Анатолий Апостолов - написанные рецензии

Рецензия на «Пещера с сюрпризом - фантастический роман» (Борис Виленский)


ПЕЩЕРА В ОКЕАНЕ ВРЕМЕНИ
О научной фантастике Бориса Виленского
Человек не только мыслящее и страдающее социальное животное, утверждает социально-педагогическая антропология, он ещё и существо любопытное, любознательное, которому изначально даны Радость Познания, дар выбора, указан путь к саморазрушению и путь саморазвитию — путь к доблести и совершенству.

Человек — существо мыслящее, эмоциональное, грезящее, мечтающее и фантазирующее. На этой жгучей природной любознательности, логической фантазии и грёзах мыслящего человека развилась и продолжает развиваться научно-техническая мысль, фундаментальная и прикладная наука.

Человек — не только существо логически мыслящее и научно грезящее, но и существо нравственное и альтруистическое. Социальные и научно-технические грёзы неразрывно связаны с внутренним духовным миром человека и морально–нравственным, психическим состоянием социума.

Наука — это бесконечные странствия любознательного ума в поисках неведомого, непрестанное проникновение в неизвестное, неукротимое стремление познать мир, в котором мы живём. Чтобы познавать мир и успешно раскрывать его тайны, человеку необходимы понимание и знания, отчасти он должен быть носителем истинных и объективных знаний. Научные факты «холодны» и беспристрастны, они не подогреваются жаром человеческих страстей и пылкостью воображения, а посему эмоциональным и этическим дополнением к современной фундаментальной прикладной науке является научная фантастика.

Как всегда, на первом месте под пристальным вниманием писателей-фантастов, продолжает оставаться мир предельно большого — сама Вселенная. На втором месте в научной фантастике стоит мир объектов средней величины— от молекул до Земли, а на третьем месте — мир предельно малого — элементарные, предельно малые частицы (электроны, протоны, нейтроны, мюзоны), которые непостижимым образом ведут себя, как волны, то, как частицы. Загадочное и непостижимое явление или объект для пытливого ума всегда рядом, всюду и везде, здесь, в пещере с сюрпризом, в параллельном мире, в стране Лемурии, в садах студёной Гипербореи, в Шамболе, и далеко там, на окраинах Вселенной в Океане Времени. Научно-фантастический роман Бориса Виленского «Пещера с сюрпризом» как раз на эту тему, на тему философии Вечности. Научная фантастика Бориса Виленского по полёту и широте мысли сродни той классической фантастике, которую сегодня публикует на своих страницах научно-популярный журнал «Наука и жизнь» в виде отдельных законченных рассказов или фрагментов фантастических повестей с продолжением.

Надо признать, что «пещерная» тематика наполняет не только древнюю мифологию, фантастическую литературу прошлого и настоящего, но иногда лежит в основе дел вполне дел земных, конкретных и реальных, касающихся «красных мистиков» и изотериков-чекистов во главе с «невротиком-декадентом» Вячеславом Менжинским. Например, тема пещеры, ведущей в мир могущественной подземной цивилизации, с её, так называемым гипермощным «лучевым оружием» легла в основу вполне реального, уголовного и совершенно секретного дела ОГПУ № 99762/1929 от 28 сентября 1929 года – «Дело уполномоченного ИНО ОГПУ Блюмкина Якова Гершевича, 1898 г/рождения, по ст.58.1 и 53.10 Уг. Кодекса РСФСР осуждённого в порядке, предусмотренном Постановлением Президиума ВЦИК Союза ССР от 5 мая 1927 г.»

«Пещера с сюрпризом» писателя Бориса Виленского — это одна из тех пещер, из которых «человек умелый» 100 тысяч лет назад вышел из полутьмы бытия на Божий свет, чтобы видеть Солнце и познавать окружающую его суровую и беспощадную реальность. Это та самая хронопещера, хранительница артефактов, культов и культуры человечества, которая ведёт его вперёд из прошлого в настоящее, это пещера в Океане Времени, иногда позволяющая нам на выходе прозреть на миг наше сумеречное будущее.

Новые идеи в XX веке способствовали прогрессу научного знания и пониманию, с одной стороны, структуры атома и элементарных частиц, а с другой — структуры Вселенной и её составных частей — галактик и звёзд. Наука и научное творчество порождали научную фантастику, а фантастика популяризировала науку и предлагала множество вариаций и гипотез на темы, трудно понимаемые и порой необъяснимые. Например, на природу гравитации и времени, искривления пространства и многомерности миров, на биологические процессы самовоспроизведения, наследственности и генетики, на задачи новой науки — молекулярной биологии, на способы освоения новых энергетических технологий. Научная фантастика Бориса Виленского из разряда классической советской фантастики, которая была далека от религиозной мистики, тайных знаний, эзотерики и теософии.

Герои научно-фантастического романа Бориса Виленского «Пещера с сюрпризом» — типичные простые советские в исключительных обстоятельствах, а посему в итоге, все они — герои исключительные. Вселенная для ищущих и любознательных людей всегда делает им щедрые подарки — превращает незримое в зримое и помогает преодолевать (осмыслить) в своём сознании непреодолимое и немыслимое.

События и действия героев научно-фантастического романа приходятся на Смутное время «лихих» 90-х и безыдейных нулевых годов, когда, по признанию одного из героев романа Павла, в стране было страшно жить, когда в Москве много развелось молодых людей, которые работать не хотят, учиться тоже, в армии не служили, но жить хотят по-царски. А чтобы что-то иметь — надо у кого-то что-то отнять».

Герои романа Виленского — из разряда тех самых лучших постсоветских людей, которые не упали духом на развалинах СССР и не изменили ради Золотого Тельца своим принципам и своему основному профессиональному делу..

Во главе добровольной научной экспедиции двое ветеранов «странной войны» в Афганистане (руководитель научной экспедиции Олег Марков и его заместитель Михаил Бельский), военные разведчики, горные спасатели и спелеологи, инженер-энергетик и астрофизик, педагог, радист, кинооператор и даже носители волевой энергетики, «обладавшие незаурядными экстрасенсорными способностями».

Наука — обоюдоострый клинок. Каждая эпоха по-своему отражает антиномию: знания могут быть направлены в противоположные стороны, служить и добру и злу. Стало уже банальным говорить о зависимости научной фантастики от научно-технической революции. Но от этого никуда не уйдешь — наука бесповоротно и навсегда становится насущной частью нашей повседневной жизни.

Фантастика расковывает современное воображение и дает почувствовать человеку безграничность его возможностей. Одновременно с этим она способствует греху гордыни и мании величия и тогла одному человеку или группе людей хочется быть владыками мира, его полновластными хозяевами. И в далеком прошлом и сегодня некоторые гиперактивные личности искали и продолжают искать то, что даст им могущество, возможность владеть судьбою мира.

Последнее внушало людям большие опасения, что новоявленные нероны, наполеоны, гитлеры и прочие, получив власть над разрушительными технологиями, попытаются проявить свою власть над
людьми. Лавинообразно нарастающий прогресс науки и техники сказывается в повседневной жизни и сознании каждого цивилизованного человека. Индустриальная деятельность, принявшая гигантские масштабы, сопоставима с геологическими сдвигами. Обратная связь НТР с социальными движениями нашего времени, образованием новых независимых государств создала уникальную ситуацию, когда при жизни одного поколения сотни миллионов людей в разных частях света впервые получили возможность пользоваться благами прогресса. Но есть и противоречивые факторы, от которых тоже никуда не уйдешь. Мечтать, выдумывать, творить и пробовать никогда не вредно, но и не надо забывать о дурных, негативных последствиях. Научно-фантастический роман Бориса Виленского именно об этом. О том, что далеко не всё обнаруженное или изобретённое человеком может пойти ему на пользу.

Издержки непомерной урбанизации, пагубные воздействия на природу, нарушающие экологическое равновесие, беспокоят нынче не только ученых, делающих долгосрочные прогнозы.

Герои романа Бориса Виленского считают, что ключ ко многим загадкам неба существует на земле. Тайны Земли их интересуют не больше, чем тайны космоса, ибо наша планета — одна из живых элементарных частиц Вселенной, на которой возникла наша цивилизация, владеющая Искусственным интеллектом, высокими энергиями и технологиями. Нам уже не нужен хронолёт и фотонный космический корабль, любой участок Большого Космоса скоро будет в шаговой доступности, в пещере с выходом в Океан Времени, в пространство многомерных измерений. Но для этого необходимо главное — преодоление самих себя на пути к пайдейе — доблести и человечности.

Всему виной наше пещерное происхождения и пещерная философия, наш разум затемнён страстями и эмоциями, насилием и страхом. Увы, наша цивилизация пошла по пути развития биологических систем, мы пока боимся заглядывать в собственную бездну и преображать в добро и порядок, царящий там хаос и разлад. Мы не научились до сих пор преображать себя и самосовершенствоваться. Нашим потомкам в этом трудном, почти безнадёжном деле предстоит весьма долго и самоотверженно потрудиться. Будем надеяться, что многие заветы, заповеди и поучения учителей нравственности прошлого, в том числе и гуманистические посылы научно-фантастического романа Бориса Виленского «Пещера с сюрпризом» помогут молодым поколениям не только создавать благотворную для себя реальность планируемой истории, но и быть созидателями и обладателями своего будущего. Мы верим, что коллективный человеческий разум преодолеет многие конфликтные ситуации нашего времени. Искусству, и в частности научной фантастике, в этой борьбе за торжество разума принадлежит далеко не последняя роль. Она, научная фантастика, как хорошо сказал Рэй Брэдбери, «учит мыслить, а значит, принимать решения, выявлять альтернативы и закладывать основы будущего прогресса».
07.03.2024

Анатолий Апостолов   08.03.2024 09:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ложь в истории и историческая ложь» (Борис Виленский)

Анатолий АПОСТОЛОВ

ЛОЖЬ В ИСТОРИИ – ЛОЖЬ КРАСИВАЯ И НАГЛАЯ
(рецензия-эссе)
Тяжелое прошлое, как правило, порождает наше постыдное настоящее, в котором мы живём и действуем и/или бездействуем, находясь в глубоком социальном параличе. Борис Виленский, автор статьи «Ложь в истории и историческая ложь» ПРОЗА.РУ), ставит жирную разграничительную черту между ложью в истории и ложью исторической, и верно делает.
В самом деле, между ними есть разница – психологическая, эмоциональная и этическая. Прочитав эту статью, понимаешь, что историю надо не только знать и понимать, но уметь при этом тонко чувствовать глубоко спрятанную ложь в учебной книге, в документально-историческом постановочном фильме или в историческом романе. Как правило, ложь в истории всегда красива и нарочито убедительна в своём императиве. А ложь историческая – это ложь политическая, наглая в своём непререкаемом повелительном наклонении. Историческую ложь создают как придворные историки, так и зарубежные наёмные солдаты историко-идеологического фронта.
Нет, не всё изречённое и начертанное есть ложь и не всё общепринятое сегодня есть правда. Кто есть, кто и что есть, что на самом деле — уточняет время и выясняют потомки. Время «выпрямляет» имена, корректирует биографии, сортирует и отбирает исторические источники, памятные знаки, события и даты, даёт итоговую оценку целому поколению людей и целиком эпохе. В стране, где каждодневно гибнет Человек, где идёт перманентная война всех протии всех, там нет, и может быть честной истории и честной идеологии. Там, где ложь в истории и историческая ложь являются оружием в информационных пси-войнах,
Где лгут и себе и друг другу
Где память не служит уму
История ходит по кругу
Из грязи, по крови
Во тьму.. там, в том краю нет ни для кого надежды на спасение, даже для тех, кто страстно пытается спастись.
Думаю, что данная статья Бориса Виленского адресована не просто любителям отечественной истории, а тем, кто следует всю жизнь по территории смыслов и по страницам своей живой, крепкой, светлой памяти. У каждого писателя и у каждого читателя свой взгляд на прошлое и будущее своей страны, на свою дальнейшую судьбу и на судьбу своих потомков. Думаю, что не только нам, старшему поколению, детям Войны и детям Беды, но и нашей молодой смене, пришла пора научиться умом и сердцем Россию понимать через её прошлое, настоящее и будущее по своему личному разумению, по знаниям и логическому интеллекту. Считаю, что душа и ум нормального человека, чтобы не пропасть, должны трудиться день и ночь. Думаю, что тема распада общества и страны будет всегда оставаться актуальной для всех стран и народов мира.
15.12.2021, в день пророка Аввакума

Анатолий Апостолов   15.12.2021 09:12     Заявить о нарушении
Сколь пафосная рецензия-эссе! А на все мои конкретные замечания по хвалебно рецензируемой вами статье ее автор ответил вопросом, т.е. по-хамски.

Алексей Аксельрод   15.12.2021 10:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Предчувствие губительного рока... О творчестве Але» (Анатолий Апостолов)


ПОЭТ НА ПЕРЕКРЁСТКАХ СУЩЕГО…

О творчестве русского поэта и учёного-филолога Александра МАМОНТОВА.
Говорить и судить о творчестве живущего с тобою рядом современника всегда трудней, чем об уже ушедших вечность знаменитых людях. Не так легко освободить образ своего незаурядного современника от напластований серых будней, от дешевой, мелкой мишуры культуры повседневности.
Как правило, решить эту непростую задачу нам помогает груз прожитых лет, короб чувств и горьких долгих размышлений, накопленный, прошедший через густое сито времени, промежуточный онтологический опыт. Всем, кто прожил на этой земле долгую жизнь, не впал в беспамятство и старческое слабоумие, есть, кого вспомнить и о чём вспомнить. Ещё не закончен многими из нас свой крутой маршрут. Ещё длится наша жизнь, и далеко не всё сделано из намеченных нами дел. И ещё не всё сказано о времени и о себе с позиций мудрого миропонимания учёного, художника и человека.
Александр Мамонтов, семидесятилетие которого мы отметили в конце июля 2020 года, принадлежит к той малой части национально мыслящей русской интеллигенции, которая ценой больших духовно-нравственных потерь пережила вместе со своим народом крах великой империи, позор и стыд кромешной Смуты 90-х и сумерки смрадных "нулевых годов". Не каждый человек, учёный и поэт, пережив очередной «великий перелом» славянской души, не впадёт в глубокое отчаяние и не сломается духовно сам. Под обломками империи, не разобрав завалы, трудно строить Новый Город-Сад и создавать с нуля могучую Державу их двух взаимоисключающих миров, из прошлого и настоящего, продолжать научные исследования и писать философские стихи. Александр Мамонтов — автор исторического очерка "Духовная культура средневековой Руси". и учебного пособия для учащихся высшей школы и лиц, занимающихся самообразованием "Культура России от Петра Великого до "серебряного века" (XVIII -XIX вв.). Александр Мамонтов — автор книги философской лирики "Поэт и мир" (М.: Академия поэзии, 2010), книги стихов и прозы "Разговор по душам" (М.: Интернациональный Союз писателей, 2014) и ряда многих замечательных поэтических сборников.
В них особое внимание обращено на духовную составляющую культуры допетровской Руси и послепетровской России, без которой трудно рассматривать наиболее яркие проявления психического и психоэмоционального склада характера и "культурного генотипа" русского народа. Многолетняя исследовательская работа по этой теме в контексте истории русской культуры, в частности, развития русской литературы (изящной словесности) на основе русского народного творчества не могла не вдохновить молодого учёного на создание собственных стихов мировоззренческого характера.
Учёный и поэт Александр Мамонтов не сломался под железобетонной плитой монетаризма в сумерках криминального зооморализма, и не взирая ни на что продолжал терпеливо и не спеша создавать свой неповторимый собственный мир. Прошла лихая, воровская Смута 90-х и наступили «нулевые годы» третьего тысячелетия, но окружающий поэта мир не становился лучше. Всё дальше за горизонт событий уходит из-под ног родимая земля, тускнеют на глазах волшебные цветы утраченного Рая. Реальная жизнь становится всё скучнее и скучнее, а люди — все расчётливве, равнодушнее и суше. Возник острый дефицит человечности, а вместе с ним дерзкий, вызывающий московитский гедонизм и и пещерный зооморализм. Изменились ценности и коды поведения людей в попытке власть имущих подчинить и законсервировать эмоциональную энергию людей в интересах своей корпоративной, мафиозной экономики и современного потребительского образа жизни. Для социолога, политолога и экономиста — это необратимый и закономерный процесс, для ученого-гуманитария и поэта-философа — перманентный тревожно-депрессивный синдром и армагеддон вселенского масштаба, начало эсхатологической битвы на исходе времён «царей всей обитаемой земли» (Апок. 16,14-16). На просторах иного враждебно-настороженного мира все меньше «людей лунного света», все гуще сумерки людей и всё больше людей сумерек и деформированного сумеречного сознания. В багровых сумерках безумия мрачнеет горизонт грядущего, и Тот, Кто Может Всё угрюмо сводит брови:
Ваятель бурь, свирепый господин,
Какие муки ты готовишь веку?
Протрёт ли лампу новый Алладин
В порыве состраданья к человеку?

Одна из лучших (по моему личному мнению) программных стихотворных книг Александра Мамонтова "ПОЭТ и МИР" с каждым новым днём всё шире и глубже открывает для читателя мучительную, отчаянную жажду Истины в этой проклятой, непрерывной, жуткой, абсурдной, мелкой и жестокой жизненной возне. Её автор — весёлый, немного грустный мудрый реалист и задумчивый романтик, сполна насыщенный пространством-временем, радостью познания самого себя и мира, полный светлой памяти и глубокой мудрости, без чего немыслимо и невозможно обретение новой идеологии, свежих одухотворяющих идей и совершенствование человека. В некоторых своих стихотворениях он стоит выше всех на одной из тех "сияющих высот Памира", с которых видно всё окрест, весь мир во всех его причудливых метаморфозах, с его Соловьиными садами, Китеж-градом и легендарным Беловодьем, (Крымом, Сочи, Воркутой и Магаданом), с безымянными могилами, свалками для падали и мусорными полигонами. Его поэтике присущ православный аристократизм — в ней дуализм Серебряного века — в ней дышат и живут особой жизнью идеальное и материальное начала. Его поэтика по-человечески добра, гостеприимна и щедра — порой она стоит на земной российской тверди и пытливо вглядывается в низкое и хмурое северное небо, а порой — взмывает и витает где-то выше облаков и из небесной глубины участливо и скорбно обозревает землю. Неустанный труд его души всегда радует и вдохновляет нас на быстрых струях Божьей реки жизни.
Поэт — свидетель Вечности, спокойный среди бурь, мятежный в смрадном сумраке Застоя.
Поэт — связист святого духа между Небом и Землёй. Эту полевую, волновую, квантовую связь никогда никто на свете не разорвёт и не уничтожит.
Вот этими восхождения к горним высотам Александр Мамонтов нам, почитателям его поэзии, очень близок и дорог, как человек, как учёный и художник слова. Не будем печалиться о том, что человек так краткодневен, а будем радоваться, что мы пока ещё живём не зря, что ещё бьются в унисон наши усталые сердца:
Будем радоваться свету жизни, понимая всем сердцем и умом, что без потерь и утрат любому человеку не прожить, что мир — юдоль печали и слёз, но и не свалка для всякой падали. Будем жить и радоваться жизни, понимать, что сила наша в наших славных предках, в понимании того, что под этим Небом ещё пока неразрывна связь времён и поколений, что УЧИТЕЛЬ НЕ УМРЁТ В УЧЕНИКЕ:

...Без потерь не прожить —
Так зачем сокрушаться об этом?
Сдвинет брови закат,
Возложив поминальный букет.
.................................................
Сгинут призраки тьмы,
Разметав грешной жизни обломки.
Мы шагнём в никуда
На ещё одну тысячу лет.

И ростками взойдут
Просвещённые наши потомки,
Старомодным отцам
Снисходительно глядя во след.(1)

Творчество Александра Мамонтова ярко и во всей полноте отражает всю его саморефлексию, всю гамму чувств и переживаний человека, оказавшегосяна перепутье двух веков и двух тысячелетий, когда в кромешной Смуте 90-х и нулевых годов произошёл еще один «великий перелом славянской души». Учёный и поэт сам оказался в смрадных вихрях смутных перемен, свидетелем обратного пути от человека разумного и мудрого к человеку прямоходящему, к грамотному, пошлому потребителю.
Трудно быть богом, но мучительно трудно быть Поэтом и человечным Человеком. Так трудно, что порой не хочется быть человеком, не жить и не страдать, не чувствоваить, а «лучше камнем быть в наш век лукавый и постыдный» (Микельанджело Буонарроти). Порой не жить среди людей в атмосфере полного и окончательного безобразия. Порой хочется, как Марина Цветаева, вернуть Богу его билет (аусвайс) уйти из мира молча, по своей воле. Воистину, чтобы перестать быть человеком, надо стать тираном-психопатом, садистом-палачом или умереть.
Восторженное, инфантильное стремление обнять весь мир, узреть во всей полноте и разнообразии его красоту порой переплетается в стихах Александра Мамонтова с тоской по вечной весне и молодости, а извечный поиск истины и смысла жизни завершается подведением итогов своего неустанного, счастливого сизифова труда.
Сегодня прошлое переживается поэтом как бы заново, но уже в полноте обретённого опыта и миропонимания, анализа личных непоправимых. но поучительных ошибок и заблуждений... У каждого поэта было своё прошлое и грядущее, своя рефлексия, свои демоны и бесы, бескорыстный идеализм и тревожно-депрессивная рефлексия. Без пережитого и перечувствованного прошлого нет, и не может быть здоровой рефлессии, критичной мысли, радости познания и вдохновенных прозрений. И совсем не случайно в книге Александра Мамонтова «Поэт и мир» двумя главными, содержательными рубликами являются «Река времени» и «Рефлексия». Именно они раскрывают во всей полноте внутренний мир поэта, его особое миропонимание на арене и подмостках жизни (с.127), на безлюдных тропинках бытия, «на краю у пропасти Судьбы» (с. 157).
Поэзия Александра Мамонтова не для поколения, выбравшего после развала СССР пепси и не для поколения грамотных потребителей с «клиповым и микроволновочным мышлением» однодевного насекомого (открыл, разогрел, съел и сразу же забыл то,что съел), а для тех, кто умеет тонко чувствовать и понимать гармонию нездешних звуков и высоких смыслов, положенных с начала возникновения ойкумены в основу русского высокого Глагола. Она для почитателей и учеников ученого-филолога и поэта, для всех любителей русской изящной словесности, для учащихся высшей гуманитарной школы, для лиц, занимающихся духовными поисками, самообразованием и самосовершенством.
---------------------------------------------------------------------------------
Источники и литература.
1.Александр Мамонтов "Поэт и мир" М.:2010,СС. 127-157.
2.Michelagnolo Bonarroti. Поэзия Микеланджело в переводе А.М.Эфроса. М.:1992.
OCR: Alexander D. Jurinsson, с.54

25.07.2020


Анатолий Апостолов   21.08.2020 09:22     Заявить о нарушении
Рецензия на «И снова о войне» (Борис Виленский)

Автор этого текста прав - трудно хранить традиции в стремительном беге времени. Наше поколение уходит вместе с нашей советской и советско-буржуазной идеологией.Третья великая,кромешная Смута криминально-сексуальной и бандитской революцией 90-х нанесла большой урон нашему прежнему мировоззрению. Трудно сегодня говорить с молодёжью о военно-патриотических высоких чувствах после развала армии в конце 90-х годов и после скандала с министром обороны РФ Сердюковым. У молодёжи сегодня иное время, иные ценности, своё суждение о Победе, её плодах, её цене и о том, кому достались в итоге её плоды. Главную и окончательную оценку
даёт Время и философия Вечности. Люди могут ошибаться, люди часто лукавят, лгут себе и другим. Советской и нынешней советско-буржуазной (и либеральной)идеологии свойственен чекистский зооморализм и тотальное ханжество, двойная мораль так называемых партийных, "правильных" и непогрешимых патриотов. В оценках всех национальных побед должна лежать цена, и конечный результат. 220 лет назад Наполеон считал, что победу под Бородино одержали французы, а Кутузов считал, что победили русские, несмотря на огромные потери и множество раненых. Время рассудило по-своему и всё расставило по местам. Победа над французами и взятие Парижа раскрыла русским глаза на беспросветность своего рабства. Всё зависит от интерпретации событий, от жизненных ценностей и нравов эпохи, от цен на "пушечное мясо" и на "живой товар". Проходит время, и тогда все, погибшие в окружении врага солдаты, становятся героями, а те, кто героически погиб в первый день войны, остаются жертвами лукавых цифр военной статистики и навсегда пропавшими без вести.Большое значение играет также и социально-экономические условия, уровень и качество жизни победителей. От себя и от своих родных и близких свидетельствую: для большинства вернувшихся домой солдат она была в провинции мучительно трудной,а для инвалидов и калек войны - УЖАСНОЙ. Многие кончали жизнь самоубийством. При Сталине зажали вдов за колоски на колхозном поле и облагали налогом за яблони и груши, при Хрущёве расстреливали мирные демонстрации. Этого никогда не надо забывать, и во всё винить внешнего врага. Сложно говорить о жертвенном патриотизме в стране лишённой смыслов, где грабёж осуществляется и защищается законом, где больше века бьются Бог и Сатана, где война с собственным народом продолжается под знаменем союза Антихриста и Сатаны. (Иван Ильин)

Анатолий Апостолов   10.05.2020 06:23     Заявить о нарушении
Рецензия на «Карта» (Борис Виленский)

Повесть "Карта" является своеобразным продолжением темы несовершенства "простого советского человека", ещё пока не способного благоустраивать свой мир, делать его добрее и человечнее, и не готового к контактам с инопланетным Разумом. (повесть "Пещера с сюрпризом". Герои Виленского пока ещё не достойны иного мира, который находится в 40 км от Москвы, в силовом поле за огромной кирпичной стеной. По своему размытому целеполаганию и по своим незавершённым делам, они не нужны другим мирам, где нет плохих людей и где царит во всём гармония. Ничто не держит его героев в этом мире после развала СССР, и можно поискать счастье в иных краях, иных мирах...
"И вправду, - согласился с ней Игорь, - а чего мы теряем – разрушенную страну, преданные идеи и таких же преданных стариков, несчастливые семьи, безрадостную нищую старость и зомбированных американской «демократией» детей?". Но мечтать, как говорится, не вредно! Никто таких людей нигде не ждёт. Они никому не нужны, ни "здесь" за рубежом, ни "Там", и иных мирах, в стерильной зоне обозримой Вселенной. В его социально-научной фантастике содержится много идей и проблем, касающихся контакта с внеземным космическим Разумом, которые в свой время волновали выдающихся фантастов Айзека Азимова, Станислава Лема, Егора Булычёва (Игоря Можейко) и летчика-испытателя Марину Попович, автора книги "НЛО над планетой Земля". В этом жанре Борис Виленский оказался их достойным продолжателем. Роман "Пещера с сюрпризом" вполне можно внести в серию научно фантастических книг Кира Булычёва, касающихся внеземных контактов и проблем с НЛО и Шамбалой ("Космический десант", "Марсианское зелье", "Перпендикулярный мир", "Жизнь за трицератопса") Полный текст см. Анатолий Апостолов. Поэт-мыслитель и повествователь. -ПРОЗА.РУ

Анатолий Апостолов   18.04.2020 09:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Шутка» (Борис Виленский)

Шутка казармы эпохи застоя вылилась потом у нас в социальный паралич и пофигизм - никто из советских патриотов не встал на защиту СССР, в том числе и пламенные чекисты. Этот рассказ Бориса Виленского о том, как испарялся настоящий патриотизм и гибла русская душа. У Виленского есть более лучше по смыслу произведения, которые заслуживают не отдельных критических предложений, восхищенных фраз или гневных междометий, а серьезного литературоведческого, культорологического и социально-психологического исследования. По существу, у нас в стране вместе с умным и мыслящим читателем исчезла и высокая литературная критика. В новом обществе она никому не нужна, как не нужно иное мнение и иной взгляд на мир. Никто друг друга не слышит, не уважает и не ценит.

Анатолий Апостолов   14.04.2020 09:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ночные грезы» (Михаил Зуев -Рублевский)

ЛЮДИ СУМЕРЕК И ТЬМЫ

О творчестве Михаила Зуева: – сборник рассказов «Облом» (М.:2008); книга прозы и стихов «Сумерки людей» (М.: 2018)
Современная литература в основном продолжает традиции своих предшественников с учётом тех изменений, которые стремительно происходят в мире, где зло активно продолжает в людях оттеснять добро, когда оно торжествует и одерживает одну за другой победы, а добро превращается в слабость и терпит поражение. Современная проза и поэзия также отражает коллективный страх перед монстром абсолютной власти, как и русская литература сто и двести лет назад. Заодно с этим литература и искусство отображают в той или иной степени духовно-нравственный кризис своего времени, коллективное помешательство и массовую легко управляемую идейную экзальтацию, патриотическую эйфорию граждан авторитарного государства, ибо многие деформации в сознании и психике человека, как правило, порождаются тревожными ожиданиями и коллективным страхом нескольких поколений людей.

Поразительна живучесть советских людей и не менее поразительным и даже ошеломляющим является то их холодное равнодушное отношение к чужой жизни и смерти. Поразительна ещё и та слепая и бездумная готовность советских рабов идти ради власти на немыслимые жертвы, и то стойкое нежелание подводить итоги своих подвигов, устанавливать настоящую цену своим победам и достижениям. Трудно осмысливать и анализировать мотивы и стремления народа-победителя, который в итоге всегда оказывается в числе проигравших и побеждённых народов. Трудно жить в стране, где платой за смертельный страх является милостиво разрешенная жизнь, и где полноценно прожитая жизнь сама по себе является подвигом.
Удивительно дело, но сегодня, в мирное и относительно благополучное время, страх перед правящим режимом, перед самой жизнью и своим будущим, точно такой, каким он был перед советско-германской войной и даже после неё. Жизнь, в лице верховной власти, на протяжении сотен лет пугала наш народ внезапной, неминуемой войной, тотальной засухой, лютым голодом, повсеместной чумой и тифом. Чудом выжившим в очередной мясорубке или после «великих переломов», обвалов и социальных катастроф, всегда непогрешимая власть назидательно говорила: «Скажи спасибо, что живой!»
У каждой эпохи своя история людских страхов и массовых психических расстройств, свои способы защиты от них, свой уровень привыкания личности ко всему негативному, страшному, гнусному и безобразному. Какая эпоха, такая и культура повседневности, такая и литература, свои жуткие и страшные рассказы и повести, свои романы ужасов и пьесы абсурда.

Историками культуры давно отмечена прямая и тесная зависимость искусства от социально-экономического духовно-нравственного состояния общества, прямая зависимость развития культуры от дальнейшей судьбы страны. У современной литературы, в основном, постмодернистской, антиутопической, «страшной и ужасной» распад человеческой личности отражён на фоне распада и разложения общественного мироустройства. Цель современных писателей – убедить читателя окончательно смириться перед всеми ужасами жизни, смиренно и мудро принять их как данность и полностью подчинить свою волю хищной воле её главных хозяев.
Однако среди многих авторов безнадёжно мрачных и «страшных» произведений есть и такие, которые живут и творят не ради личной славы, а ради жизни на земле. Их цель не удивить, не напугать читателя, а показать ему наглядно, внятно и доходчиво ту омерзительную и зловонную жизнь, продолжать жить в которой недостойно для любого нормального и здравомыслящего гражданина. Это те писатели, которые вслед за историком-писателем князем Михаилом Щербатовым, автора трактата «О повреждении нравов», продолжают верить в то, что «литература обязана способствовать просвещению и исправлению нравов, а для сбережения читательского контингента необходимо срочно повысить уровень жизни простого народа».
Среди таких новых имён современной литературы, удачно совместивших в своём творчестве внутренний психологизм Льва Толстого, социальную антропологию Антона Чехова и социально-психологическую мистику Леонида Андреева можно назвать пятидесятилетнего писателя Михаила Зуева, автора недавно вышедшей книги «Сумерки людей (М.2018).
В книге в иронично-сатирической, гротескной форме представлен паноптикум разношёрстных героев гнусных 90-х и «нулевых годов, люди сумерек и тьмы, в которых удивительным ракурсом совмещены внешний мрак и внутренняя тьма. Герои прозы Зуева – это жертвы людоедской эпохи первоначального накопления капитала, уголовники и проститутки, живущие кто где, кто на помойке, а кто в собачьей будке, чья жизнь не только не сложилась, а рухнула и погибла.

Среди героев прозы Михаила Зуева –не только жертвы криминально-сексуальной революции и Смуты, но её глашатаи, лидеры и вожди, бывшие постоянные клиенты вип-саун, ночных секс-клубов и садомазохических салонов, бывшие атеисты, принявшие в начале «нулевых годов» православие, остепенившиеся и заматеревшие во власти. Сегодня они учат нас, как любить Отчизну, отца и мать, жену и детей, призывают юношество к жертвенному патриотизму. А тогда, 20 лет назад они дуриком, близ бани Ельцина, становились долларовыми миллиардерами, а по ночам ловили кайф и раскрепощались, превращались после сомы (аюрведического растительного экстракта) в какую-то чудовищную помесь свиньи и лисицы, вампира и пса, ведьмы и ведьмака.
«…И только к вечеру, восстав, весь разбитый, ото сна, включил телевизор. В интервью молодой министр убедительно расписывал, какая благодать наступит после отмены льгот для всех и вся. Что-то мне в его сытой физиономии показалось до боли знакомым. Я надел очки и непроизвольно вздрогнул – это же он хлебал кровь тазами. Вот он снисходительно улыбнулся, и обнажились небольшие снежно-белые клыки ещё вчера в запёкшихся сгустках крови, торчавшие ниже подбородка. В смятении я нажал на пульт.
На другом канале по ходу ток-шоу выясняли, сколько в России должно остаться народу по ходу реформ для соответствия требованиям МВФ, МБРР и ВТО. Все: и ведущий не так давно бегавший на четвереньках за косточкой и гостья студии – стриженая под мальчика брюнетка не первой молодости, буквально вчера требовавшая разврата, сходились почему-то на пятидесяти миллионах. Меня опять почему-то затошнило» («Ночные грёзы»)
Шумят о своём и личном три чиновничьих сосны на федеральном погосте России. И лежат без движения и взаимодействия три краеугольных камня дальнейшего государственного и общественного развития страны. И продолжают пребывать в сумеречном помрачнении сознания и в социальном параличе люди, не имеющие представления о счастливой и полнокровной жизни и о счастье вообще, люди сумерек и тьмы, не умеющие читать, думать и мечтать.
Как сложится писательская судьба сатирика Михаила Зуева, покажет время. Слишком поздно замечено его творчество писательской средой, слишком много в последнее время появилось новых литературных стай и тех, у кого крепкие зубы и острые когти, кто не намерен умное и доброе чтение сочинять, не романы сочинять, а «финансы и литературное пространство осваивать» (Сергей Морозов)

Читая книгу Михаила Зуева и прозу условно молодых прозаиков (из которых многим сегодня далеко 30 и 40 лет), приходишь к неутешительному выводу: прожитая нами эпоха, эпоха Смуты конца XX и начала XXI века станет самой позорной страницей нашей Отечественной истории из всех её страшных и скорбных страниц. Надо было иметь особые воровские таланты, чтобы сделать из самой большой и богатой страны мира ничтожную и мерзкую Панаму. Надо было суметь так подло и ничтожно прожить свою жизнь, чтобы потом наши потомки стыдились бы за нас и за свою страну. Историкам будущего для объективного освещения нашей эпохи документального материала мы наплодили в чудовищном изобилии. Их вполне хватит и для десятков Международных трибуналов и сотен арбитражей мирового масштаба. Их вполне хватит и для честных историков и для благородных беллетристов. Сегодня, чтобы не выглядеть в будущем смешными, глупыми, подлыми и нелепыми, нам не следует особо кичиться перед всем миром своими мнимыми достижениями и успехами, доказывать всему мировому сообществу своё особое, большевистское превосходство. Надо не забывать, что все мы и наша правящая элита носим на себе несмываемой позорное клеймо «страны рабов, страны господ», что все мы – постсоветские люди, ползающие у разбитого колхозного корыта, ЛЮДИ СУМЕРЕК И ТЬМЫ без нормального настоящего и светлого будущего.
Все обречены, а многие давно умерли раньше срока, задолго до своей физической смерти, но продолжают мучить мир нормальных живых. (Сельский вечер или Живой труп») Дети перестройки-«катастройки», интернационального советского блуда – самоед и арий, татарин и монгол, зверь и шаман, абориген и пришлый «новый хозяин» вылезли из-под глыб рухнувшего СССР и заполонили российское время-пространство, стали нашей общей проблемой и национальной бедой. Дети эпохи приватизации и бандитского накопления капитала – стали нашим стыдом и позором, немым укором, результатом никчемной и напрасной жизни всех трёх поколений советских людей. Среди них есть те, кто окончательно «созрел» для новой, буржуазной «правильной» жизни и окончательно утратил человечность. О таких умерших до срока людях горько плакал Христос, о таких живых трупах во все времена напрасно молятся безутешные родители. Но есть и такие индивиды, кто «ещё может заиметь в себе человека». На них-то и вся наша надежда и наше упование.
07.07.2019

Анатолий Апостолов   07.07.2019 08:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Открытие учёных России в ядерной энергетике» (Аникеев Александр Борисович)

Дорогой и досточтимый Александр Борисович! Огромное спасибо за ценную информацию. С большим интересом с ней ознакомился и получил истинное удовольствие. Простите меня за мелкие неточности в своих текстах, ибо сам я гуманитарий и многие мои тексты написаны в контексте педагогической антропологии и касаются главной проблемы нашего общества - острого дефицита человечности и милосердия, отмирая того самого гена, ответственного за сохранение всего рода через жертвенную любовь и природный альтруизм.Я давно считаю, что все научно-технические достижения, поставленные только на одно величие государства и правителя, усугубляют жизнь простого человека -рабу империя не нужна.

С глубоким уважением и признательностью, душевно Ваш, Анатолий Геннадьевич Апостолов

Анатолий Апостолов   02.06.2019 08:44     Заявить о нарушении
Люди поклоняются золотому тельцу, который превратил человеческие души в скотские и изгнал из сердец людей любовь... /Ф.Э.Дзержинский./

В каждом человеке от природы есть искорка добра и сочувствия страждущим, на которую нужно уметь подействовать, чтобы она разгорелась, но не стала всё уничтожающим пламенем, а действовала мудро и благородно с целью всё улучшать вокруг себя, а не сжигать дотла, чтобы на пепелище попытаться что-то построить ещё не имея ни проекта, ни инструментов, ни материалов, а жить всем хорошо хочетсяъ сегодня…

Не каждый умеет думать как социальный реформатор, не имея для этого ни знаний, ни практики, ни опыта. Ведь ни Иисус, ни его апостолы своими проповедями почему-то не приблизили человечество к счастливой жизни, а именно опыт и знания, благородство и труд, стремление объединяться для борьбы за гуманизм, равноправие и социальную справедливость сделали народы некоторых стран социально благополучными и процветающими!

По мнению многих философов часть людей остались всё такими же преступными, чванливыми и погруженными во всевозможные пороки, как и тысячи лет назад. Почему же нам стоит надеяться, что бездействием и только ожиданием чуда можно достичь большего? Если более сильные, каким некоторые признают Иисуса, не могли, то смогут ли сделать другие, не объединяясь со своими сторонниками? Человечеству по разным данным уже около трёх миллионов лет и социальная справедливость очень медленно пробивает себе дорогу среди людского разнообразия разных форм жизни.

Во все времена появляются разные проповедники и говорят свои красивые слова и всё время их либо игнорируют, либо проглатывают как карася в сказке Щедрина, а щучье царство ещё во многих странах стоит себе непоколебимо.

Всё это было бы нелепым, если бы это были только подобные учения, а не жажда многих людей улучшить этот мир и поэтому сторонники разных учений находят своих учеников, а ученики находят своих учителей! Эта жажда найти такое учение, которое бы у каждого внутри себя заставило вдруг увидеть для себя новый, более совершенный и красивый мир, который заставил бы его вместе со своими сторонниками искать способы воплотить эту мечту в реальность!

Когда каждый подсознательно будет тянуться к более лучшему и совершенному для самого себя и для окружающих его людей, вместе с тем он сможет увидеть этот мир внутри себя! И не только увидеть, но и иметь стремление донести сущность этого мира до других жаждущих мира и добра, равноправия и социальной справедливости!

Но когда каждый «высококультурный барин» сам страдает не только от зловония этой своей частнособственнической культуры, но и от ещё более страшной болезни — индивидуализма, то лечение часто необходимо радикальное…

Далеко не каждый наделен необыкновенной, по сравнению с нормой, человеческой восприимчивостью ко всем внешним впечатлениям и глубиной эмоциональных переживаний, чтобы жизнь одновременно могла доставлять человеку и безумное удовольствие, и страшные разочарования.

Можно привести множество примеров, когда люди чувствуют, какое блаженство жить, ощущать тепло и холод, запах и вкус, видеть красоту природы и человеческих отношений, а затем видеть человека в горе от потери близкого человека или от случившегося несчастья.

Жажда жизни и самоутверждения есть у каждого человека и всегда производят хорошее впечатление кипучая деятельность любого человека, но всегда ли она во благо семьи, Родины, человечества? Не убивает ли в человеке Человека его постоянное стремление быть ВЫШЕ других? Не лучше, а именно выше и могущественнее? Не счастливее, а сильнее и ярче, чтобы затмить своим сиянием других?

Большое ли удовольствие видеть кипящего страстью, с вечным сквернословием, с энергичными нецензурными выражениями на устах, с ненавистью по отношению к несогласно мыслящим, готового лезть в спор, а то и в драку с противоречащим?

Каждый человек хочет жить и не хочет умирать, а тем более тот, у которого личное выпирает на первый план, который живёт высотой своей оригинальности. Если человек художник или артист, адвокат или врач, то оригинальность есть его орудие завоевания определённого социального статуса и смысла бытия, такой человек больше дорожит своей частной жизнью, репутацией и больше боится смерти, чем люди физического труда, он часто с тоской обращает свои взоры к простым людям и к животным, у которых нет такого страха смерти.

Да и как это так вдруг прекратится этот чарующий поток жизненных впечатлений, как найти покой и не обуреваться ужасом того, что всё скоро пройдёт, все растает как лёд весной? А может быть ничего на самом деле не существует, ни нас, ни окружающих нас людей, ни природы — ничего и вся жизнь была лишь сном больного воображения? И если ничего нельзя остановить, всёх изменяется, разрушается и всё есть лишь мираж, образ, написанный на дыме?

«Я это сознаю, сам вижу, как я таю, как жизнь бежит у меня между пальцами. Всегда можно видеть, как «это» пробежало, промчалось и нет ничего, нуль, дыра, небытие». (Лев Толстой).

Это мучает почти каждого и человек, который может забыть о смерти и это, по мнению Толстого, уродливый человек, это тупой человек, не ставящий себе центральной проблемы, но, может быть, и счастливый человек. Потому что нельзя быть спокойным, когда нет бессмертия. А в чём же бессмертие человека, если не в его детях, не в его делах, не в результатах его творчества? И чем дольше память о человеке, тем он бессмертнее!

Аникеев Александр Борисович   11.07.2020 18:38   Заявить о нарушении