Александр Егиазаров - написанные рецензии

Рецензия на «Распни его! Распни!» (Вячеслав Егиазаров 2)

Стих, в целом, своей яростной энергетикой и как бы крушащей все на своем пути ритмикой весьма понравился. Что-то в нем есть бунтарское - против "народных столпов"

Отмечу спорные для меня места.

Одушевленней пни
толпы, слепой от злобы.
Хоть толпа и ослеплена, но злоба тоже одушевляет. Это тоже чувство. А вот у пня и злобы быть не может. На то он пень и даже не видет, что делается вокруг.

Начало следующей строфы:
Вопль длится до сих пор! - эта строка почему-то заметно выбивается из начального ритма; ты, как мастер, не мог этого не заметить. Значит, сделал намеренно! Но зачем? Чтобы сделать акцент на этой фразе?
Может быть, разгадка в следующей строке?
Казнят, не дрогнув, Бога.
И вместе:
Вопль длится до сих пор!
Казнят, не дрогнув, Бога.
Здесь все идет ритмично.
И все-таки не нравится мне первая строка. Возможно, этим длинным сочетанием согласных "пль-дл". Да нет, все нормально со звучанием - "Ь" разъединяеет "пл" и "дл" и поэтому созвучие не запинается.

А вот по смыслу очень интересная строка:

О безрассудный гнев!
Чтоб позже, пред иконой,
молиться, поумнев,
коленопреклоненно.

Гнев всегда безрассуден, а позже всегда начинается раскаяние. Касается ли это казни Бога или только разбитого носа одноклассника.
Здесь, по поводу этого четверостишия, всплывает интересный силлогизм, который я почерпнул в свое время в рассказе В.Г.Короленко "Убивец". Там черт соблазнял ямщика, чтобы он убил богатого пьяного глубоко спящего купца. Мотивировал черт так: не согрешишь - не покаешься, а не покаешься - душу не спасешь. Значит, нужно согрешить (убить купца), потом покаяться перед батюшкой, получить отпущение грехов - спасти свою душу. Ну,ямщик слушал-слушал черта да и зарубил его топором, а пьяного купца повез дальше. Ямщик поступил мудро. Ни злато не застило ему глаза. Ни гнев к черту и его соблазнам не двигал этим мужиком. Просто он знал, как надо, чтобы потом не "молиться, поумнев, коленопреклоненно". Да, такого русского мужика ни за что не прельстишь ни "крушить святыни", ни тем более "казнить, не дрогнув, Бога". А ведь Короленко описывал обыкновенного по ту пору русского мужика, каких тогда были миллионы. Сохранились ли сейчас такие мужики и смогут ли они устоять перед искушением, усиленым ревом толпы: "Распни его! Распни!"?
В ответе на этот вопрос и стоит, по моему, ответ: актуален ли сейчас данный стих у нас в России или нет?
С наилучшими пожеланиями.
Твой Птеро.
P.S. Учти, что рецензии я тебе пишу только на тронувшие меня стихи.

Александр Егиазаров   31.08.2012 05:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Птеро! Рецка умная и, надо полагать, справедливая. Покумекаю ещё,
что и как. Одушевление действительно не то слово. Я хотел сказать, что в пне есть душа, а в озлобленной, ослеплёной своим гневом толпе её нет.
Но это такой тонкий нюанс, что мне, видимо, не удалось его передать.
С уважением и пожеланиями благ во всём.
Вячеслав.

Вячеслав Егиазаров 2   31.08.2012 15:32   Заявить о нарушении
Да. тут на счет бездушия озверелой толпы все-таки ЛЮДЕЙ! и "одушевленности" дряхлого пня вопрос очень спорный.
Твой Птеро.

Александр Егиазаров   31.08.2012 23:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Изабелла» (Вячеслав Егиазаров 2)

Начало стиха о вине "Изабелла" не особо вдохновляет, так как оно напоминает рекламу на это вино. Вообще, избыток "красивостей", наподобие "это летний букет опьяняющих дней", присутствует во многих стихах автора, посвященных Крыму и его природе или истории. Но это объясняется неизмеримой любовью В.Егиазарова к родному краю. По крайней мере, в этом стихотворении такого не будет. Уже третья строка говорит, что поэт с вдохновением и всерьез взялся за стих:
это южная ночь абсолютно без грима.
И, читая следующее четверостишие, смутно уже осознаешь, что это монолитный, насыщенный образами античной древности и размышлениями о настоящем, поистине философский стих:
Этот отзвук времен вдохновенной Эллады
в нашей бытом избитой и нервной судьбе:
рощ оливковых тень, струи горной прохлады,
голос юной вакханки на кремнистой тропе.
В первых двух строках сплав древности и наших дней (особенно мне понравилась строка о "нашей бытом избитой и нервной судьбе" - точнее и не скажешь).
Весьма впечатляют насыщенные размышлениями поэта строки:
Рокот ветра и волн в песнопеньях рапсодов
вдруг душой овладеют, гортанны, глухи,
вдаль уходят века, прочь уносятся годы,
но нетленны, как ветер и волны, стихи.
Привораживает и вот это двустишие:
Я немногого в жизни добился и сделал,
только знаю, что многое мне по плечу.
Здесь подспудно вспоминается есенинское:
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Понимаешь, что каким-то образом имеет место творческий парафраз, даже если В.Егиазаров и думать не думал о С.Есенине в момент написания своих строк, - на каком-то сверхмыслительном уровне, на уровне, на котором "и звезда с звездою говорит", он был близок в этот момент и к Есенину, и к Блоку, и ко всем тем, кто испытал одиночество и горечь разочарования.
Вообще, хочу добавить, что в лучших своих лирических исповедальных произведениях о себе и своем творчестве, о любимой, о родном городе, о своем крае В.Егиазаров достигает такой же щемящей сердце грусти, светлой печали, какой достигали великие русские поэты С.Есенин и Н.Рубцов.
Вот еще очень характерный для всего творчества В.Егиазарова образ - образ волны:
Золотое руно лунных бликов на волнах.
Пенный след Одиссея. Скиталец Гомер.
Хаос мыслей и слов звукорядом заполнен
и ложится стихия в чеканный размер.
Казалось бы, началось с иносказательного описания волн, а заканчивается вторая строка "Скиталец Гомер", уводя нас в немыслимые дали и темы. Так в двух строках о волнах представлена культурная история, по крайней мере, западного человечества. Но я выписал не зря все четверостишие, а не только первую часть фрагмента о волнах. Я хочу показать, как развивается мысль поэта. После Гомера начинается "хаос мыслей", но заканчивается этот хаос тем, что "ложится стихия в чеканный размер". Таким образом, В.Егиазаров выражает стремление любого искусства: приручить внешний мир, втиснуть хаос в "чеканный размер" строки. Любое творчество, начиная с музыки и заканчивая архитектурой, стремится приручить, покорить формы, звуки, размеры и т.д. свободной природы.
А по смыслу завершающим дустишием, хотя после него идут еще четыре замечательных строки, я бы выбрал вот эти строки:
Те, кто не был в Крыму, те оценят едва ли
виноградников Крыма молодое вино.
Мне кажется, именно эти строки дают смысловое окончание всему стихотворению. И вот здесь действительно возникают и терпкий запах, и тугие в пальцах виноградины, и темно-красное, льющееся с пузырьками в бокал вино "Изабелла". Последние четыре строчки стиха лишь усиливают этот образ.

Александр Егиазаров   30.08.2012 22:25     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой ты наш Белинский! Хотя, мне кажется, что Белинский отдыхает (Царство есму небесное!) Имею ввиду динамику, развитие и красочнось рецензии (не поднимается рука назвать её рецкой, как это принято в Интере).Она достойна публикации в любом печатном органе. Хотя самое продвинутое СМИ - это Интернет.
Спасибо искреннее. И благодарю Вас, Птеро, за правду!!!
Ваш должник и почитатель,
Вячеслав.

Вячеслав Егиазаров 2   31.08.2012 00:38   Заявить о нарушении
Да я бы и в любом крымском журнале не отказался поместить эту рецензию на твой стих, конечно, отредактированную. Я не считаю, что интернет - это сейчас самое крутое СМИ. Интернет - это помойка, где можно найти все, что угодно, - хоть порнографическую биографию Л.Н.Толстого. С другой стороны, здесь есть девственные, верные тексты шедевров мировой литературы и верная академически проверенная информация о поэтах, о мифах, о кинематографе и т.д. Главное, чтобы тот, кто копается во всем этом сырье, сам был сведущ в материале, чтобы не обманулся.
Всех благ.
Твой.

Александр Егиазаров   31.08.2012 03:16   Заявить о нарушении
Для информации, например, в Яндексе есть такой сайт Википедия - он пишет только правду на данный момент. Есть другие сайты, которые пишут об интересующей тебя теме. Надо смотреть, сопоставлять. В названии сайта можно сразу увидеть: серьезный он или нет.
Всего хорошего.
Твой.

Александр Егиазаров   31.08.2012 03:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Птеро, постараюсь разобраться.
С ув. В.Е.

Вячеслав Егиазаров 2   01.09.2012 00:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Но люблю я поэтов» (Вячеслав Егиазаров 2)

Мне представляется этот стих как цельная метафора да еще и афоризм.
В первой строфе:
если сам не уверен, то лучше и не говори,
а послушай других, чтоб понять, почему не уверен.
Чем не афоризм? А вот еще в самом начале 2-ой строфы:
Ясность мыслей - удел скрупулёзных серьезных людей...
И в этой же строфе, как антитеза афоризму о "серьезных людях":
Но люблю я поэтов! Их вспышки бенгальских огней
освещают такие глубины, что вам и не снилось!
Тут и метафоры, тут и запоминающаяся мысль.
Далее строфа, в которой мысль, слишком часто повторяемая автором в разных своих произведениях, - мол,он только genius loci:

И когда говорят обо мне, что я клевый поэт,
мол, на Крымском Парнасе я свой, мол, я с музами знаюсь,
я душой сознаю, что весомей признания нет,
но, бывает, грущу, потому что в душе сомневаюсь.

Я осмелился написать на эту строфу экс:

Нет, не маршал вы - несерьёзный мечтатель-поручик.
Вы на крымском брегу англичан, словно муз, уложили.
Что есть лучше, мечтатель, чем врагов несметные кучи?
Не грустите, поэт, заходите в карчму "Пикадилли".

А вот еще одна удивительная по сплаву смысла и фантазии метафора и афоризм "в одном флаконе" у Вечаслава Егиазарова:
Ах, как рифмы звенят, чтоб скорее нашла их рука,
ах, как мысли в строфу пробиваются брызжущей лавой...
В этом двустишии автр выражает стиль своего творчества: это сплав смысла и метафоричности.
Очень зримый и наполненный разнообразными ассоциациями финал стихотворения:
и беседуют музы с поэтом до самой зари,
а посмотришь: чудак в одиночестве бродит по скверу..
Тут вспоминаются и "Амаркорд" Федерико Феллини, и "Застава Ильича" Марлена Хуциева, и еще множество поэтических образов из мирового искусства, особенно, черно-белого кинематографа 60-ых.
Поэтому, думаю, рано записывать с такой готовностью себя в genius loci; второе слово в этом словосочетании можно бы и убрать уже, если поменьше писать "репортерских" стихов на злобу дня, а первое укрепить подобными по силе мысли и изобразительности стихами.
С пожеланиями творческих успехов и прочих удовольствий.
Ваш Птеро

P.S. Женю встретил нормально. Отношения у нас близкие, доверительные, как и положено быть.
Мне думается, Женя начинает строить из себя "трудного подростка", когда приезжает Наташа. Я, конечно, все внимание уделяю Наталье во время ее недолгогих приездов, и Женя ревнует, начинает вредничать. Но это преходящее. Я думаю, ничего серьезного. Потому что нет никакой неприязни между Женей и Наташей. Они даже очень не плохо общаются, оставляя меня одного.
Твой Птеро.

P.S.S. В своем эксе я ввел "мечтателя-поручика", намекая на образ Л.Н.Толстого, который и начинал служить в Севастополе в этом звании, вернее, он сначала был артиллерийским подпоручиком, а потом стал поручиком. А после Крымской войны он был направлен на Кавказ, где воевал с чеченцами в горах и командовал, по-моему, бригадой (артиллерийской). Еще в Севастополе он начал писать "Севастопольские рассказы". Вообще, начальство побаивалось посылать Толстого в "горячие точки", потому что он был из очень родовитой и богатой семьи. Он сам рвался туда и постоянно забрасывал концелярии требованиями послать его то в пекло Севастополя, то в горы Кавказа. Тоже интересный факт, почерпнутый из интернета (Л.Н.Толстой. Википедия).
Твой.

Александр Егиазаров   31.08.2012 01:10     Заявить о нарушении
Прекрасный разбор стихо, Птеро! Насчёт гения, конечно, ты перегнул, но всё равно приятно. Болевые точки стиха указаны верно.Исправь опечатку, но прежде возьми Ожегова. "приходящее" - приходящая няня;что-то, кто-то, кто куда-то приходит. А то, что временно, недолговечно - "преходяще".(то есть - пройдёт).
Рецку твою читаю, как песню. Даже, если учесть твоё естественное желание мне потрафить, всё равно есть в ней рациональное зерно, положительное, конечно. Спасибо.
Не зря тружусь!
Счастья Тебе и добра. Рад, что с Женей, наконец, начинаете находить общие точки соприкосновения. Она хорошая девчонка, но жизнь пока Вас
не балует. Китайцы говорят: пусть наши враги всегда живут во время реформ и реконструкций! Они, суки, мудрые. А мы хлебнули и хлебаем.
Ну будь здоров и не унывай!
Всегда твой и с тобой,
Вячеслав - гениус лоци.

Вячеслав Егиазаров 2   31.08.2012 01:02   Заявить о нарушении
Если бы мной двигало чувство потрафить тебе, смог бы я с моею ленностью писать такие вдохновенные, скрупулезные и развернутые рецензии на твои стихи? Конечно, нет. Как тебе могло взбрести в голову, что я, выбирая из всех на стихире твоих стихов, думаю о том, на какой бы я хотел написать настоящую рецензию и при этом потрафить тебе? Настоящая вдохновенная, развернутая, скрупулезная рецензия пишется только на тот стих, который меня очень и очень зацепил. Да, я не пишу отрицательных рецензий тебе. Я не пишу рецок на те твои стихи, которые меня не задели или, хуже того, которые мне не по душе. Я пытался вначале. Ни мне, ни тебе удовольствия это не доставило. Да, я серьезно считаю, что если ты будешь и дальше писать стихи такого уровня, не обязательно в такой манере, как те два стиха, на которые я сегодня дал тебе две развернутых грамотных рецензии, если бы ты почистил все свои прошлые стихи и убрал бы из них всю эту "юмарину" и "жлобу правду в лоб". Короче, весь этот КВН and Company. Если бы да кабы. Хорошо попредставлять. Конечно, не все подобное я советую убрать, есть у тебя действительно ироничные стихи, с тонким чувством юмора, есть и высокая гражданская лирика (вспомни "Кафе "Карусель", вспомни сборник "Бегство талой воды" и образ Кучмы там) - но их куда меньше, чем твоих философских, любовных и пейзажных шедевров - короче, перечитай свой "Вернисаж" - там все об этом сказано лучше меня. Да, если так или примерно так все будет развиваться в твоем творчестве, я от чистого сердца, с великой гордостью тебе скажу: genius.
С пожеланиями всего наилучшего.
Твой.

Александр Егиазаров   31.08.2012 02:54   Заявить о нарушении
Ещё раз спасибо, Птеро. И извини, за сомнительную мнительность (эк, загнул!), я знаю, что рецки твои чистосердечны, но надо же и мне (от удовольствия) пококетничать!Повыпячивать свою чистоплотность, так сказать.
Счстья тебе и благ всех! Женю не обижай! И поцелуй за меня.
С уважением,
Вячеслав.

Вячеслав Егиазаров 2   31.08.2012 15:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Песнь песней» (Таня Каммер)

"глазки голубки у ручейка"
Мне кажется, слово "глазки" более уместно для любовных стишков молодых девушек; ваш текс ведь идет, насколько я понял, от Песни Песней Соломона, т.е., должен нести в себе библейскую поэтику, даже в приведенных Вами строках Соломоновых посмотрите какие существительные:
голова его
глаза его
щеки его
руки его
голени его
уста его
Как видите, уменьшительно ласкательных вариантов здесь нет, поэтому предлагаю такой вариант:
А глаза, что голубки у ручейка.
А лучше подумайте над своим вариантом.
В целом, Ваш текст понравился, по-девичьи наивно, что есть хорошо, в отличие от сентиментального (если Вы помните Шиллера).
Ваш Птеро.

Александр Егиазаров   30.08.2012 14:30     Заявить о нарушении
Большое спасибо за Ваш отзыв) С уважением,

Таня Каммер   30.08.2012 23:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мне обидно, что Ялта уже не курорт» (Вячеслав Егиазаров 2)

Очень удачный стих о Ялте. Особенно хороши последние восемь строк, с "задумкою Господа Бога" и с тем, как в это дело "черт вмешался довольно успешно". Еще великолепная строка: "мне и города жалко, и нас, и непрочности мира" .
Исправь опечатку - у тебя "и когда я смотрИ на рассвете..."
У меня на компе плохо пропечатывается буква "ч". Имей это в виду. В том смысле, что я не безграмотно порой тебе пишу, а клавиатуру мне нужно отремонтировать.
Твой.

Александр Егиазаров   26.08.2012 09:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Птеро. За рецку и за мою опечатку. Исправлю.
С добром,
Вячеслав.

Вячеслав Егиазаров 2   26.08.2012 14:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «A propos» (Вячеслав Егиазаров 2)

Ты написал замечательную инструкцию для начинающих стихотворцев: "Как не надо писать стихи". В своей рецензии вообще не хочу упоминать Г.Ш., но подобные ему авторы в Москве да и во многих больших городах бывшего Союза печатаются десятками тысяч. Нынче все почему-то лезут в поэты. А степень к.ф.н. придает этому еще болшую значимость. А вот на счет междусобойчиков (я печатаю тебя, потому что ты печатаешь меня) - такое было и раньше, такое есть и сейчас и, я уверен, такое будет всегда, потому что всегда "бездарности пробьются сами". Хвалебная "ода" редактора к сборнику Ш.Г. - это тоже нормальное явление в мире бездарностей (ты хвалишь меня, а я похвалю тебя). Насчет точных названий деревьев, кустарников и прочих явлений флоры тут уж автр должен сам решать в зависимости от того, что он желает выразить в своем стихотворении. Если он пытается передать красоту и многообразие природы родного края, тут автора можно только похвалить за это. Согласен с тем, что точные названия растений, животных, горных пород и т.д. могут обогатить кругозор читателя, а еще они могут вызвать у читателя желание узнать побольше о крае или даже маленьком топографическом явлении, побольше узнать, что может помочь читателю даже влюбиться в этот край. Все зависит от того, чего хочет добитьсяв своем произведении автор ("маститый поэт").
С другой стороны, не могу не добавить, что подобная публицистика и разборы стихотворных полетов вряд ли найдут широкого и благодарного читателя на сайтах стихи.ру и проза.ру. Потому что здесь в фаворе вещи легкие или же наоборот мудрено мистические. Читать же о том, как нельзя писать художественные произведения будут немногие. Потому что большинство здесь уверено, что отлично знает, как писать стихи. Серьезно учиться и познавать секреты стихосложения здесь мало кто хочет. Потому что практически каждый уверен, что пишет гениально и учиться ему незачем. Я сам раньше сталкивался на стихире с таким явлением. Напишу кому-нибудь критическую рецензию к его тексту. Покажу слабые места, огрехи, неточные рифмы, неправильные ударения. И посоветую отредактировать хорошенько сырой текст. В ответ же получаю с гордой интонацией: "Я никогда не редактирую вои стихи. Они приходят мне как откровения. Зачем изменять, править то, что пришло ко мне от Муз?" Так что статья очень интересная, однако, я предчувствую, что отклика на сайте и за его пределами она не вызовет.
Твой forever.

Александр Егиазаров   03.06.2012 03:12     Заявить о нарушении
Всё так, дорогой Птеро, но не терпеть же воинственную тупость, глупость и чванливое себялюбие. Тем более, пытающееся задавать тон в поэзии, побряцивая своим дипломами и званиями, одному Богу извесно, как ими
полученными. А?
С теплом
твой тоже
навсегда1

Вячеслав Егиазаров 2   03.06.2012 13:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бригантина» (Вячеслав Егиазаров 2)

Стих очень понравился, хотя ресторана этого уже и нет, но, какая разница? - зато есть вот этот замечательный стих, который еще более материален, чем была сама "Бригантина". И недаром он заканчивается упоминанием "рассказов мечтателя Грина", чья проза более реальна, чем сама реальнось. Потому что мечта живет вечно. И вечно будет город Ялта, где когда-то был ресторан "Бригантина".
Отмечу лишь некоторые поразившие своей зримостью образы:

"Порт качает огни, как в садах апельсины"

"Словно иллюминатор, луна загорелась"

"Как щенок за хвостом, все за прошлым гоняюсь"

"...Жизнь как палуба эта,
то бишь эта веранда, где сдвинута мебель".

И очень точные наблюдения-мысли:

"Почему суждено нам сначала расстаться,
а потом все понять, о былом сожалея?"

"Время - странная вещь. Все проносится мимо".

"Юность - это любовь. И везенье. И смелость.
Только юность проходит, как все в этом мире".

Поэтическое мышление автора тяготеет к парадоксам. А, как мы знаем, гений парадоксов друг.
С уважением и преклонением.
Птеро.

Александр Егиазаров   30.05.2012 23:27     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за рецензию. Очень редко сейчас кто-нибудь отваживается
на такие развёрнутые отзывы. Отделываются: типа "понравилось",типа
"хорошо",Как говорится, отмечаются, что,мол, вот читали. Это, конечно, ничего автору не даёт. А вот так, как это сделал ты, милый Птеро, им слабо!
С уважением и теплом
Вячеслав.

Вячеслав Егиазаров 2   31.05.2012 01:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь ангела» (Анжи Фримэн)

И что??? На самом интересном и принципиальном ты вдруг обрываешь повествование, Анжи. Ведь все предыдущее было лишь затянутым вступлением. Можно сказать, прологом. Ты же такая начитанная, образованная! Как же ты не почувствовала, что твой рассказ только начинается???
Твой Птеро
Обязательно ответь мне, чтобы мы поговорили об искусстве повествования.
И еще: ты пишешь "стихи в прозе", но, на самом деле, это обыкновенные стихотворные тексты. Стихи в прозе - на внешний вид обыкновенная проза, но она так образна, так иносказательна, так насыщена смыслом и суггестивна, что литературоведы ее относят к поэзии. Многие на сервере допускают эту неточность. И пишут просто стихи с ритмом и рифмой.
В России наиболее удачно стихи в прозе писал Тургенев. Многие его произведения стали классикой и изучаются в школах и в университетах. Наиболее знаменитое про "великий и могучий русский язык".
Удачи.
Обязательно зайди ко мне на страницу, Анжи.
Твой Птеро.

Александр Егиазаров   09.01.2008 20:50     Заявить о нарушении
Зайду неприменно!
Пардон за опоздание!

Анжи Фримэн   18.01.2008 14:53   Заявить о нарушении