Михаил Попенко - полученные рецензии

Рецензия на «Плащ крестоносца» (Михаил Попенко)

ЩИТ ВАТИКАНА
Заметки на полях «католического» романа Михаила Попенко «Плащ крестоносца» (издательство «Алтай»).

Признаюсь: я не большой любитель церковно-богословской беллетристики, и никогда не думал о том, что она может обладать привлекательностью детектива. Пока не прочитал у книжной полки в торговом зале петербургского магазина «Слово» первые несколько страниц «Плаща крестоносца», исторического романа, изданного Алтайским книжным издательством в далёкой Сибири.
В подзаголовке он называется «История рыцаря, не сумевшего стать монахом» и повествует о крестовом походе в Лангедок, в первой трети XIII века опустошившим юг Франции и направленном против еретиков-альбигойцев, создавших там свою церковь, едва не вытеснившую оттуда католическую.
Спасли её сохранившие верность римскому папе северофранцузские рыцари, огнём и мечом истребившие тулузских вероотступников. Автор книги Михаил Попенко, как это явствует из вступительной статьи, один из местных журналистов, считает, что репрессии, развязанные римской курией, против еретиков справедливыми и убеждает в этом столь увлекательно, что ему хочется верить. Мне кажется, что название «Щит Ватикана» гораздо лучше чем «Плащ крестоносца» выражает смысл его сочинения.
События альбигойской войны, длившейся два десятилетия, дают современному читателю редкую возможность по новому взглянуть на ту полную драматизма историческую эпоху, во многом определившую систему культурных и религиозно-нравственных ценностей нынешней европейской цивилизации.
«Плащ крестоносца» - не совсем обычное произведение.
Его трудно отнести к какому-то определённому жанру литературы. Это нечто среднее между романом, хроникой, дневником и историческим исследованием.Пожалуй, правильнее всего его будет назвать апологией. Апологией христианства вообще и католицизма в частности.По крайней мере, такая формулировка, на мой взгляд, вполне соответствует логике книги, главный герой которой взял на себя труд описать историю южно-французских еретиков, «дерзнувших восстать против матери нашей римско-католической церкви»
При изложении и анализе событий ему далеко не всегда удаётся сохранить объективность, и поэтому в целом книга имеет ярко выраженный личностный характер.
«Я не устаю благодарить Господа, - говорит в самом начале книги рассказчик - рыцарь Мишель де Лорте,- за то, что Он, убрав с моих глаз пелену неосведомлённости, раскрыл передо мной великую тайну нашей католической веры, без которой загадка человеческого бытия оказывается неразрешимой» Эмоциональная окрашенность авторских суждений, легко объяснимая и вполне оправданная, не только не скрывает исторической правды, а, напротив, лишь придают ей особый колорит, своего рода «аромат давно прошедших столетий»
Надо отдать должное российскому автору.
Он проделал огромную работу по поиску, разбору и сопоставлению массы старинных текстов. Библиография к «Плащу крестоносца» включает не один десяток названий книг на всевозможные исторические и богословские темы.
Поэтому не подлежит никакому сомнению познавательная и художественная ценность романа.
Перед читателями разворачивается широкое и красочное полотно, превосходно изображающее политическую, интеллектуальную и духовную жизнь Франции 12-13 веков. Яркие краски тех далёких времен чередуются с глубокими тенями: слепящий свет экстатических прозрений христианских подвижников с непроглядным мраком невежественного народа, призывы к ангельскому милосердию во имя Господне с поражающими воображение ужасами массовых казней, мирные богословские диспуты с дикими расправами над еретиками.
Мишель де Лорте, усвоил латынь, прочитал несколько книг Плутарха и Страбона, получил некую сумму знаний от отца Бенедикта, познакомившего его с мусульманским вероучением и историей возникновения ересей, волей судеб поочерёдно оказывается помощником двух известных деятелей церкви брата Петра де Кастельно из аббатства Фонфруа и Арнольда Амори, аббата из Сито. В связи с этим он получает возможность всмотреться в широкие горизонты французской политической жизни, очертания которой вырисовывались в соперничестве между могущественными европейскими монархами, желании папы продолжать крестовые походы в Святую Землю, а также войне с еретиками в Лангедоке.
Многообразие увиденного и собственные противоречивые чувства, заставляют гасконского рыцаря размышлять о непостижимости путей Господних и искать духовную опору для своей души. Её он находит в Священном Писании и поучениях своего духовного наставника отца Бенедикта.
«Не превращайся, Мишель, говорит он ему, -
в человека с двоящимися мыслями. Верь в Иисуса Христа. Он даст тебе возможность на путях добра, добиться всего, что ты пожелаешь. Следуй за Господом, и Он сделает ясным смысл твоей жизни, который для большинства живущих на этой земле так и остаётся тайной до их последнего вздоха».
Своеобразная по форме, глубоко философская «История рыцаря, не сумевшего стать монахом», написанная на основе богатейшего исторического материала и подкупающая своей достоверностью в то же время чрезвычайно увлекательная и современная книга.
Многие её страницы, посвящены противоречиям духовного состояния тогдашнего общества. Но и сегодня мы видим повсюду то же самое.
При внешней видимости религиозности, наши современники
всё более теряют свою традиционную веру, и в то же время напряжённо и настойчиво ищут Бога, без которого невозможно наполнить смыслом человеческое бытие. Без духовной жизни, освящённой благодатью евангельских заветов, не может быть счастья и благополучия. Помочь её устроить может только христианская церковь, неустанно поддерживающая вечный свет библейских истин.
О её вкладе в управление государством и о являющейся нравственной ценностью всего общества личной вере каждого человека, рассуждает Мишель де Лорте.
«Господь наш Всевышний не проводил границ между странами, не называл их королевствами или империями, не делил род людской на знать и простолюдинов. Он дал, всем нам, грешным, свои заповеди. Следуя им душа человека, сидящего на троне или в поте лица своего трудящегося в поле, будет благоденствовать, а сам он будет жить долго и счастливо. Забвение Господних заветов ведёт к множеству несчастий, войнам, ересям и мятежам, извечным спутникам смерти.
Сильные мира сего, не ведающие истинной добродетели, из-за гордыни и корыстолюбия, распаляемых в их душах дьяволом, обрекают своих подданных на нищету и погибель. Ради золота и власти они продолжают воевать даже тогда, когда сам папа призывает их к христианскому миру»
С одной стороны, такой образ мысли является поиском возвышенных ценностей в контексте великой и благородной традиции, какую представляет собой христианство. Его нельзя, пользуясь сомнительными предположениями, произвольно перекраивать, как это делали еретики в древней Азии и средневековой Европе и, что, к большому сожалению, нередко происходит в наши дни.
С другой - это проблема взаимоотношений между Евангелием, культурой, политикой и человеческой душой, надломленной тяжестью первородного греха. Проблема греховности человека составляет одну из главных сюжетных линий романа. Решается она в пользу католического вероучения.
Человеческий разум ограничен и без помощи Святого Духа ему никогда не вырваться из тесных рамок своего сознания.
Вера, не устает повторять автор, обогащает внутреннюю культуру человеческой души. Без неё нет нравственности и духовности.
При трактовке неоднозначных событий церковно-политической истории автор, удачно избегая поверхностного подхода к их описанию, пытался находить во всём происходящем высший смысл Господнего промысла. Евангелие должно выражать не только самое себя, но сделаться таким, чтобы его способы самовыражения стали плодотворными принципами, наполненными реальной жизнью,
Евангелие и культура, в самом широком смысле её понимания, должны представлять собой в сознании христианина неразрывно переплетённое между собою двуединство.
Совершенно бесполезно пытаться насытить человека всевозможными материальными благами, нужными ему в экономической и биологической жизни. Человеческая душа несёт в себе неутолимую жажду вечного и беспредельного. Поэтому она никогда не откажется от поисков Бога.
В этих поисках роль знающего верный путь проводника отведена в романе католической церкви.
Борьба добра и зла в душе человека в «Плаще крестоносца» показана как неизбежный конфликт человеческого существования, а его решение даётся с помощью благодати и мистической тайны, законы которых не поддаются никакому исследованию. Нет ничего более неуловимого, чем вмешательство Бога в ход человеческой судьбы. И нет ничего более необходимого. Это - типично католическое решение нравственной проблематики.
В книге прекрасно нарисована картина непримиримого столкновения христианства и манихейской ереси-двух сил, изначально враждебных друг другу.
Тема положительного влияния католической церкви на различные события европейской истории и её мощного облагораживающего влияния на человеческий дух, давно уже не поднималась. В России, кажется, книга такого плана вообще первая.
И уже, поэтому она заслуживает внимания читателей, сёрьёзно интересующихся историей религий. Не случайно в июльском номере журнала «Наука и религия» большая публикация о «Плаще крестоносца» названа «Война и мир 13 века»
Евгений Русских

Евгений Русских   14.01.2009 17:35     Заявить о нарушении