Шпак Алексей - написанные рецензии

Рецензия на «НЕ запрещай себе мечтать!.. - Кто же автор?» (Ольга Благодарёва)

Если я приведу несколько отрывков из стихотворений крупнейших русских поэтов, не называя их имен, то всякий из вас, сколько-нибудь знакомый с русской поэзией, сразу и без всякого труда определит, кто именно автор каждого из отрывков.

Я вас любил. Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит, —
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Посмотрите, как просто, как естественно. Как будто сел человек к столу и сразу, не задумываясь, написал письмо к когда-то любимой женщине; даже трудно себе представить, как же иначе, какими другими словами можно написать это. И вместе с тем, – какая покоряющая сила чувства, какая поэзия! Эта удивительная простота, эта гармония и хрустальная ясность стиха, эта заражающая сила настроения скажут вам с полной несомненностью: конечно, это – Пушкин.

Но верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил, – клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.

Эти решительные, короткие, так называемые мужские рифмы, эта мужественная энергия языка, этот стальной звон боевого меча в стихе… Вы с уверенностью говорите: конечно, это – Лермонтов.

Есть некий час всемирного молчанья.
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу,
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах.

Что-то странное, мало понятное, и в то же время что-то таинственно-значительное, волнующее душу сокровенным своим смыслом. Как будто древняя, седобородая пророчица-сивилла средь непроглядной ночи в экстатическом полусне бормочет вещие какие-то слова. И вы без колебания говорите: это – Тютчев.

От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стал погибающих
За великое дело любви!
Тот, чья жизнь понапрасну разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить…

Тяжелый, негибкий стих, неуклюжие рифмы: «болтающих – погибающих», «разбилася – билося» (что вовсе даже не рифма, а просто повторение того же слова с приставкой). И рядом с этим – горькая тоска покаяния, страстные порывы к служению страждущему человечеству, великая трагедия возмущенной совести… Конечно, это – Некрасов.
То же и с прозаиками. По десяти строкам Гоголя, Толстого, Достоевского или Чехова вы безошибочно определите их автора.
В чем же дело? Почему среди многих сотен тысяч напечатанных у нас стихов, среди миллионов листов печатной прозы вы по нескольким стихам или строкам сразу и легко узнаете названных авторов? Потому, что у каждого из них есть свое характерное духовное лицо, раз увидев которое, вы его уже не смешаете ни с каким другим. Особенность художника сказывается в характере его мыслей, настроений, переживаний, в его слоге, в самом тембре и ритме речи.

[...]

Сильно мешает начинающему писателю быть самим собою еще влияние великих образцов. Часто ему даже нравится, что у него выходит совсем так, как у любимого его писателя. Помню, лет тридцать назад, когда у нас в большой моде был Надсон, один студент прочел мне стихотворение и спрашивает:
– Угадайте, чье это стихотворение?
– Конечно, Надсона.
Студент вспыхнул от удовольствия, с скромною гордостью потупил глаза и сказал:
– Это – мое.
Он был очень горд, что его стихотворение можно было принять за надсоновское. Но гордиться тут было решительно нечем. Вовсе не трудно подделаться под чужую, уже готовую форму, – для этого достаточно быть способным попугаем или скворцом. Гордость поэта как раз в том, что его нельзя смешать ни с каким другим

Вересаев В.В.

Шпак Алексей   01.12.2018 19:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пророк» (Антонина Быстрых)

-Не до конца понимаю, какой смысл ты пытался вложить во всё это, но мир, созданный тобой, погряз во грехе.
-Я - есть грех!
-Ты - Бог.
-У каждого бога есть тело.
-Ну и что с того.
-Тело бога - его дьявол. Тело бога смертно. Тело бога гибельно. Тело Бога - воплощение смерти и зла.
-Зло - есть смерть?
-Зло - есть боль.
-Смерть - это боль?
-Не сомневайся. После смерти ты не покинешь тела, а будешь вынужден впитывать боль сгнивающих нервов. Слепнуть, глохнуть, сходить с ума.
-Когда же я вернусь в рай?
-Никогда. С тех пор, как ты умер, ты обречён на вечные муки.
-Но Рай!...
За частоколом высохших деревьев вздымалось жаркое солнце. Новый день погасил свечу на столе. Мы перешли на террасу.
-Рай? Есть и другое мнение. Я - Бог.
-Я об этом и говорил.
-Я - сущее и вездесущее.
-Да.
-Я - само мироздание. Высшее слово и закон.
-Точно так.
-Значит, ты - это я.
-Что, прости?
-Значит, рай - это я.
-Ничего не понимаю...
-Мне незачем изгонять себя самого за пределы самого же себя. Всё, что ты приобретёшь, пожиная плоды жизни, вернётся ко мне. Ты вернёшься ко мне...
-И буду вечно пребывать в раю?
-Именно.
-Но ты только что сказал...
-Именно! Такова природа вещей. И в этом-то и состоит основной принцип отбора: принять назад лишь те части самого себя, которые извлекли урок, вынесли пользу из отдельного существования.
-Всех остальных в чистилище?
-Да.
-Всем быть в чистилище.
-Почему?
-Не до конца понимаю, какой смысл ты пытался вложить во всё это, но мир, созданный тобой, погряз во грехе.

Шпак Алексей   01.06.2014 00:07     Заявить о нарушении
грех - это относительность по отношению к господствующим моральным устоям. Спасибо за замечательный отзыв

Антонина Быстрых   01.06.2014 09:27   Заявить о нарушении
Грош цена этому отзыву. Пятиминутная графоманская блажь.

Шпак Алексей   02.06.2014 14:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Спасибо что мертвы» (Евгений Габелев)

Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поет,
А если в точный срок, так - в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в "Англетере".
А 33 Христу - он был поет, он говорил:
"Да не убий!" Убьешь - везде найду, мол.
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
И гвозди в лоб, чтоб ни о чем не думал
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, -
Вот и сейчас - как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
Задержимся на цифре 37! Коварен бог -
Ребром вопрос поставил: или - или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, -
А нынешние - как-то проскочили.
Дуэль не состоялась или - перенесена,
А в 33 распяли, но - не сильно,
А в 37 - не кровь, да что там кровь! - и седина
Испачкала виски не так обильно.
"Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа!"
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поеты ходят пятками по лезвию ножа -
И режут в кровь свои босые души!
На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е", -
Укоротить поета! - вывод ясен, -
И нож в него! - но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, -
Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился - и, может быть, концы
Поетов отодвинулись на время!
Да, правда, шея длинная - приманка для петли,
А грудь - мишень для стрел, но не спешите.
Ушедшие не датами бессмертье обрели,
Так что вы их не слишком торопите!

P.S.: Сайт предложил мне ввести четыре цифры защитного кода. 3733 - как фатально!)

Шпак Алексей   11.09.2013 17:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Без названия» (Аметист)

Знакомый стиль... )
Это прекрасно.

Шпак Алексей   01.11.2010 23:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тебя похвалят многие вокруг» (Вита-Виталина)

Главное Вы показали: к какому виду читателей\критиков мы все должны стремиться. Уже давно думаю об этом, но людям сложно менять самих себя.

Шпак Алексей   19.10.2010 13:03     Заявить о нарушении
Согласна) Однако "сложно" не есть "невозможно", верно? Было бы желание...
К тому же, суть-то ведь проста и известна давным-давно: "Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим")).

Вита-Виталина   19.10.2010 13:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как написать эпическое фэнтези. Краткий курс» (Айман Наджер)

Блин. Весь шаблон подходит, а вот самонадеянность не подходит. Пойду думать, как всучить злодею самонадеянность, если он очень мудрый тысячелетний учёный. )))
Спасибо. Посмотрел на себя со стороны и посмеялся. Побольше бы таких шаблонов, чтобы мы уже думать начинали своими головами, а не тщеславием.

Шпак Алексей   19.10.2010 12:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «Уж лучше голодать, чем что попало есть...» (Вита-Виталина)

ЗдОрово! Именно такой шаблонный фентези-роман http://www.proza.ru/2007/01/29-269. я сейчас и пишу. Сплошные клише и повторы всем известных классиков. Но, блин, я не могу его не написать. Я так люблю эту ещё не созданную книгу. Надеюсь, его никто не будет читать.)))

Шпак Алексей   19.10.2010 12:38     Заявить о нарушении
Алексей, а зачем тогда Вы его пишете? Только чтобы прочитать самому? В принципе, конечно, имеете полное право...

Вита-Виталина   19.10.2010 12:44   Заявить о нарушении
Нет, пожалуй, исключительно ради процесса написания. Будем считать это моей пробой пера.

Шпак Алексей   19.10.2010 13:07   Заявить о нарушении
Ок)) Это Вы о Березарке?

Вита-Виталина   19.10.2010 13:28   Заявить о нарушении
Нет. Березарк - рассказ. У него есть логическое продолжение, и даже предыстория. Да, он так же, несомненно, шаблонный, но он был нужен мне больше для рисунка персонажа, нежели сюжета.

Шпак Алексей   19.10.2010 15:36   Заявить о нарушении