там же, кн. 2, гл. 14).
Т. е. "стартовые условия" не очень-то и отличались. Но германцы в те века начали "ходить в античную школу". И ходили в неё несколько веков, в течение которых письменным языком была почти исключительно латынь. Поэтому её учил любой, кто хотел что-то писать. Выучившему же её становилась доступна огромная античная литература: и философия, и беллетристика. И они усваивали принципы научно-философского дискутирования, академическую манеру изложения… а потом и на национальных языках начинала твориться светская культура. И не только германцы в эту "школу" ходили, а также чехи, поляки, венгры… В православных же странах языком богослужения и письменности был церковнославянский. С одной стороны – хорошо, ибо понятный язык, почти свой; с другой – не приобщались именно из-за этого к тому самому античному наследию. И культура, соответственно, была на раннесредневековом уровне. У достаточно зрелого при этом народа.
"Подростковость" тут тем более ни при чём, что подростки зачастую могут быть намного эрудированнее взрослых.
В-третьих, я стою, конечно, на "европейских позициях", но это потому, что мы все – люди европейской культуры. Китайская, допустим, не "хуже", но, не будучи китайцами, мы не можем рассуждать с позиции китайского мировоззрения и мировосприятия. Иной сколько-нибудь обоснованной позиции у нас просто не может быть. Ну, а вы, скажем, хотели бы для России иной культуры, нежели та, которая уже состоялась?.. Вряд ли. Но ведь она не могла бы состояться без этой самой европеизации. Без неё не было бы ни Пушкина, ни Толстого, ни Чайковского, ни Лобачевского…
Образованность, конечно, не однозначный показатель культурности человека или народа. В этом я с вами согласен. Но, исходя из вышеизложенного, образование – это одно из необходимых условий для создания культуры всемирного значения.
(Аналогично, талантливый и даже что-то читавший, но не получивший настояшего образования человек может написать "Златые горы" или "Тонкую рябину", но не напишет "Евгения Онегина")
Далее, на мой взгляд исторической жестокостью – включая массовое истребление или порабощение людей, - запятнал себя любой народ/этнос, который в тот или иной период был достаточно сильным в военном отношении и сумел реализовать стремление к экспансии, свойственное человеческим общностям в принципе. Кто запятнан больше? У каждой общности имеются, к сожалению, тенденциозные и злые мифы об "иных", чужих". В свете (или, вернее, во тьме) этих мифов люди, верящие им, считают свой народ "добрее" и "чище" других. Но на самом-то деле у всех, наверное, по здоровенному "скелету в шкафу", и вряд ли можно объективно сравнить – чей страшнее. Скорее всего – один другого стоит. Ни западные европейцы, ни русские в этом смысле не "лучше" и не "хуже" друг друга или кого-то ещё. Но получается при этом, что наиболее экспансионистские общности являются в то же время и самыми "культурными", если под культурой иметь в виду не "этнографию", а вклад народа в общемировую творческую и интеллектуальную сокровищницу. По большей части выходит так, корреляция несомненна. Это, я думаю, связано с неким общем уровнем активности, энергетики, что ли… И сказывается на любом поприще. Самые продуктивные в этом плане нации – в основном "имперские" (хотя бы в прошлом). Как бы к сему ни относиться, это факт.
Я несколько месяцев был занят написанием новой книги, по мотивам "Культурной предыстории России": там изложена та же концепция, но аргументы усилены (помимо прочего, я отказался там от некоторых наивных, как считаю сейчас, построений), ссылки более академичны, а также, надеюсь, меньше многословия. Я её собираюсь вот-вот выложить. Если будет интересно, гляньте.
Кстати, в этой книге ключевой рассматриваемый документ – всё то же "Слово о полку Игореве". Вы писали (я забыл на это ответить), что я придаю ему чрезмерное значение; но что же делать, если это единственный документ, оставшийся от целой субкультуры? Документ, в котором те самые таинственные "неканонические" имена удостоены сентиментов и даже идеологизации… Это отношение к ним намного информативнее хаотических упоминаний теми, кто едва ли понимал, к чему они вообще относятся. Далее, вы допускаете "эвгемерическую" трактовку Даж(дь)бога и сопутствующих персонажей – в качестве якобы "предков". Но она исключена хотя бы потому, что в тексте Ипатьевской летописи под 1114 г. (на семьдесят с лишним лет раньше написания "Слова") этот самый Дажбог и с ним вместе Сварог преподносятся в качестве египетских (!) царей, т. е. отчуждаются от собственной истории категорически. Это вставка из "Софийского хронографа". Для автора "Слова", на мой взгляд, Дажбог и компания – фольклоризованные христианские термины. Но, условно абстрагируясь от моей точки зрения, предположим, что он интерпретировал их всё-таки в "эвгемеристическом" ключе. Тогда он просто обязан был бы – зная Хронограф (не мог не знать при своём довольно широком, по меркам страны и эпохи, кругозоре), - как-то оспорить принятую "отчуждающую" трактовку, полемически высказаться на сей счёт. А он её просто игнорирует – что свидетельствует о принципиально ином понимании терминов.
Что касается отношения к половцам и смысловой нагрузки термина "поганые", то в контексте "Слова" и то, и другое – совершенно негативно. Ведь человек писал под влиянием момента. "Слово" написано, вероятнее всего, по горячим следам нашествия, всё-таки именно в том самом 1185 году, а не в 1187. Очень весомые аргументы в пользу этого привёл Б. А. Рыбаков («Русские летописцы и «Слово о полку Игореве». Изд-во «Наука», Москва, 1972, стр. 405-406). Ну, и могло ли тогда, в той ситуации, быть "взвешенное" отношение к противнику?..
Пока, наверное, всё. С уважением
Алекс Манфиш 09.09.2014 16:03 Заявить о нарушении
Здравствуйте Алекс. По моему вы несколько абсолютизируете значение "Слова", мне думается, достаточно опрометчиво что либо утверждать имея всего один текст. Нельзя со 100% уверенностью утверждать, что образованный воин - дружинник, православный по вероисповеданию, не может в тексте оперировать терминами языческих богов. Идеология идеологией,а он как человек несомненно культурный и широко образованный, вполне мог это делать, считая себя и своих читателей Даждьбожьими внуками, потомками своих пращуров язычников. 200 лет, на мой взгляд, слишком малый срок для решительного разрыва с прошлым язычеством и отречения от своих предков язычников.
Далее, на мой взгляд, Термин "поганые" такой уж ругательной смысловой нагрузки не несёт. Это общий термин, для обозначения не христианина. К тому же, к концу 12 века, шла успешная интеграция половцев и славян. Так в Чернигове, по оценкам археологов, половецкая диаспора, в то время достигала 40 - 50%, и значительная их часть была уже христианами. Не говоря уже о брачных союзах русской знати со знатью половецкой.
Геннадий Коваленко 1 06.12.2013 21:31 Заявить о нарушении
Прочёл, скорее бегло просмотрел, но я ещё вернусь,обязательно.Спасибо. Было очень интересно.
Теодор Рехельс 22.10.2013 12:16 Заявить о нарушении
С уважением
Алекс Манфиш 23.10.2013 09:16 Заявить о нарушении
Алекс, основной ваш посыл мне понятен и он убедителен, но, как говорится дьявол кроется в деталях. Мне, как и прежде с трудом вериться, что германоязычные варяги преклонялись перед Перуном, божеством совершенно иного культурного мира и пантеона. У вас нет убедительных доказательств этого, на мой конечно взгляд.Ну с чего им приносить жертвы некоемуПеруну и молить его о новых победах, когда у них есть Один?
С хазарами так же не всё просто. Вы отрицаете доминирование Хазарии над Русью, ссылаясь на то, что государство, только что сбросившее хозарскую зависимость, не могло в короткий срок стать соперницей могущественной Византии. Но вы не берёте во внимание, что Хазарский каганат, это не только дельта Волги, он, судя по всему простирался от Средней Азии, до Чёрного моря. И его армию составляли не столько сами хозары, сколько дружины покорённых ими народов. Славян же они, не покорили, как тех же ясов, косогов, булгар. Они смогли их принудить только платить, но не лишить их государственности, в отличае от тех же ясов и косогов. В итоге чаши весов колебались и варяжские дружины были той каплей, благодаря которой перевес получили славяне. К тому же Олег разбил хазарскую армию, но не покорил государство хазар. Кого же тогда покорял Святослав.
Вы забываете ещё один существенный факт, Хазария довольно успешно противостояла натиску арабов, сметавших до этого всё на своём пути. И одно это говорит о могуществе Хазарского каганата.
К тому же, если Каганат не имел той мощи, к чему тем же славянам и варягам называть своих правителей Каганами? Значит этот титул был для них притягателен и символизировал власть. Что вы на это скажете? С уважением.
Геннадий Коваленко 1 04.10.2013 22:06 Заявить о нарушении
Геннадий Коваленко 1 23.10.2013 19:37 Заявить о нарушении
Далее, о хазарах. Я не отрицаю, что хазары сыграли свою роль в славянской истории, но считаю, что они были обычным "соседом", с которым то воевали, то жили в мире, но противостояние которому вовсе не было для них ни "сверхзадачей", ни неким, скажем так, идеологическим лейтмотивом. Когда-то им, может быть, платили дань: дело житейское, в те времена все периодически от кого-то зависели. Потом Святослав их победил... Я тоже совсем не уверен, что он так прямо и "покорил" Хазарский каганат: факт, что хазары сошли с исторической сцены не тогда, а позже. И не уверен, что это мероприятие явилось сверхважным для Киева - опять же, будь это так, в летописи этому походу было бы уделено побольше внимания... Тем более, что Святослав был "дружинным" варяжским князем, больше думавшим о добыче в чужих землях, чем о защите своей (что ему, кстати и ставили на вид).
То, что титул "каган" был заимствован киевскими правителями, безусловно, говорит об относительном могуществе хазар. И ещё о том, что государственная власть у них была более централизованной и "внушительной", чем у славян. "Каган" был чем-то аналогичным "царю".
С уважением
Алекс Манфиш 06.11.2013 15:34 Заявить о нарушении
Прочёл первую часть 4 главы. В принципе готов с вами Алекс согласиться. За исключением того, что Перун есть идолище и змей. Здесь есть сомнения. Вы сами пишите, что Перун у белорусов и литовцев, бог громовержец, небесный бог. Змей же Горыныч, хоть и летает по воздуху, но живёт в пещере и ассоциируется в мифологии индоевропейских народов с подземным миром. А обитатель подземного мири скорее всего Велес.
Кстати, я не надоел вам со своими вопросами? Если надоел, так и скажите.
Плохо, что вашу книгу нельзя купить в бумажном варианте. С уважением.
Геннадий Коваленко 1 25.09.2013 20:11 Заявить о нарушении
Насчёт Перуна: он, на мой взгляд, был для славян чужим божеством,и для них он стал "змеем" по факту своей негативной "идольской" сущности, безотносительно связанной с ним - у тех, кто ему поклонялся, - "конкретики". Они её вряд ли хорошо знали.
Что касается "Велеса" - подробно о нём и обо всей вообще "Трояновой группе" (так я называю тех, кто упомянут в "Слове о полку Игореве") будет в 6-ой и 7-ой главах. Я считаю, что все эти имена - ошибочно принимаемая за языческую древнехристианская терминология. "Велес", на мой взгляд, - эпитет, заменяющий слово "Бог", эпитет, означающий "властитель", "волостель" (ср. форму "Волос": усечение такое же, как "Спаситель" - "Спас"). И в словаре Даля фигурируют и "велес" и "волос" - диалектные варианты, связанные с "велеть" и "власть". У меня на это будет ссылка.
С уважением
Алекс Манфиш 27.09.2013 00:18 Заявить о нарушении
Есть и второй аспект этого вопроса. Вполне можно допустить, что Перун, всё таки был верховным божеством какого либо славянского племени. Ведь у балтийских славян им был Святовит (Родегаст, Триглав и т. д.). Боги западных и восточных славян разнятся. И мы с вами со 100% уверенностью не можем утверждать, что Перун не славянский Бог.
Я был бы рад получить вашу книгу, но возникает меркантильный вопрос. В случае если наложенный платеж за посылку будет свыше 1000 рублей, я не смогу её оплатить на почте. Как говориться финансы поют романсы. С уважением.
Геннадий Коваленко 1 27.09.2013 16:08 Заявить о нарушении
Правда, в Новгородской летописи младшего извода - я её называю "Временником", - имеется вставка о том, что они поклонялись якобы "озёрам, колодцам и растениям". Но это, на мой взгляд, клише. Эти моменты я очень подробно разбираю в 5-ой главе. Что касается "пантеона" - считаю, что все имена, кроме Перуна, внесены туда для "условной конкретизации" (в те времена для убедительности надо было перечислить кого-то, это типичный средневековый приём, и о фактической достоверности далеко не всегда заботились). Факт, что в Академическом и Радзивилловском списках ПВЛ говорится о "кумире" в ед. числе, а не о "кумирах". По моей гипотезе, Хорс, Дажбог, Стрибог и даже "Симаргл" - совусем из другой оперы. Я понимаю, что это тяжело воспринять, существуют устойчивые стереотипы восприятия. Поэтому и построил свою книгу именно как расследование постепенно подмечаемых и накапливаемых странностей. Если сразу вывалить основной тезис он покажется, в силу стереотипов, диким.
Опять до послезавтра, видимо, не смогу, отвечать. По поводу вашей работы дам отзыв на днях. Мысли там интересные.
С уважением
Алекс Манфиш 27.09.2013 17:16 Заявить о нарушении
С уважением
Алекс Манфиш 27.09.2013 18:46 Заявить о нарушении
Геннадий Коваленко 1 27.09.2013 19:50 Заявить о нарушении
Второе, когда вы, Алекс, пишите об противостоянии дружины и славян, я задаю себе вопрос: а была ли дружина одна и была ли она монолитна? Вы утверждаете, что да, была. Я сомневаюсь. Ведь если дружина одна и Владимир её в конце концов "сплавил" в Византию, то с кем остался он? А ведь у него, после ухода варягов, дружина осталась и немаленькая. Мне кажется, что ко времени Владимира, основное ядро дружины составляли славяне и противостояние и соперничество шло так же и между княжескими дружинами.
Если славянская знать в своё время и пригласила Рюрика на княжение, то сделано это было на условиях приемлемых для этой знати, а значит она должна была входить в ближний круг князя и в его дружину. Только в этом случае Рюрику была гарантирована лояльность населения. Ведь согласно летописи, варягов славяне уже изгоняли, а значит имели военную силу превосходящую варяжскую. Изгнание возглавляла славянская знать. И Рюрик, навряд ли бы наступил на старые грабли.
Извините немного сумбурно получилось, но я думаю мои сомнения вам ясны. С уважением.
Геннадий Коваленко 1 29.09.2013 21:01 Заявить о нарушении
Геннадий Коваленко 1 01.10.2013 09:23 Заявить о нарушении
Что касается Перуна у южных славян и т. д. - я читал работы об этом и не уверен в строгой научности тех доводов, которые приводятся на этот счёт. Обычно исходят из наличия созвучных топонимов и созвучных же терминов, относящихся к сезонным песнопениям. Но с топонимика может дать мало определённого, если учитывать, что "перун" - это и нарицательное. А если пишут о "пеперудах" и "пеперунах", то "пеперуда" по болгарски - просто "бабочка"... И потом, где, в какой религиозной системе имя божества прямо совпадало с нарицательным? Я лично таких примеров не нахожу. Мог быть уж скорее когда-то культ кого-то, кто носил некое иное имя и при этом наделялся эпитетом "перуновержец" или нечто подобное - по аналогии с известными мифологическими материалами. У славян должны были действовать те же самые закономерности развития культовой лексики, что и у других этносов.
С уважением
Алекс Манфиш 03.10.2013 06:43 Заявить о нарушении
Геннадий Коваленко 1 03.10.2013 06:55 Заявить о нарушении