Геннадий Жеребцов - написанные рецензии

Рецензия на «Судьба Элизы Христиани» (Владимир Бараев 2)

Столько поэтичности, порыва чувств, чистоты, романтизма и огня!..
И всё это в небольшой новелле о Элизе Христиани - великой виолончелистке второй четверти теперь уже позапрошлого столетия. И как странно, что мы о ней совсем ничего не знали. Жил человек - и сгорел!..
Спасибо Вам, дорогой Владимир Владимирович, за возвращение этого божественного имени и за Ваши предложения по его увековечиванию в стенах Якутского Троицкого собора!

Геннадий Жеребцов   23.01.2014 16:42     Заявить о нарушении
Спасибо дорогой Геннадий Александрович! Надо бы обратиться к правительству Якутии об увековеЧЕнии памяти Элизы Христиани. И я попытаюсь сделать это через Постпредство Якутии. Вл.Бараев.

Владимир Бараев 2   24.01.2014 10:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Самые-самые» (Владимир Бараев 2)

Зарисовка "Самые-самые" состоит из 16 самостоятельных, произвольно подобранных автором небольших миниатюр о представителях монгольского мира. Вначале читаешь и не понимаешь смысла этих отрывков, а потом приходит философское прозрение, и видишь высокое призвание монгольского народа. Но читаешь далее и натыкаешься на описания из жизни совершенно иного народа - бурятах. Приведённые примеры изумительнейшие. Я бы добавил ещё два, характеризующий современный бурятский народ, но о них в конце рецензии.

Сейчас же о единстве или о самостоятельности монголов и бурят. Конечно, когда-то даже Республика Бурятия называлась Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая республика. То есть между бурятами и монголами ставился знак равенства.

Давайте вспомним историю о единении самостоятельного бурятского народа, оно произошло с момента вхождения территорий их обитания в состав Русского государства. Это и булагаты, и эхириты и хори. Иркутские буряты отличаются от забайкальских бурят. В современном Забайкальском крае в Агинском автономном округе проживают хори-буряты, но даже в их среде есть разные языковые различия. Например, забайкальские буряты, живущие вне автономии (с. Угдан современного Читинского района ранее являлось центром самостоятельного Хилоко-Хаоцайского района, здесь живут потомки не вошедших в состав Агинского Бурятского округа хоринских бурят), понимают бурят современного Дульдургинского района округа примерно так же, как русские украинцев и белорусов, - там проживают хамнегане. которых у нас считаю всё равно бурятами. Так вот и возникает вопрос, а все ли буряты имеют прямое родственное отношение к народу, родившего
великого Темучина, ставшего Чингисханом? Надо ли смешивать истинных монголов и настоящих бурят? Это я высказываю без какого-либо упрёка автору, так как высказанное им мнение имеет место и признано официально.

Читателям, живущим в европейской части нашей великой страны, возможно, наш спор не понять. Я же хочу привести подобные аналогии по русскому народу. В паспорте у нас записано, что мы русские. Но каковы наши корни? А задумывались ли вы, кем по национальности был главный герой русских былин Илья Муромец? Оказывается был такой народ "мурома". А принадлежал ли он к славянскому братству народов? Однажды мне довелось побывать на концерте русского фольклорного ансамбля в городе Калинин (как раз накануне возвращению городу исконного названия Тверь). Смотрю: и костюмы, вроде, русские, и речь понятная, а смысла не понимаю. На нашей забайкальской земле русский фольклор выглядит несколько иначе. А почему так? А потому что Сибирь осваивалась не москвитянами (извините за такое название), а выходцами из Новгородской Руси, где была совершенно другая культура. На эти размышления и высказывания навеяла Ваша, Владимир Владимирович,мозаика "Самые-самые".

А теперь в продолжение Вашей темы о бурятах (не монголах, а именно бурятах), российский бурятах. Бурятский народ принадлежит к семье великих народов. У него есть чётко выраженная система самовыживания, о чём говорит отсутствие, по крайней мере в Агинском Бурятском округе детских домов. Хотя в окружающих его русских районах Забайкальского края они есть и в достатке. И второе, жители каждого бурятского села гордятся своими выдающимися земляками, где бы они не жили. У русских такого нет. Спасибо Вам за интересную мозаику, вызвавшую такие раздумья!


Геннадий Жеребцов   21.12.2013 07:09     Заявить о нарушении
Согласен, различия у монголов и бурят есть. Есть различия и между бурятскими племенами. Но сходства между ними, пожалуй, больше, и их нельзя отрицать. Так как у них общие корни - шаманизм, язык, обряды, одежда, образ жизни. Которые, между тем, порой очень различны. Кстати, замечал неприязнь агинцев к иркутским бурятам. Мол, они не настоящие - крещёные, обрусевшие, и менталитет почти русский. А они, агинцы, настоящие - более чистым языком, близким к монгольскому. И верой -буддизмом. Это доходит до явной неприязни. Например, агинец по рождению, скульптор Сэрэнжав Балдано издал книгу о культуре бурят, где не нашлось места балерине Ларисе Сахьяновой и её мужу Петру Абашееву, т.к. они западные. "И вообще, вы иркутские буряты сдались русским, не защитили родную землю от них". Мои доводы, что невозможно было противостоять с луками и стрелами - ружьям и пушкам, он отметал... Не буду больше цитировать. Так думают и другие агинцы, которых я знаю и среди которых много моих добрых друзей. Например, в доме Цициковых я ночевал. Но они были против таких глупостей, как у Балдано.
Спасибо, Геннадий Александрович, за отклик. Вл.Бараев

Владимир Бараев 2   22.12.2013 00:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Христианство с раскосыми глазами» (Владимир Бараев 2)

Пишет Вам Геннадий Жеребцов. С удовольствием познакомился с настоящей статьёй. Материал очень сильный и достойный того, чтобы его изучать и разрабатывать в дальнейшем. Многое из него для себя я узнал нового, в частности, о тех моментах, которые территориально относятся к современной Иркутской области. Хоть я и служил там когда-то полтора года в Армии, для себя в разработку не брал. Потом ещё несколько раз бывал в Иркутске. Видел Крестовоздвиженскую церковь, бывал в в Иркутском Художественном музее и сравниваю его по значимости со знаменитой Третьяковской галереей в Москве, только тут габариты поменьше. Да я знал, что западные буряты приняли веру русских людей. Но как это происходило - в подробности я не вникал. А тут "привязанные к деревянным шестам полуголые буряты с гримасами боли и ужаса на лицах" - это первоначально. А потом "начали иметь выгоду". О забайкальских ясашных, становившихся гуранами и принимавших русские фамилии, знаю, но то были не буряты, а тунгусы. Для меня зазвучали имена первых бурятских деятелей, активно проводивших внедрение среди, как Вы пишите, "сородичей" азы православной веры и русской культуры - Афанасия Виноградова, Якова Болдонова, Николая Болдонова, Николая Затопляева. Вы называете А.А. Виноградова нерчинцем. О нём самом я ничего не знаю, но в Нерчинске, по крайней мере, в XIX веке были известны, и не бедные, личности по фамилии Виноградовы. Что ж, возьму эту фамилию себе в разработку, может, со временем что-то и узнаю дополнительного - а вдруг его потомки?
Но более мне известно про Иргенскую часовню, тех святых великомученниках, которые не смогли к установленному А. Пашковым времени засолить сорок бочек карасинных языков, о святой чудотворной иконе Параскевы Пятницы. Про всё это разговор особый. В 1984 году мне довелось с ребятами из Читинского детского туристического центра под руководством тогда ещё молодого Михаила Николаевича Сапижева (потом он длительное работал в таком же Центре только в г. Шелехово Иркутской области) побывать на месте Иргенского острога и видеть утащенную волокушей на поскотину села саму часовню. Это было поистине небольшое бревенчатое сооружение постройки образца не позднее XVIII века. Потом в газете "Забайкальский рабочий" (7 января 1990 года)о ней я написал заметку "Часовня в Иргени" и сообщил об этом чуде, как о дивном архитектурном сооружении, хабаровскому архитектору Н.Н. Крадину, занимавшемуся изучением архитектурного наследия Восточной Сибири. Он приехал и составил научное описание этого памятника. А потом, где-то через полгода мне сообщили, что остатки часовни сгорели. На эту тему я писал ещё однажды, в 1998 году, со ссылкой на П. Миловецкого (1863 год) - "К истории крестного хода на Иргень". Пороюсь я в своих архивах и выставлю на своей страничке в "Проза.ру" те материалы. Сейчас у меня просто нет электронных вариантов этих статей. Тема эта была для меня интересной ещё и тем, что о тех событиях я знал с детства по рассказам своей бабушки Елизаветы Афанасьевны, 1893 года рождения, которая родилась по забайкальским масштабам недалеко от Иргени - по другую сторону Яблонового хребта в ныне несуществующем селе Притупово (это день пешего хода от Иргени). Когда из Читы на девятую пятницу после Троицы из Читы несли на руках к святому месту икону, то она именно в Притупово перед Иргенью ночевала. Это, конечно, отдельная история, но вначале носили икону совершенно другую, которая потом сгорела в Кукинской церкви (про Куку Вы пишите). И вот тут появилась чудотворная икона Параскевы Пятницы. И связывалась она именно с бурятами. Именно кто-то из них её нашёл в ручье Рушмалей. Их два ручья Рушмалей, оба они стекают с перевалов Яблонного хребта - один в долину реки Ингода (недалеко от места его впадения в Ингоду сейчас разместилась железнодорожная станция Ингода, это 40 км западнее от Читы), а другой - в реку Хилок возле озера Иргень. Именно по долинам ручьёв Рушмалей мы проходили с ребятами в 1984 году, а в XVII веке - отряды Петра Бекетова и затем Афанасия Пашкова со многострадальным Аввакумом.
Вы называете три имени "воинов-мучеников" - Симеон, Киприан, Иосиф. Но был и четвёртый - Василий. Они лежали в двух выдолбленных "гробах" по двое, когда после пожара иргенской церкви люди увидели это чудо. На эту тему есть и другие публикации, так что сейчас подробно об этом писать не буду. Сошлюсь лишь на последнее издание - "Святое место Забайкалья - Иргень". Этой теме полностью посвящён второй выпуск научно-популярного тематического журнала "Иннокентьевские чтения" за 2008 год.
Ну вот, если кратенько, то всё. С уважением, Геннадий Жеребцов

Геннадий Жеребцов   29.11.2013 03:15     Заявить о нарушении